Открытый урок по музыке "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина.
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

Материал представляет сценарий открытого урока музыки  в 7классе "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина". Цель урока- знакомство с музыкальными характеристиками главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина, выявление сходства и различия их интонационной сферы. Задачи: составлять музыкальные портреты героев, выявлять драматургию их взаимоотношений, проводить анализ музыкальных фрагментов, используя для этого средства музыкальной выразительности. Устанавливать интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями. Урок разработан в соответствии с ФГОС и может быть использован учителями музыки работающими по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока по музыке в 7 классе

«Образы главных героев оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина»

Музыкальное приветствие «Я вас приветствую друзья! Мы вас приветствуем учитель!»

Учитель:

От глаз людских  доныне скрытый,

В лесном краю курган стоит.

А кто под ним? Давно забытый

Тот вождь, когда-то знаменитый.

Откликнись! Струны отзовитесь,

Минувшим временем звуча,

Кольчуги звон и свист меча

К нам с грозным именем вернитесь. (Слайд 1)

Учитель. О чем или о ком идет речь в этом отрывке?

Ученики. О «вожде знаменитом», который в давние времена мечом защищал свою землю.

Учитель. Да, вы  правы. На уроке мы поговорим о богатырях, защитниках своей Родины. И проведем сравнительный анализ образов главных героев оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина, используя  средства музыкальной выразительности.

Каким образом мы будем сравнивать героев?

Ученики. Познакомимся с музыкальными характеристиками этих героев; обратим внимание на их взаимоотношения.

Учитель. Как бы вы определили тогда тему нашего урока?

Ученики. «Образы главных героев оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина». (Слайд 2)

Учитель. «Богатырская», «эпическая»  тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Ведь с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

       Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается  своими выразительными средствами и особенностями композиции. (Слайд 3)

 Давайте рассмотрим картину русского художника Ильи Глазунова «Князь Игорь»

(Слайд 4).

Каким вы увидели  князя Игоря?

Ученики. Серьезным, сильным, мужественным человеком.

Учитель. Какие краски использовал художник для создания образа. О чем они говорят?

Ученики. Яркие, насыщенные, контрастные цвета картины (красный, золотой, черный),   говорят о величии и благородстве князя.

Учитель. Князь Игорь стал героем и литературного произведения – «Слово о полку Игореве» (Слайд 5)

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его -

В похвалу трудам его и ранам -

По былинам времени сего,

Не гоняясь в песне за Бояном. (Слайд 6)

Учитель. Какими словами характеризуется князь Игорь в литературном произведении?

Ученики. «Князем удалым», которого воспевают в былинах «в похвалу трудам его и ранам».

Учитель. Именно «Слово о полку Игореве» и легло в основу оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».

 Дома вы познакомились с творчеством А.П.Бородина, и я прошу вас ответить на мои вопросы. (Слайд 7)

Блиц-опрос.

  1. Как называлось содружество русских  композиторов XIX века, куда входил Бородин? ( «Могучая кучка»)
  2. Какова основная профессия А.П.Бородина?  (ученый – химик)
  3. Какое литературное произведение, было положено в основу оперы «Князь Игорь»?

( «Слово о полку Игореве»)

  1. К какому типу оперы относится произведение «Князь Игорь»? (народно-эпическая опера)
  2. Кто подсказал идею создания оперы «Князь Игорь?» (В.В. Стасов)
  3. Кем было написано либретто оперы?  (А.П.Бородиным)
  4. В течение какого времени А.П.Бородин сочинял оперу? (в течение 18 лет)
  5. Какие  композиторы дописали оперу после смерти А.П.Бородина?  (Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К. Глазунов)
  6. Сколько действий в опере? (четыре действия с прологом)
  7. Назовите главных героев оперы?  (Князь Игорь, хан Кончак)

Учитель. Молодцы. Действительно, князь Игорь и хан Кончак главные герои оперы, и я предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, где вы услышите арии этих героев.

Учитель. Только сначала, вспомните, что такое ария?

Ученики. Главная песня героя; музыкальный портрет героя, который раскрывает его мысли и чувства.

Учитель. Правильно, ребята.   И так, звучит ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из второго действия оперы, которую он поёт, находясь в плену.

Слушание.

Учитель. Каков общий характер музыки? Её настроение?

Ученики. Характер - медленный,  размеренный, настроение – драматичное, подавленное.

Учитель. Изменялось ли настроение музыки на протяжении арии?

Ученики. Да. В начале музыка была мрачной, тяжелой.

Учитель. А в середине арии?

Ученики. В середине арии  произошло просветление, появилась мягкость, лиричность, сменившаяся решительностью, героичностью, но в конце вернулось прежнее настроение – скорбное, горестное, драматичное.

Учитель. Какие средства выразительности музыки использовал А.П.Бородин для создания образа  Игоря?

Ученики. Распевная, былинная мелодия, медленный темп,  минорный лад, низкий регистр медно-духовых инструментов передают мрачное, скорбное настроение. В середине арии появляется мажорный лад, мелодия становится мягкой, светлой  певучей, перерастая в решительную, динамичную, но потом возвращается минор, с его драматическим настроением.

Учитель. Хорошо. А  из скольких частей  состоит ария?

Ученики. Из трех.

Учитель. А в какой музыкальной форме она написана?

