Конспект урока для 2 класса -С.С Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
план-конспект урока по музыке на тему

Терентьева Марина Владимировна

Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева и его симфонической сказкой "Петя и волк"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этап урока, методы и приемы

Название используемых ЭОР

Универсально Учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж(мин.)

1.

Организационный

Наглядный метод

Презентация

Коммуникативные

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Владимировна и я проведу у вас урок музыки! Ребята посмотрите, вам знаком портрет этого композитора?

Приветствуют, отвечают на вопрос

1 мин.

2.

Раскрытие темы

Наглядный метод, словесный метод -рассказ

Объяснения

3.Слушание

Презентация

Видео

Познавательные

-Э то ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич- советский композитор, пианист, дирижер. родился 04.1891, село Сонцовка, сейчас оно называется село Красное Донецкой области  .  Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери и в 5 лет Сережа сочинил первую пьесу для фортепиано. Сергей Прокофьев очень много музыки писал для детей и юношества. Он сочинял для детей потому, что любил молодость, любил юность, он любил ребят, чувствовал детский мир так, как мало кто из композиторов чувствовал. Даже в тех сочинениях, которые для ребят не предназначались, мы часто слышим юное, молодое звучание, как будто перед нами появился этот детский мир. В его творчестве много места занимала сказка. Вы знаете, что в совсем ещё юном возрасте, он написал музыку к знаменитой сказке Андерсена «Гадкий утёнок», сказку, которую вы все, вероятно, хорошо знаете. К сказке в своем творчестве Прокофьев обращается много раз. Он писал  балеты на сказочные темы такие как «Золушка», «Сказ о каменном цветке» по бажовской сказке. Чудесные фортепианные пьесы, которые называются «Сказки старой бабушки». Он в этих сказках как будто вспоминал своё детство. Есть у него ещё одно сочинение, это симфоническая сказка. Сейчас я вам загадаю поэтическую загадку, и вы  должны будете угадать как называется эта симфоническая сказка.  

                 С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

 И так ребята как называется сказка? Да правильно эта симфоническая сказка называется «Петя и волк». Ребята, прочитайте еще раз стихотворение про себя  какие  есть герои в этой сказке. Правильно .

Ребята, а как вы думаете почему сказка называется «симфоническая»?

Правильно Симфоническая -  от слова симфония.

Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя  тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Сказка «Петя и волк» была написана в 1936 году. Нужно вам сказать, ребята, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Она научит узнавать звучание инструментов симфонического оркестра не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке. Для начала,  прежде чем мы с вами послушаем саму симфоническую сказку нам нужно узнать какие же инструменты входят в симфонический оркестр.

И так первая  группа инструментов называется струнные- смычковые в эту группу входят скрипка, альт, виолончель, контрабас ,посмотрите ребята как они выглядят. В этой сказке  они изображают главного героя Петю. В один прекрасный летний день, Петя вышел погулять. Давайте по слушаем тему Пети 

 Какой  характер у Пети? Что изображает музыка?

И так ребята, что же вы услышали ?

Молодцы Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он как будто  идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.

Все теперь мы ребята с вами знаем какие инструменты показывают тему Пети. Сейчас  узнаем следующего героя, следующий герой у нас птичка.  Тему птички исполняет инструмент флейта-это деревянный духовой инструмент. В группу деревянных духовых инструментов  входят Флейта,  гобой,  кларнет .Посмотри те как выглядят эти инструменты . И так птичка   подлетела к Пете и предупредила, что в лесу гуляет серый волк, сейчас мы с вами услышим её предупреждение. Послушайте  и узнайте  какой  у нее характер , как  звучит флейта? (Слушание)И так ребята кто мне ответит на мои вопросы? Правильно мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

настроение у птички Веселое, радостное, счастливое, беззаботное. После предупреждения птички дедушка наказал ему, что выходить за ворота нельзя, а сам дедушка отправился за охотниками.

  Тему дедушки  исполняет деревянно-духовой инструмент фагот.  Напомните мне какие еще  инструменты входят в эту группу ? Правильно Флейта,  гобой,  кларнет Давайте с вами послушаем тему дедушки. Как она звучит и какой у нее характер? (слушание)Какой ребята у нее характер? Да вы правы   Дедушка сердитый, строгий. В мелодии слышно как он  ходит и наказывает Пете не выходи за калитку там опасно .Ребята  а какое отличие между фаготом и флейтой вы услышали? Фагот звучит низко правильно ,а флейта высоко полётно. Ребята соответствуют ли эти инструменты своим героям? А почему?(ответы детей)

Сейчас мы проверим на сколько вы были внимательны  на уроке , разделимся на три команды каждой команде я раздам кроссворд  и кто быстрей заполнит кроссворд тот и получит оценки ,ответом на  этот кроссворд будут музыкальные инструменты с которыми мы сегодня познакомились. Молодцы все ребята! Но на этом сказка не заканчивается с остальными героями вы познакомитесь на следующем уроке.

Ответы детей

Дети читают стихотворение и отгадывают

Внимательно слушают, и отвечают на вопросы учителя

Ответы детей

12мин

10

3.

Физ. Минутка

Наглядность

Видео

личностные

Ребята давайте с вами разомнемся, вставайте из за своих парт .

Повторяют движения за учителем

4 мин

4.

5.

Распевание,

Пение Собственный показ, дирижерский жест, метод сравнения.
Зрительная наглядность,
Слуховая наглядность

фортепиано

личностные

Сейчас ребята  мы с вами подготовим  наши голоса для пения.(Распеваемся )

Ребята а вы знаете что такое дружба ?У всех ребята  есть у вас друзья а что вы делает когда вашему другу грустно? Молодцы ,я смотрю вы все умеете  дружить, сейчас мы с вами разучим  новую песню ,а может кто то уже ее слышал,  называется она «Песня о Дружбе». Послушайте ее и скажите,  какая она по характеру? О чем эта песня ребята? (Пою песню

                     ВХР

Трудности

Методы и приемы

Скачки на  ч 5вверх и вниз, скачок на м6 вверх, скачок на ч8 вниз
Правильное снятие детей по руке дирижера
четкое произношение слов.

Собственный показ, дирижерский жест, метод сравнения.

Звуковысотный показ


Выполняют задание

10мин

6.

Рефлексия

презентация

личностные

-С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?(С.С Прокофьевым)

-Как называется симфоническая сказка с которую мы с вами послушали? С какими героями мы с вами  познакомились и какие инструменты их изображают?

-Какие виды инструментов симфонического оркестра  мы  изучали?

 Спасибо за урок ,до новых встреч!

Ответы детей

3 мин.

Тема урока: " С.С.Прокофьев    «Петя и волк»"

" «Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении» "

                                                                 С.С. Прокофьев

Предмет: музыка

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано

Цель деятельности учителя: познакомить детей с творчеством С.С. Прокофьева и  его симфонической сказкой  « Петя и волк»

Планируемые  результаты:

Метапредметные –развивать образное мышление, слух, голос, творческие способности

Предметные: дать представление о симфоническом оркестре и симфонической сказке, познакомить с новыми музыкальными инструментами;

Личностные: воспитывать культуру слушание ,стремиться воспитать любовь к симфонической музыке .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".

Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория....

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...

урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

урок разработан в рамках курсов  "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС:  цели, задачи и критерии оценки»    ...

Конспектурока " Уравнения"

Конспект урока для 7 класса...