Музыка в театре, в кино, на телевидении
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе:  Шатова Ирина Владимировна,  II квалификационная категория МОУ СОШ с.Звонарёвка Марксовского р-на, Саратовской обл.

Предмет: музыка         класс 5     УМК   Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Тема урока: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Тип урока: открытие нового знания 

Цель урока: показать роль музыки в кинофильмах, театре и телевидении.

Метапредметные связи: музыка, история, литература, ИЗО..

Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, фортепиано

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся 5 класса умеют рассуждать, не стесняются высказывать собственное мнение и отстаивать его, имеют достаточные знания предмета.

 

Этап урока

          Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

Время

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

♪ Музыкальное приветствие «Колокольчик».

Настраивает на работу:

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Исполняют музыкальное приветствие,

настраиваются на работу.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Личностные УУД)

Целеполагание

(Познавательные УУД)

Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД)

1 мин

2. Определение темы. Постановка проблемы.

Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи

Выявляется уровень знаний.

Отгадывают загадки

 

Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадок.

  1. 1. Он работает играя.

                           (Есть профессия такая!)

                           Он на сцене с давних пор.

                           Та профессия -       

  1. 2. Он спектаклем заправляет,

                           Наизусть все сцены знает,

                           Учит он как роль играть.

                           Как профессию назвать?

  1. 3. «Меню» в театре составляют

                           На весь сезон из разных пьес.

                           И только то, в него включают,

                           Что вызывает интерес?  

  1. 4. Пачку, пуанты надела Марина,

                           На сцену впорхнула, она -    

  1. 5. Со звонком он в зал придет,

                           Место нужное займет.

                           Посмотрев спектакль хороший

                           Будет хлопать он в ладоши?    

  1. 6. Есть у каждого в квартире

                          Он расскажет: что же в мире

                          Происходит каждый день.

                          Говорить ему не лень.

                          Папа смотрит там футбол

                          И кричит все время – «Гол!»,

                          Мама любит сериалы,

                          Что идут на всех каналах,

                          Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

                          И мультфильмы очень, очень!  

Активизирует знания ученика.

Создание проблемной ситуации.

              -  Мы отгадали все загадки, и думаю,

                что вы догадались, о чем сегодня на

            нашем уроке пойдёт речь?

               - Правильно, тема нашего урока                                                                                  

урока    «Музыка в театре, кино и на

               телевидении».

              А так как у нас урок музыки, то что,

            мы должны будем выяснить?

Какая проблема стоит на уроке?

- С помощью чего мы сможем решить  

Эту проблему?

 Отгадывают загадки, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.          

(ответы детей)

 

  1. актер

 

  1. режиссер

   

  1. репертуар

  1. балерина

  1. зритель

  1. телевизор

Определяют для себя тему урока (ответы детей)

- О театре, кино и телевидении.

Определяют для себя цели урока (ответы детей)

- Какую  роль играет музыка в этих видах

искусства.

- Будем слушать музыкальные фрагменты,  учиться анализировать их

зрит

Уметь  проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Уметь слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь осуществлять анализ объектов, с целью выделения признаков.

(Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать тему урока  с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

2 мин

2 мин

4. Построение проекта выхода из затруднения

 Организация учащихся по  исследованию проблемной ситуации.

Насколько значима роль музыки в театре, кино, телевидении?

- Вспомним, в какой театр мы совершили путешествие на прошлом уроке?

- Я думаю, что вы любите ходить в театр.

На дом вам было дано задание, узнать,

какие театры есть у нас в г.Саратове?

 

- А вы знаете, как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

  - Зачитайте свои правила и обсудите каждое.  

   Из отдельных правил составьте памятку  «Правила поведения в театре».    

- А какие профессии нужны театру? Представьте, что вы администратор и вам необходимо набрать работников театра. Кто вам будет нужен?

- Либреттист – это кто?

 Работа с текстом на 64 странице учебника.  

- Без литературы спектакль мог бы состояться?

- Скажите, а настолько ли значима роль музыки в театре, кино, телевидении? Пока не торопитесь отвечать на этот вопрос.

(ответы детей)

- Музыкальный театр

- Театр оперы и балета

Перечисляют театры:

- Театр юного зрителя им.

Киселёва(ТЮЗ)

- Театр оперы и балета им. Чернышевского

- Драматический театр им. Слонова

- Театр кукол «Теремок»

- Театр магии и фокусов «Самокат»

- Театр «Балаганчик»

- Театр музыкальной комедии

- Театр «Версия»

- Театр кукол «Романтик»

Работа в группах.

Ребята обсуждают правила поведения в театре и составляют памятку.

Дети перечисляют профессии с комментариями почему.

- Гримёр;

- костюмер;

- декоратор;

- осветитель;

- музыканты;

- режиссёры…  …  …  …

(ответы детей)

- Тот, кто пишет либретто

Учащиеся слушают, анализируют, находят нужную информацию в учебнике.

Зачитывают из учебника

Понятие «Либретто». 

- Нет.

Уметь слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

Инициативное сотрудничество в выборе информации – (Коммуникативные УУД)

Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование – (Познавательные УУД)

Выбор информации – (Коммуникативные УУД)

9 мин

5.Первичная проверка понимания.

- А скажите, для чего музыка нужна в театре?

- Вы знаете, очень часто так бывает, что музыка из спектакля словно сходит со сцены и уже живет самостоятельной жизнью. Таких примеров много. Может кто-нибудь назовет такие примеры?

- Один из них мы сейчас услышим, я даже не буду говорить название этого спектакля.

(Звучит Bell из «Нотрдам де Пари»)

- Как называется этот спектакль?

