Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
план-конспект урока по музыке по теме

Иванова Екатерина Михайловна

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Цель урока:

·         ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;

·         показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;

·         развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

 

Задачи:

 Образовательные:

·         осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;

·         закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;

·         чистое ладотональное интонирование;

·         выработка у обучающихся умения чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой;

·         продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что        способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

·         выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;

·         воспитание музыкально-исполнительской культуры;

·         воспитание бережного отношения к голосу вокалиста;

·         воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.

Развивающие:

• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

• продолжение развития гармонического слуха;

• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (песни разных стран, песни советских композиторов).

 

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

• воспитывать интерес к вокальной музыке других стран на примере исполняемых произведений;

• воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

 

Методы обучения:

 

• наглядный (слуховой и зрительный);

• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка    исполнения);

• индуктивный;

• дедуктивный;

• проблемно – поисковый;

• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

 

Методические приёмы:

 

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• сопоставление песен, различных по характеру;

• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

• вокализация песен на слог и сольфеджирование;

• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

 

Психологические условия на уроке:

 

• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

• учёт индивидуальных особенностей;

• дифференцированный подход.

 

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, аудиозапись. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_kantilena_v_vokalnoy_muzyke.docx32.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок вокала на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Цель урока:

  • ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;
  • показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;
  • развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

Задачи:

 Образовательные:

  • осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;
  • закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;
  • чистое ладотональное интонирование;
  • выработка у обучающихся умения чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой;
  • продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что        способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
  • выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;
  • воспитание музыкально-исполнительской культуры;
  • воспитание бережного отношения к голосу вокалиста;
  • воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.

Развивающие:

• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

• продолжение развития гармонического слуха;

• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (песни разных стран, песни советских композиторов).

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

• воспитывать интерес к вокальной музыке других стран на примере исполняемых произведений;

• воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

• наглядный (слуховой и зрительный);

• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка    исполнения);

• индуктивный;

• дедуктивный;

• проблемно – поисковый;

• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• сопоставление песен, различных по характеру;

• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

• вокализация песен на слог и сольфеджирование;

• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

• учёт индивидуальных особенностей;

• дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, аудиозапись.

Структура урока

1. Организационный момент.

 

 Приветствие

 Представление преподавателя:

Иванова Екатерина Михайловна

Представление концертмейстера:

Скрибцова Елена Александровна

3. Знакомство с учащимися:

Блашкова Алина  – учащаяся 3 кл. фортепьянного  отделения;

Полякова Алина  – учащаяся 2 кл. вокального  отделения;

Вакарина Кристина  – учащаяся 2 кл. народного  отделения;

Карсакова Аня  – учащаяся 3 кл. фортепьянного  отделения;

Муравлев Илья  – учащийся 2 кл. вокального  отделения;

Тема урока – «Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем»

2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):

     Проверка ранее приобретенных знаний о технике вокального исполнения (кантилена, портаменто, техника пения скачков, стаккато, филировка, беглость)

3. Основной этап.

3.1. Распевание

  • Упражнение на выработку чистого унисона «Гамма» (№1)
  • Упражнение для выработки широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного, льющегося звука (№2)
  • Упражнение на выработку хорошего унисона, правильного формирования гласных о и а на одном звуке (№3)
  • Упражнение на выработку высокого звучания, правильного формирования гласных на одном звуке и точного интонирования поступенного нисходящего мажорного звукоряда. (№4)
  • Упражнение для выработки точного интонирования при сопоставлении мажора и минора (№5)
  • Упражнение на активизацию артикуляционного аппарата (губ и языка) Д34
  • Фонопедическое упражнение по В. Емельянову «Лифт»

Цель: разогреть голосовые связки, подготовить голосовой аппарат к пению.

          «Поскрипеть, разбудить» голосовые связки в самом низу диапазона (штробас) и «проехать» по всем звукам диапазона.

  • Речевое упражнение «АБВГД»

Цель: отработка речевых интонаций в музыкальной речи.

           Упражнение проговаривается несколько раз, затем проговаривается на фиксированной высоте (от «ЛЯ» малой октавы по полутонам, до «ФА» I октавы)

  • Упражнение на выработку чистой интонации (для плохо интонирующих)

Цель: выработать координацию между слухом и голосом, активизировать слух и самоконтроль над звуком.

            Нажать звук на фортепиано, лучше на синтезаторе, чтобы звучание не прерывалось, «поскрипеть» голосовыми связками в самом низу диапазона (штробас) и «подползти» к заданному звуку.

  • Упражнение «Чайка» («немой» звук)

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

  • Упражнение «Восьмёрки»

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.

