Паспорт программы.
рабочая программа ( класс) по теме

Краткое описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развитие моторики рук на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_programmy.docx12.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развитие моторики рук на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано".

Разработчик программы

Бушарова Елена Анатольевна

Образовательное учреждение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа  883"

Хоровая школа "Дебют"

Год утверждения программы

2016

Тип программы

авторская

Срок реализации

программы

2 года

Возраст детей

от 6 до 8 лет

Образовательная направленность программы

социально-педагогическая

Цель программы

Развитие у учащихся мелкой моторики рук, беглости пальцев. Обучение их основным начальным умениям и навыкам игры на фортепиано. Воспитание у детей любви и интереса к музыке, музыкальным занятиям.

Задачи программы

задачи в обучении:

1. сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами;

2.  правильная посадка за инструментом, постановка рук;

3. обучение нотной грамоте и ритмическим схемам;

4. освоение основным приёмам звукоизвлечения;

5. освоение навыков чтения с листа;

6. задействовать в процессе обучения компьютерные технологии.

задачи в развитии:

1. развитие мелкой и крупной моторики рук;

2. развитие музыкального слуха, ритма, памяти и образного мышления учащегося;

3. расширение общекультурного кругозора;

4. формирование и развитие творческих способностей учащихся;

5. развивать  пианистические навыки и слуховой контроль в звукоизвлечении и ритмической организации.

задачи в воспитании:

1. формирование интереса к музыкальному искусству;

2. воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни;

3. воспитание музыкального и художественного вкуса;

4. воспитание культуры звука;

5. воспитание культуры поведения на занятиях;

6. воспитание культуры общения с педагогом;

7. воспитание активности на занятиях;

8. настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного   процесса;

9. ответственность за результат;

10. воспитание сценической культуры.

Структура программы

  1. титульный лист;
  2. пояснительная записка;
  3. учебно-тематический план;
  4. содержание программы;
  5. список использованной литературы.

Основное содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПО 1 ГОДУ ОБУЧЕНИЯ:

1 раздел. Вводное занятие.

Теория: Знакомство. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности и правилах поведения.

Практика: Выявление музыкальных способностей и общего развития обучающегося.

2 раздел. Знакомство с инструментом.

Тема 2.1. История инструмента, предшественники фортепиано.

Теория:

а) Знакомство с предшественниками фортепиано: клавесин, клавикорд, орган.

б) История создания фортепиано.

в) Пианино и рояль - сходство и различия.

Практика: Знакомство с внутренним устройством фортепиано: дека, струны, молоточки, демпферы, педали и принципы их работы.

Тема 2.2. Изучение регистров и октав.

Теория: Изучение клавиатуры.

Практика: клавиши, регистры, тембры, звуковысотность, понятия: тон, полутон; диез, бемоль, бекар.

       3 раздел. Донотный период.

       Тема 3.1.  Музыкальные пальчиковые игры (организация двигательно-пианистических движений рук).

Теория: Подготовительные упражнения для развития пианистического аппарата:

а) ежедневные гимнастические упражнения для организации и подготовки рук (без инструмента).

б) работа над посадкой за инструментом.

в) работа над упражнениями: «Радуга», «Маятник», «Прогулка», «Паучок» и т.д., подробная работа с локтями, запястьем, пальцами.

Практика: Непосредственная работа над постановкой рук:

положение пальцев - «овальное окошечко», «бугорки», свод, упражнение с мячом, карандашом, пластилином, работа над ощущением пальцев и погружением их в клавиатуру.

       Тема 3.2. Музыкальные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, координации движений.

 Теория: Игры-упражнения для развития пианистического аппарата и мелкой моторики рук.

Практика: Исполнение небольших по объему песенок с запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону с определенными движениями под музыку, что способствует развитию мелкой моторики рук и музыкальному развитию вцелом.

       Тема 3.3. Музыкальные пальчиковые игры на развитие крупной моторики рук, координации движений.

Теория: Игры-упражнения для развития пианистического аппарата и крупной моторики рук.

Практика: Исполнение небольших по объему песенок с запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону с определенными движениями под музыку, что способствует развитию крупной моторики рук и музыкальному развитию вцелом.

      4 раздел. Изучение нотной грамоты.

       Тема 4.1. Название нот и их написание.

Теория: Работа над развитием навыка графического восприятия нотной записи: упражнение «бусы».

Практика:

  • Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиатуре.
  • Использование игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце: например, ноты живут на этажах и между этажами, «чердаке», «подвале» и т. д.
  • Воспитание прочной связи: вижу - слышу - знаю, которая является основой успешного развития навыка «чтения с листа».

       Тема 4.2. Простые размеры.

 Теория: Размер - временное понятие музыки. Навыки по развитию метро-ритмического ощущения, основываясь на музыкальных примерах (танец, марш).

Практика: Знакомство с понятиями: темп, размер, такт, затакт в опоре на слово: подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок. Шаг под музыку.

       Тема 4.3. Длительности нот и пауз.

 Теория: Графическое изучение длительностей нот и пауз.

Практика:

  • Утверждение в сознании ребенка неразрывности музыки во времени.
  • Прохлопывание ритмических схем.

      5 раздел. Постановка рук.

       Тема 5.1. Формирование пианистических навыков (игра приемом non legato).

Практика:

1. Овладение начальными навыками игры: non legato.

2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания.

3. Постановка четких задач в игре упражнений.

4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей.

       Тема 5.2.Формирование пианистических навыков (игра приемом legato).

Практика:

1. Овладение начальными навыками игры: legato.

2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания.

3. Постановка четких задач в игре упражнений.

4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей.

       Тема 5.3. Формирование пианистических навыков (игра приемом staccato).

Практика:

1. Овладение начальными навыками игры: staccato.