Ученики. В трехчастной музыкальной форме.

Учитель. Замечательно, а теперь попробуем разобраться в состоянии души князя Игоря, и посмотрим видео фрагмент фильма - оперы «Князь Игорь», режиссера Романа Тихомирова.

Просмотр видео фрагмента.(Слайд 8)

Учитель. Каково состояние души князя Игоря?

Ученики. Изменчивое: мрачное, скорбное, потом светлое, лиричное. В эпизодах  мужественное, решительное.

Учитель. О чем размышляет князь?

Ученики. Находясь в плену, Игорю стыдно и больно, он  не может примириться со своим поражением, и в какой-то момент, он решителен и тверд, он будет продолжать бороться, и  спасать Русь от её врагов.

Учитель. А что меняется, когда он думает о Ярославне?

Ученики. Он вспоминает дом родной, любимую жену Ярославну, и думает о том, что только она сможет простить его и принять любым, даже побежденным.

Учитель. Каким человеком предстаёт перед нами князь Игорь?

Ученики. Честным, благородным, мужественным человеком, готовым исправить свои ошибки. И в то же время нежным и любящим мужем.

Учитель. Замечательно. Вы прекрасно справились с анализом арии князя Игоря.

Каков же главный враг князя - хан Кончак? Давайте посмотрим фрагмент арии Кончака из фильма-оперы.

Просмотр  видео фрагмента арии Кончака. (Слайд 9)

Учитель. Каким человеком  предстает хан Кончак в своей арии?

Ученики. Властным, надменным, самоуверенным, хитрым.

Учитель. А каков он  по отношению к Игорю?

Ученики. Хан хочет задобрить князя, предлагает ему коня, сокола, девушек, тем самым выказывая восточное гостеприимство и уважение к гостю, которого хотел бы видеть братом, а не соперником.

Учитель. Какие черты являются главными в образе Кончака?

Ученики. Образ Кончака многогранен, в нем сочетаются жестокость и великодушие, хитрость и благородство.

Учитель. Какие средства выразительности А.П.Бородин использовал для создания музыкального портрета Кончака?

Ученики. Мелодия арии широкая, напевная, светлая, местами игривая, радостная. Темп музыки подвижный. Тембры струнно-смычковых и деревянно-духовых инструментов, звучащих в высоком регистре, передают радостное настроение и восточный колорит.

Учитель. Контрастны ли образы князя Игоря и хана Кончака?

Ученики. Да.

Учитель. Кем предстают в опере главные герои? Каковы их взаимоотношения?

Ученики. Они предстают противниками.

Учитель. Кто еще из русских  композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре?

Ученики. М. И. Глинка, в опере «Иван Сусанин».

Учитель.  И так, подведем итог урока. На каком принципе основано сопоставление героев оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина?

Ученики. На принципе контраста, на противопоставление двух враждующих сил – русских и половцев, представленных князем Игорем и ханом Кончаком.

Учитель. Какую роль сыграли в раскрытии образов  средства музыкальной выразительности?

Ученики. Они показали нам совершенно разных героев, используя для этого различные средства выразительности: мелодию, темп, лад, тембр, регистры.

Учитель. Вы прекрасно провели анализ арий. Я предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка.

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли.

Быстро хлопнули пять раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро-быстро поморгали

И… ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево десять раз –

Отдохнул уставший класс!

Учитель. Молодцы. Я предлагаю, закрепить свои знания, заполнив самостоятельно таблицу «Сходство и различие  музыкальных образов  князя Игоря и хана Кончака». (Слайд 10)

Князь Игорь

Хан Кончак

Тембр голоса

баритон

Тембр голоса

бас

Интонации

горестные

печальные

мужественные

героические

лирические

Интонации

надменные

воинственные

вкрадчивые

ласкательные

горделивые

Главные черты характера

мужественный, волевой,

решительный,

честный,

 любящий, благородный

Главные черты характера

воинственный, своенравный, жестокий,

хитрый, великодушный, благородный

Тип контраста

Противопоставление

Тип контраста

Противопоставление

 Учитель.  Сегодня на уроке мы обратились к событиям XII века, когда наши предки защищали Русь-матушку от  кочевых народов, опустошавших русские земли.  

Мы проникли в мир героев, олицетворяющих собой два противоборствующих лагеря.

Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, что прослушали? Я предлагаю обобщить ваши знания и создать кластер по теме урока.

Создание кластера.(Слайд 11)

Учитель. А завершить наш урок мне бы хотелось песней из фильма «Офицеры» - «От героев былых времен», которая мне кажется, будет созвучна теме нашего урока.

Хоровое исполнение песни « От героев былых времен» Автор музыки: Р.Хозак ,Автор текста: Е.Агранович

Рефлексия. 

Учитель.

Какова была тема нашего урока? Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Что нового узнали на уроке? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее?

Оцените свою работу, поставьте себе оценку.

А теперь поаплодируем друг другу. Вы молодцы!

Домашнее задание. Составьте синквейн главных героев оперы – князя Игоря и хана Кончака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"

Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

Конспект урока "Я буду рисовать Джамилю и Данияра (Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Образы главных героев.)", 9 класс

Открытый урок "Я буду рисовать Джамилю и Данияра (Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Образы главных героев.)", 9 класс"(Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля». Обр...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...