элективный курс "Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста"
элективный курс по музыке (6 класс) на тему

Потапова Светлана Егоровна

В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственная роль. В раннем детстве уже кладывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, развивается музыкальный слух, вырабатывается чистая интонация в пении.

Данная программа способствует формированию эстетического вкуса. Обогащает внутренний мир человека, развивает художественный вкус, воспитывает любовь к музыкальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivka_6_b_klass.docx20.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сангарская гимназия»

 

 «Рассмотрено»                                                                          «Согласовано»                                                             «Утверждаю»

на заседании кафедры                                                               заместитель директора по                                             директор МБОУ

учителей эстетики                                                                     УВР____________                                                         «Сангарская гимназия»

руководитель_________                                                            Иванова Н.К.                                                                   __________

Сметанин Я.И.                                                                            от «   » августа 2013г.                                                    Неустроева И.М.

от «   » августа 2013г.                                                                                                                                                         от «   » августа 2013г.

Элективный курс

«Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста»

(6 кл.)

                                                                                                                                                                                                                                         Составитель:

Учитель музыки

МБОУ «Сангарская гимназия»

Потапова С.Е.    

п.Сангар 2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

                  В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственнейшая роль. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, развивается музыкальный слух, вырабатывается чистая интонация в пении.

                  Данная программа способствует формированию эстетического вкуса. Обогащает внутренний мир человека, развивает художественный вкус, воспитывает любовь к музыкальному искусству.

                Обоснование: постоянные упражнения, связанные с систематическими занятиями поддерживают и развивают способности детей. Вырабатывают у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, стремления создать что-то новое, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры.

Цель: развивать вокальные навыки у детей школьного возраста.

Задачи:

- развитие творческой индивидуальности

- эмоциональное развитие

- развитие музыкальных способностей

- развитие духовной сферы

- развитие самостоятельности

Методика: работа по алгоритму постановки голоса и воспитания музыкальных навыков, декламация с жестикуляцией, художественное тактирование.

В ходе прохождения элективного курса ученик должен освоить:

- звуковысотный диапазон.

- плавные регистровые переходы.

- ровность на различных гласных.

- выразительность исполнения.

- вокальную позицию.

- дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию.

Уметь:

- держать устойчивое дыхание на опоре.

- освоить прием цепного дыхания.

- качество дикции (разборчивость, осмысленность, грамотность).

- понятий и навыков в использовании резонаторов (зевка).

- воспроизводить голосом легато, нон легато, стаккато.

            Средства обучения: показ и исполнение дыхательных, артикуляционных, дикционных упражнений. Прослушивание DVD,CD записей. Разучивание песен и их исполнение.

             Элективный курс рассчитан на 34 часа для среднего школьного возраста.

Учебно- тематический план

Наименование тем

Всего часов

Темы занятий

Лекции

Практ.

Форма контроля

1.

Постановка голоса

9

1.Охрана и гигиена голоса.

2.3.4.5.Приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов.

6.7.8.9.Овладение техническими вокальными приемами.

3

6

Проверкой знаний,умений,навыков учащихся являются выступления,конкурсы,концерты,творческие отчеты.

2.

Правила чистого интонирования

5

1.2.Совершенствование артикуляционного аппарата.

3.4.5.Знакомство со звуковедением.

2

3

3.

Вокально-хоровые упражнения

5

1.2.Упражнения для укрепления горла.

3.4.Упражнения для снятия напряжения.

5.Упражнения для развития певческого дыхания.

2

3

4.

Комплекс упражнений для постановки дыхания

15

1.2.Овладение навыками нижнереберного дыхания.

3.4.Певческое дыхание. Развитие и совершенствование.

5.6.Освоение приемов цепного дыхания.

7.8.Работа над расширением диапазона.

9.10.Комплекс упражнений для постановки дыхания разработанный Казанцевой М.Г. (научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН).

11.12.Система упражнений на стаккато.

13.14.Система упражнений на легато.

15.Система октавных упражнений.

6

9

34

13

21

Содержание курса

Постановка голоса

             Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Основы певческого дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности.

Правила чистого интонирования

              Пение отдельных звуков, устойчивых степеней, звукоряда, интонирование вводных звуков с разрешением гаммообразных отрезков звукоряда, мелодических интервалов. Знакомство со звуковедением: легато, нон легато.

Вокально- хоровые упражнения

              Обязательная форма работы вокального ансамбля- распевание. Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными. Для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по группам, которое обычно длится 10-15 минут, учащиеся помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навки. Распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокальной работы и совершенствование певческих приемов и навыков.

Комплекс упражнений для постановки дыхания

           Степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, на качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования. Большое внимание надо уделить различным способам звуковедения: освоению приемов цепного дыхания и работе над расширением диапазона.

Методические рекомендации

1 раздел «Постановка голоса». Проводится в форме лекции, показа упражнений поприобретений понятий и навыков в использовании резонаторов и овладению технических вокальных приемов.

2 раздел «Правила чистого интонирования». Проводится в форме лекции, показа упражнений по совершенствованию артикуляционного аппарата, дикции, звуковедения.

3 раздел «Вокально-зоровые упражнения». Проводится в форме лекции, показа упражнений  для развития звонкого, легкого звука в которые входят голосовые игры. Показа упражнений распевок и попевокА.Яковлева и В.Емельянова.

4 раздел «Комплекс упражнений для постановки дыхания».Проводится в форме лекции, показа упражнений, разработанный Казанцевой М.Г.

Литература

 для учащихся :

1.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М.Просвещение,1988;

2.Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество»1999-2000;

3.Кабалевский Д.Д. Как рассказывать детям о музыке?-2-е изд.- М.:Сов.Композитор,1982;

4.Кременштейн Б.ПедагогикаГ.Г.Нейгауза.//вопросы истории, теории, методики,-М.:Музыка 1984;

Литература для преподавателей:

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1983.-112с.

2.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. №2119 «Музыка и пение».-М.:Просвещение,1983-224с.

3.Емельянов В.В.

4.Кабалевский Д.Д. Воспитание ума и сердца: кн.Для учителя 2-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение,1984-206с.

5.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». Из-во «Музыка»,М.1965;

6.Морозов В.П. «В помощь педагогу- музыканту»,М.Музыка,1965;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей среднего школьного возраста.

Эти игры можно провести с детьми в помещении и они  не требуют  предварительной подготовки....

новогодний сценарий "Праздник для Кощея" для детей среднего школьного возраста

Этот сценарий в нашем ЦДТ применялся в этом учебном году, т.е. так мы праздновали наступающий 2012 год Фотографии костюмов можно помотреть в моих фотоальбомах. Игры можно применять по своему усмотрени...

новогодний сценарий "Путешествие с Котом Все Наоборот" для детей среднего школьного возраста

Данный сценарий новогоднего утренника для учеников 5 - 7 классов мы использовали в прошлом учебном году, т. е. встречали 2011 год. Для детей разного возраста игры менялись, например, для 5-ых классов ...

Организация спортивно-массовых мероприятий для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, направленных на развитие навыков группового взаимодействия

Проблема взаимодействия человека с окружающими людьми всегда рассматривалась как одна из центральных. От того, как складывается процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в какой мере отношен...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...