Окрытый урок по музыкальной литературе в 6 классе фортепиано на тему "Знакомство с джазом"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Парамончева Елена Вячеславовна

Данная разработка открытого урока опробована мной на уроках музыкальной литературы.Урок очень интересен детям среднего возраста,закомит их с новыми понятиями, расширяет их кругозор.Заметила, что после такого урока дети начинают интересоваться джазом, сами находят записи и слушают их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок по муз.литературе29.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        Открытый   урок

                        по музыкальной литературе

             в 6-м классе отделения фортепиано на тему

                                       

                        «Знакомство с джазом»

                Урок разработан преподавателем 1 квалификационной категории

                           музыкального отделения Болгарской ДШИ Спасского района

                                                        Республики Татарстан

                                            Парамончевой Еленой Вячеславовной.

Открытый урок по музыкальной литературе  в 6 классе фортепиано на тему

                                         «Знакомство с джазом».

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока : лекция-беседа с использованием фото- и видеоматериалов.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным направлением «джаз», его историей , особенностями и значением в мировой музыке, со знаменитыми исполнителями джаза.

Задачи урока:

  • образовательные:  дать представление о стиле «джаз»;  научить отличать джазовый стиль от других стилей и направлений, знать о джазовых певцах и  исполнителях.
  • воспитательные: показать роль джаза в истории мировой музыки; вовлечь детей в активную слушательскую  деятельность; способствовать воспитанию музыкальной культуры.
  • развивающие: развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать  и  сопоставлять; развивать познавательный интерес к окружающей

жизни и  расширять общий кругозор.

Оборудование : компьютер, видеоматериалы, интерактивная доска, фортепиано.

Структура урока :

1. Организационный.

2.Введение новых знаний.

  • Истоки джаза.
  • Спиричуэлы, блюзы, регтаймы.
  • Рождение джаза в Новом Орлеане.
  • Звезды джаза.
  • Современный джаз.

3. Обобщение и систематизация знаний.

4. Подведение итогов.

Ход урока.

1.Пока учащиеся и гости урока рассаживаются, на интерактивной доске идет показ под музыку видеозаписи выступления оркестра п\у  Гленна Миллера.

Педагог :   Какую красивую и необычную музыку мы сейчас слушали. Кто из вас знает, как называется такой  музыкальный стиль? Слышали ли вы когда-нибудь джазовую музыку?  ( предполагается, что дети хотя бы отдаленно знакомы с понятием «джаз»). А знаете ли вы, что джазу  уже более 100 лет? Хотите узнать, как он родился, в каких условиях, где?

2.Педагог : В 17 веке на американский континент стали ввозить рабов из Африки, это были чернокожие  невольники. Рабы были оторваны от своей Родины, изнемогали от непосильного труда. У них навсегда отняли свободу, Родину, родных, но их народную музыку и внутренний духовный мир никто не мог отнять. В редкие часы отдыха рабы пели по одному или хором, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всем, что попадалось под руку, ведь музыкальных инструментов у них не было. Африканцы от природы очень музыкальны, особенно остро у них развито чувство ритма; недаром у народов Африки много ударных инструментов. Для нас сложен ритм африканской музыки. Лучший способ получить о нем представление – это попытаться равномерно отбить ногой 2 удара, а руками сделать 3 хлопка. А потом повторить это несколько раз подряд (дети пытаются стучать и хлопать, понимая трудность задачи). Видите, как  для нас это трудно , а простой человек из Африки сделает это с легкостью. Такая игра с помощью «перекрестных» ритмов и есть основа негритянской музыки.