  • Скороговорка («Шла Саша по шоссе…»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания,

3.2. Работа над вокальными произведениями

 

     Сегодня тема нашего урока называется «Использование вокально-технических приемов». На прошлом уроке мы с вами кратко познакомились с названиями этих приемов. Давайте вспомним, какие существуют вокально-технические приемы

  • Кантилена
  • Portamento
  • Техника пения скачков
  • Беглость
  • Staccato
  • Филировка

Слайд №1

     Сегодня мы остановимся на некоторых из них, а именно на кантилене и на технике Портаменто, а с остальными вокально-техническими приемами познакомимся более подробно на следующих занятиях.

     Кантилена – это свободно льющийся звук. Кантилена  включает в себя наличие (legato), связного звука и наличие устойчивого вибрато. Кантиленное пение возможно только при правильном голосообразовании, когда отсутствуют зажимы.

«Пастушья песенка»

музыка Л.в Бетховена, обр. В. Агафонникова на слова К. Алемасовой

     Сразу обратите внимание что основная тема этого хорового произведения заимствована из V части Симфонии № 6 («Пасторальная»). Переложение для хора сделал В.Г. Агафонников (переложение – изложение в другой форме), текс К. Алемасовой

Слайд №2

     Пастораль (от лат. Pastoralis – пастушеский) – музыкальное произведение, связанное с изображением сельской жизни, природы. Была написана в 1808 году под впечатлением народных песен и веселых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок  «Воспоминание о сельской жизни».

Слайд №3 + аудиозапись V части, симфонии №6 «Пасторальная»

     Учащиеся слушают финальную часть 6 симфонии, затем пропевают тему из 5 части без слов, а затем пропевают её со словами. Нужно обратить внимание детей, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая как бы славит красоту природы. Песенность, народный склад музыки – её отличительная особенность. Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разливается мелодия пастушеской песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе.

     При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные независимо от по слогового построения слова переносится к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

Физкультминутка Речевая игра.«Аты-баты, шли солдаты»

 Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты –баты,что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, сто рублей.

Заходите, выпьем чаю,

Поскорей!

Дети маршируют.

Левой рукой в сторону.

Разводят руки в стороны.

Расставляют ноги,слегка приседают.Локти в стороны.

Правую руку на пояс,левую вперед.

Пальцы растопыривают.

Пригласительный жест.

Имитация чаепития.

Французская народная песня «Братец Яков»,

обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

слайд №4

     В этом произведении мы будем применять вокальную технику Портаменто. Портаменто (итал. portamento, буквально — перенесение, от portare — переносить), напевное исполнение мелодии с помощью замедленного скольжения от одного звука к другому, близко к глиссандо; применяется в пении и при игре на смычковых инструментах.

Этапы работы:

  • беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно;
  • исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
  • 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
  • в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
  • 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
  • исполнение песни целиком.

 «Травка зеленеет»,

Музыка Р.М. Глиер, слова А. Плещеева

слайд №5

      На дворе весна, хочется уже тепла, скинуть с себя теплую одежду и больше времени проводить на улице.

      Это произведение у нас еще в работе, поэтому давайте определим какие вокально-технические приемы мы будем использовать.

Этапы работы:

  • Беседа с детьми о характере, настроении песни.
  • «Травка зеленеет» - яркое подвижное сочинение Р.М. Глиера. Оно проносится на едином дыхании. Все, казалось бы, очень просто, Но… мелодия изобилует квартовыми и квинтовыми скачками и в партии альтов и в партии сопрано. Удобство при разучивании обеспечивается тем, что нет высоких и очень низких звуков; темп подвижный, но спокойный; динамика естественная и ясная. Некоторую сложность представляет средняя часть где As dur у партии альтов.
  • Разучивание партий.
  • Здесь  используется двухголосие, в средней части небольшая перекличка партии сопрано и партии альтов.. После уверенного сольфеджирования – разучивание с текстом
  • Работа над трудными местами. Двухголосие, восходящее движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных упражнениях к песне.

4. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: пение в песнях своей партии с одновременной игрой на фортепиано другой партии, сначала с названиями нот, затем со словами.

Литература:

  • В.В. Крюков «Музыкальная педагогика»
  • М.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
  • Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
  • Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972
  • Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998
  • Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997
  • Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр                   Владос, 2002
  • Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009
  • Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Методика работы с вокальным ансамблем.

Данное музыкальное пособие предлагается в помощь музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, педагогам- вокалистам. В нем собран мой многолетний опыт работы с воспитанниками в де...

Образовательная программа по работе с вокальным ансамблем.

Материал, который будет интересен педагогам вокалистам и преподавателям хоровых дисциплин....

открытый урок «ТАБУЛАТУРА КАК СРЕДСТВО ЗАПИСИ ПАРТИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ»

освоение учащимися вокально-инструментального ансамбля практических навыков аккомпанирования на гитаре, бас-гитаре, ударных ....

План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.

Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вопло...