- Какую роль выполняет музыка в этом спектакле?

- Создаёт атмосферу

- Иллюстрирует

Приводят примеры.

Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы.

(ответы детей)

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

Самоопределение

(Личностные УУД)

Умение структурировать знания

 (Познавательные УУД)

4 мин

6.Первичное закрепление

- Но где, же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

– Как вы думаете, когда появился 1-й кинофильм?

Из истории: Начало 20 века - это время появления кинематографа. В 1908г была снята 1-я игровая картина  «Стенька

Разин и княжна». Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства 20в. В наше время кино так же остается востребованным искусством.

- А чем отличались первые кинофильмы от современных?

- Кинопроектор работал очень шумно, кроме этого, не специально, но шумели и зрители. Как вы думаете, что придумали киномеханики?

- Появилась новая профессия в кинематографии ТАПЕР

- Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

Работа с текстом на 66 странице учебника.  

- А выглядело это примерно так.

♪Иллюстрирует на примере фильма с участием «Чарли Чаплина».

- Какую роль выполняет музыка в этом фильме?

- Но прошло время, и герои на экране заговорили. Казалось, что теперь музыка должна была утратить своё былое значение? Но, случилось чудо! Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?

- Как, вы, думаете, для чего она нужна?

–Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

- Что мы услышим в этой музыке, и о каком фильме она нам напомнит?

♪ Звучит вступление к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)

- Очень часто музыка рисует нам образ положительного или отрицательного героя. Все мы знает сказочного персонажа Бабу-Ягу. Давайте посмотрим, какой она предстала, благодаря музыке в  одном из фильмов.

♪ Песенка Бабы-Яги из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

- Какой предстала Баба-Яга в этой песенке?

- Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

- Варианты ответов детей.

Ответы детей

- Они были черно-белые

- У них не было звука

Варианты ответов детей.

Учащиеся слушают, анализируют, находят нужную информацию в учебнике.

Формулируют

понятие «Тапер». 

- Пианист, который игрой сопровождал фильм

Дети смотрят видео фрагмент фильма с участием Чарли Чаплина, анализируют, делают выводы.

(ответы детей)

- Иллюстрирует

- Создаёт атмосферу

Варианты ответов детей.

Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы.

Дают характеристику главным героям фильма.

(ответы детей)

Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент.

Дают характеристику главной героине фильма.

(ответы детей)

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Познавательные УУД)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

Выбор информации (Коммуникативные УУД)

Умение осознано и правильно строить речевое высказывание на поставленный вопрос (Познавательные УУД)

Умение структурировать знания

(Познавательные УУД)

Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные УУД)

Управление поведением сверстников – контроль, коррекция, оценка действий (Коммуникативные  УУД)

11 мин

7.Физминутка

- Вспомните свои любимые мультфильмы.

- Там нужна музыка?

- А для чего?

Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

♪ ф/минутка с фрагментом песенки «Следы» из м/ф «Маша и

       медведь» 

- Да.

(ответы детей)

Участие в  физминутке,

коллективные движения.

2 мин

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению

 новых знаний в викторине – угадайке.

Создает атмосферу успешности усвоения материала в деятельности учащихся.

- Нам сегодня не нужно далеко ходить, чтобы посмотреть фильм. Достаточно включить телевизор и мы в волшебной стране, полной музыки. Телевидение принесло нам не только фильмы, но множество разнообразных передач. Каждая третья – музыкальная. Музыка звучит эпиграфом ко всем передачам. Давайте проведем небольшую викторину.

♪ Проводится викторина-угадайка.

Осуществляют самопроверку по эталону в игровой деятельности.

Дети по фрагментам музыкальных заставок называют телепередачи.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

(Регулятивные УУД)

Самоопределение

(Личностные УУД)

4 мин

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию. Подводит итоги урока. Создает атмосферу  успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

- Итак, после сегодняшнего урока у вас осталось сомнение о том, насколько значима роль музыки в театре, кино телевидении?

- Какую роль  выполняет музыка в театре, кино, на телевидении?

- Достигнута ли поставленная нами цель урока?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

 

Домашнее задание: Оформить музыкальный словарь в рабочей тетради на стр. 52.

Оценки за урок:              

- В заключение урока я хочу вспомнить фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели – «Приключения Электроника».

- Давайте исполним песню из этого фильма, которую мы разучивали с вами на прошлом уроке.

♪«Колокола» Муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина -  исполнение.

 

- На этом наш урок закончен. До свидания!                                                                      Выход из класса под «Песню о кино» муз.Т.Островской, сл.В.Аленикова.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты.

Ответы учеников.

- Нет

- Создаёт обстановку, вводит в атмосферу действия;

- Иллюстрирует события;

- Дает характеристику героя спектакля, картины;

- Создаёт национальный колорит;

- Делает популярными произведения композиторов;

- Усиливает переживания.

- Да. Мы определили роль музыки в театре, кино и на телевидении.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

Записывают домашнее задание.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни «Колокола».

Выходят под музыку из класса.

Рефлексия

(Коммуникативные УУД)

Смыслообразование

(Личностные УУД)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные  УУД)

Смыслообразование

 (Личностные УУД)

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

Фестиваль педагогического мастерства. "Музыка в театре, в кино, на телевидении". Номинация "Лучшая разработка урока"

Урок насыщенный и динамичный, с элементами интеграции. Очень нравится детям. Соответствует ФГОС. Есть презентация. Сделан самоанализ урока....

104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС

Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

Презентация к уроку музыки 5 класс Музыка в театре, в кино, на телевидении

Презентация по музыкальному мультфильму "Летучий корабль"...