2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания.

3. Постановка четких задач в игре упражнений.

4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей.

       Тема 5.4. Закрепление навыков. Обьединение разных приемов игры (non legato, legato, staccato).

Теория: Выполнение ряда упражнений вне инструмента и на инструменте.

Практика: Работа над воспитанием навыка самостоятельности рук – основы координации:

а) Игра упражнений non legato в одной руке и одновременно legato в другой и т.д.

б) Работа над фиксацией внимания на взаимосвязи и чередовании во времени обеих рук, моментов «дыхания» кисти.

      6 раздел. Работа над эмоционально-художественным развитием.

       Тема 6.1. Музыкальный синтаксис (мотив, фраза, предложение).

Теория: Понятие фразы,особенности ее исполнения.

Практика: Ощущение целосности фразы с помощью пения (придумать соответствующие слова для разучиваемой фразы).

       Тема 6.2. Нюансы, кульминация, темп.

Теория:  Нюансировка, кульминация, темп - как средства достижения авторского замысла. Исполнение педагогом, разбор характера, образа, содержания произведения.

Практика: Работа над произведениями различного музыкально-художественного содержания.

      7 раздел. Чтение с листа.

Теория: Общий разбор произведения:

а) Скрупулезное изучение нотного материала, анализ произведения на уроке (определение тональности, размера, ритма).

б) Преодоление в работе ученика неточности в отношении ритма, нот, аппликатуры.

Практика: Формирование навыка чтения с листа на основе легкого материала:

а) Работа над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна осуществляться на более легком материале с обязательным контролем домашнего задания на уроке.

б) Работа над формированием навыка схватывать главное в тексте, неразрывно вести мелодию без поправок и остановок.

      8 раздел. Игра в ансамбле с педагогом. 

Теория: Синхронные движения игры в ансамбле.

Практика: Особый слуховой контроль - слушать, исполнять вместе. Формирование навыка игры в ансамбле.

      9 раздел. Подбор по слуху.

Теория: Анализ движения и построения мелодиической линии, воспроизведение заданной мелодии.

Практика: а) игра "Найди ноту";

                   б) игра по слуху.

     10 раздел. Зачеты и выстепления.

Практика:

1. Зачеты.

2. Концерты (конкурсы, фестивали).

     11 раздел. Итоговое занятие.

Теория: Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе.

Практика: Проигрывание репертуара учащимся с анализом и самооценкой исполнения (контрольный урок).

ПО 2 ГОДУ ОБУЧЕНИЯ:

1 раздел. Вводное занятие.

Теория: Беседа по технике безопасности и правилах поведения.

Практика: Подбор музыкального репертуара на учебный год.

2 раздел. Работа над развитием навыков чтения с листа.

Тема 2.1. Разбор репертуара.

Теория: Определение цель и задачей в выборе репертуара.

Практика: Разучивание текста.

Тема 2.2. Игра в ансамбле.

Теория: Особенности игры в ансамбле.

Практика: Работа над точностью ансамблевого исполнения, чувствовать и творить вместе.

       3 раздел. Развитие технических навыков.

       Тема 3.1. Работа над гаммами.

Теория: Аппликатурные схемы, прийомы исполнения аккордов, арпеджио и гамм.

Практика: Изучение гаммы.

       Тема 3.2. Работа над этюдами.

 Теория: Особенности исполнения технических формул.

Практика: Изучение текста, работа над техническими трудностями и темпом.

      4 раздел. Этапы работы над музыкальным произведением.

       Тема 4.1. Разбор, знакомство с автором и формой.

Теория: Знакомство с биографией композитора и его стилевыми особенностями.

Практика: Разбор и анализ текста данного произведения.

       Тема 4.2. Работа над деталями.

 Теория: Изучение гармонического плана.

Практика: Разучивание текста наизусть, интонирование, метроритмическая точность, педализация.

       Тема 4.3. Воплощение композиторского замысла.

 Теория: Определение характера произведения, кульминации.

Практика: Работа над драматургией.

      Тема 4.4. Исполнительский этап.

 Теория: определение цель и задач в данном произведении.

Практика: Зачетное или концертное выступление.

     5 раздел. Работа над звуком.

       Тема 5.1. Технические приемы звукоизвлечения в произведениях кантиленного характера.

Теория: Основные приемы звукоизвлечения.

Практика: Работа над гибкостью рук и мягкостью косания.

       Тема 5.2. Технические приемы звукоизвлечения в произведениях виртуозного характера.

 Теория: Основные приемы звукоизвлечения.

Практика: Работа над активностью и беглостью пальцев.

      6 раздел. Зачеты и выступления.

Практика:

1. Зачеты.

2. Концерты (конкурсы, фестивали).

      7 раздел. Итоговое занятие.

Теория: Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе.

Практика: Проигрывание репертуара учащимся с анализом и самооценкой исполнения (контрольный урок).

Формы работы

 очная (сочетание аудиторных и выездных занятий).

 индивидуальная.

Прогнозируемые результаты программы

Программные требования к уровню развития:

  • формирование на ознакомительном уровне музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития;
  • сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами;
  • владение навыком чтения с листа;
  • приобщить ученика к ансамблевому музицированию;
  • научить подбирать по слуху знакомые песни и произведения;
  • технические и звуковые навыки;
  • культура поведения на сцене.

Программные требования к уровню воспитанности:

  • воспитание интереса к музыке и искусству;
  • воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни;
  • воспитание музыкального и художественного вкуса;
  • воспитание нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт примерной программы учебной дисциплины «Искусство трудоустройства».

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:-оператор швейного оборудования....

Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методико...

Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»

Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...

Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.

Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формировани...

Паспорт программы «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...

Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...

Паспорт программы "Путь к успеху"

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Выявление одаренных детей должно начинат...