Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Белова Алла Владимировна

Учитель музыки Белова А.В.

Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»

Подтема: «Рождественские посиделки»

 

 

Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.

 

Задачи:

1.                                выявить  особенности  перехода  культуры русского народа от язычества к христианству на основе  обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма

2.                                воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей

3.                                развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12  веков

 

Методы, используемые на данном уроке:

1.     демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)

2.     моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)

3.     опережение  актуального  момента и возращения к пройденному;

4.     метод межпредметных связей

5.     интегрированность (музыка и технология).

 

Тип  урока: нетрадиционный (урок-игра)

 

Форма урока – праздник, исследование, практическая  работа, «эврика»

Класс: 7 "а" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryady_i_traditsii_rusi.docx22.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки Белова А.В.

Тема:  «Обряды и традиции  Руси»

Подтема: «Рождественские посиделки»

Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.

Задачи:

  1. выявить  особенности  перехода  культуры русского народа от язычества к христианству на основе  обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма
  2. воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей
  3. развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12  веков

Методы, используемые на данном уроке:

  1. демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)
  2. моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)
  3. опережение  актуального  момента и возращения к пройденному;
  4. метод межпредметных связей
  5. интегрированность (музыка и технология).

Тип  урока: нетрадиционный (урок-игра)

Форма урока – праздник, исследование, практическая  работа, «эврика»

Класс: 7 "а" и 8"а".

Ход  урока.

  1. Организационный  момент  (приветствие, настрой  на  работу, ознакомление  с  темой урока).
  2. Основная  часть  урока:

        Сообщение  о  значении  песни  в  жизни  человека  и  её  месте  в  фольклоре  русского  народа.

Народ русский с песней рожден. Первая песня, которую слышит младенец - колыбельная. Первая вещь, которая попадает в руки – музыкальная игрушка – погремушка.

И так с древности ведется, и посей день.

Всё это нашло своё отражение в фольклоре русского народа. Что такое фольклор – народное творчество.

В песне, в игре на музыкальных инструментах, в сюжетной игре и конечно же в необычайно прекрасных костюмах.

С помощью старославянской песни, игре и знакомство с русским девичьим костюмом попробуем перенестись в другую эпоху. Эпоху древности: от язычества к христианству – православия (крещение Руси 988г.-князь Владимир).

Использование библейского сюжета (иллюстрация) для перехода к истории принятия крещения Руси.

Один из самых насыщенных зимних месяцев - это январь. Один из самых главных праздник православных в январе?

Праздник насыщенный многочисленными традициями русского народа? Рождество Христово.

Библейский сюжет. Помогите восстановить события отраженные на данной иллюстрации. Рождество, рождение....

Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.

Мария и Иосиф нашли приют за городом в вертепе - пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества - родился Спаситель мира.

Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.

Звезда, которая освещала место рождения Христа, названа Вифлеемской (показ семиконечной звезды, как символ праздника).

Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции языческие и христианские.

Что принято детьми петь в эти дни? Колядки.

Исполнение колядок в масках (обучающихся 7 а класса).

Подвести итог содержания колядок.

Происхождение  и понятие "Коляда-Щедровки"" с языческих времён на Руси и Христославные песни колядки.

Римское и языческое значение.

Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету.        

Коленда – название первого месяца года (рим).

Показ-исполнение православной Колядки «Эта ночь святая».  

        Сегодня эти песни народом забыты, но в церквях, воскресных школах они звучат.

 На святках славили Христа, молодёжь ходила от одного двора к другому с большой самодельной звездой, песнями-колядками прославляла Рождество Христово, чествовала хозяев дома, желала им всякого добра и здоровья.

Разучивание и исполнение православной Колядки «Эта ночь святая».  

Различие и значение "Щедровки" и "Христославные песни".

        В чём различие в "Колядках- Щедровках" и колядках православных?

"Колядки- Щедровки" оповещают о приходе Коляды, как повод для веселья и шалостей, желая хозяину добра и благополучия.

В православные колядках славят Христа, поют Христославные песни, в эти песнях и слова нет про Коляду. Славили день, поздравляют с рождением младенца.

        В канун Рождества  - Сочельник. Девушки доставали самые лучшие свои наряды, наряжались, чтобы узнать свою судьбу.

Показ русского народного девичьего костюма, значение цвета, орнамента (вышивка).

        Обучающиеся 8 а класса представляют свои работы по технологии под руководством учителя технологии Яковлевой Ю.В.

        В ночь на кануне Рождества нарядились, сели в круг в ожидании волшебства.

Игра-гадание. Поблюдные песни.

В блюдо собираются мелки вещи детей и накрываются платком.

Игра песня (вынимая предметы из блюда, пропеть весте фразу-припевку "ой ли шоли тёшеньки")

1. за дежой сежу, пятернёй вожу, я ещё посижу, я ещё повожу- (поём вместе)- ойли – шоли -тёшеньки про кого пою? (вынимаю из блюда одну из вещей) ---- ещё нескоро замуж выйдешь.

2.Ходит кошечка да по лавочке. Водит котика да за лапочки. ----ласковый милый муж будет.

3. Лежит свинья у логова с поросятами с полосатыми.---- много детей будет.

4.Ой, мышь пищит, казну тащит, ещё попищит, ещё потащит.----жадный муж будет.

5. У нас мужики богатые, гребут денежки лопатами.---- к богатству.

6. Стоит корыто, полотенцем накрыто.--- ох что-то скрытное, богатство зарытое.

7. Улетел воробей на чужую сторону, а с чужой стороны не воротится.----переезд в новый дом или другую сторону.

8. Летит синица, чтоб воды напиться ---ума прибудет

9. солнце ясное греет ласково, ветер  дует, поддувает----перемены в будущем сильные

  1. Итог. В  ночь  перед  Рождеством, в  Сочельник, пекли  обрядовое  печенье  с  пожеланиями  для  колядовщиков. Одарим и мы колядовщиков и гостей печеньем.

Значение  каждой  фигурки:

  • звезда просветление;
  • цветок – к радости;
  • сердечко – любовь и понимание;
  • ёлка – мудрость; благополучие.

Мудрость вековая русского народа в песне, в танце зарождалась и развивалась веками.

Знать, помнить историю зарождения и развития культуры посредствам фольклора - это необходимо.

Без прошлого нет будущего.

Счастливого Рождества Христова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии

Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный....

Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка урока "Олимпийские игры в Древней Греции и современность".

Разработка урока для 5 класса посвященная олипийским играм. Представлен исторический материал,  рассказывается   об олимпийских играх 2014....

Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                      ...

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...