Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Рыц Татьяна Геннадьевна

Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazy_simfonicheskoy_muzyki.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема II полугодия: “Мир образов камерной и симфонической музыки”

Тема 23 урока: Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»

Класс: 6

Дата: 24.02.15г.

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок-беседа.

Проверка домашнего задания: Знать и объяснять новые понятия.

На выбор:

  1. Подготовь мини-проект на тему «Времена года в музыке, литературе и живописи».
  2. Подготовь презентацию на тему «Образы Италии в творчестве русских композиторов».

Краткое содержание: Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова.

Музыкальный материал:

Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»:

- «Тройка»

- «Вальс»

- «Весна и осень»

- «Романс»

- «Пастораль»

- «Военный марш»

- «Венчание»

- Песня «Три танкиста».

Цели-результаты:

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

  1. Работает с текстом.

- Выделяет ключевые моменты текста, участвует в обсуждении (с. 120).

- Называет полное имя композитора Г.В. Свиридова.

- Дает полное название произведения Свиридова (с. 120).

- Называет автора литературного произведения (А.С. Пушкина).

  1. Определяет этапы развития действий в повести А.С. Пушкина «Метель» посредством изучения текста.

  1. Проводит интонационно-образный и сравнительный анализ литературного и музыкального произведений (посредством прослушивания музыкальных иллюстраций).

- Проговаривает чувства, которые выражает музыка.

- Сопоставляет поэтические и музыкальные произведения (с.110-111).

- Выявляет средства выразительности музыкальных инструментов (с. 111).

- Высказывает суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

1. Раздает тексты в учебнике на с. 120.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» - это музыка семи пьес для симфонического оркестра.

  1. Раздает тексты с кратким содержанием повести «Метель», наблюдает за работой учащихся, задает вопросы.

Слушает сообщения детей, дополняет.

Наблюдает за работой учащихся, задает вопросы, ведет мониторинг.

Слушание музыки:

Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»:

- «Тройка» с. 121

- «Вальс» с. 122

- «Весна и осень» с. 124

- «Романс» с. 126

- «Пастораль» с. 127

- «Военный марш» с. 128

- «Венчание» с. 130

Домашнее задание: попробуйте изобразить в рисунке образ наиболее впечатлившей вас музыкальной иллюстрации Свиридова.

А.С. Пушкин, 1830г

Краткое содержание повести «Метель»

В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюблённые, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провёл в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашёл церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка. В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг неё, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в своё поместье, находившееся неподалёку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашёл Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонёк, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.

«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.ЗАДАЧИ:- позн...

Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»

Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...

Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...

Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...