Итак, вначале это была настоящая африканская музыка. Но шли годы, десятилетия, и в памяти поколений рабов стирались воспоминания о музыке предков. Но природная жажда движения под музыку, особое чувство ритма и темперамент остались. Кругом звучала музыка белых – чаще религиозные песни, так как все люди в те времена в Америке были  верующие. Негры тоже стали их петь, но по-своему. Они добавляли в песни свободный ритм, элементы импровизации, свою надежду на лучшую жизнь. Так возник особый жанр духовной музыки – спиричуэл .Основу спиричуэлов составляла религиозная тематика, чаще – сюжеты из Библии. Исполнялись спиричуэлы певцом солистом в сопровождении хора. Одна из особенностей спиричуэлов – строчка вопрос и следующая строчка - ответ. Послушайте запись знаменитого спиричуэла

 « Спустись с небес, Моисей!»

                                         ( Видеозапись песни, №2 в приложении).

Это подлинный спиричуэл, но обработанный известным джазовым музыкантом Луи Армстронгом  .                

                   ( педагог показывает портрет Л.Армстронга №3 ).

Позже, в конце 19 века, появились песни-жалобы, песни протеста. Они назывались блюзы. В них говорилось о тяжелом труде в неволе, о несчастной любви, об утраченном человеческом достоинстве….Исполнители блюзов аккомпанировали себе на самодельных музыкальных инструментах – например, приспосабливали струны к ящику, обёртывали бумагой гребенку. В блюзах были не только жалобы, но и юмор, конечно, горький. Например, в блюзе «Тоска» поется «Я смеюсь лишь для того, чтобы не плакать». Огромное число блюзов не дошло до нас, не сохранилось. Сохранились лишь те, которые записали негритянские  композиторы и фольклористы. Само слово «блюз» предположительно произошло от словосочетания « зе блю девилс», что означает «уныние, тоска».Сейчас прозвучит классический блюз, и обратите внимание, что мелодия его отличается особым, свойственным только блюзам, грустным звучанием. Эту грустную окраску в мажорном ладу дают пониженные 3 и 7 ступени, причем они звучат не на точной высоте, а как бы плывут .Такие интонации так и называются – блюзовые.

                                       (Видеозапись классического блюза, №4).

Блюз строился на 3-4 аккордах и состоял из 12 тактов, а дальше было множество импровизаций. Если спиричуэлы были обращены к богу, то блюзы обращались к человеку. Про блюзы говорили : поешь тоскливый блюз и из себя изгоняешь тоску. Джаз с течением времени менялся, но корни его покоятся именно в блюзе. Вот каково его значение для становления джаза.

В 1865 году ( это середина 19 века) закончилась гражданская война в Америке. За ненадобностью были распущены духовые военные оркестры. Оставшиеся после них инструменты попадали в лавки старьевщиков  и продавались за бесценок, дешево. Там  негры и покупали настоящие инструменты. Стали появляться небольшие оркестрики, они играли на праздниках, пикниках, похоронах, да и просто для своего удовольствия. Плотники, угольщики, каменщики собирались в свободное время и играли, разучивая мелодии на слух, ведь нот у них не было ,да и не знали он и нот. А играли они уже знакомые нам спиричуэлы, марши, блюзы. Оркестры были небольшие и состояли чаще всего из трубы, тромбона, тубы. ,барабана .

                  (Показ фотографии с джазовым оркестром, № 5.)

К привычным блюзами маршам прибавлялись особенности негритянского пения, сложный ритм, импровизация, исполнительская свобода; одно произведение могло исполняться каждый раз по-разному – музыканты на ходу импровизировали. В результате такого смешения африканской и европейской музыки родилось новое музыкальное явление – ДЖАЗ.

Легенда гласит, что джаз начал формироваться в американском городе Новый Орлеан, в его бедных кварталах и пригородах. В этом американском городе жили люди со всего света, это  был самый многонациональный город начала 19 века. Старые музыканты, жившие в то время, вспоминали, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особую музыку, которую с удовольствием копировали и  дополняли по-своему другие музыканты. Новый Орлеан того времени был очень веселым городом, пронизанным песнями, танцами, музыкой. Пестрый, шумный – он выделялся из толпы других городов своей музыкальностью и поэтому давал неграм больше возможностей для самовыражения.

                                       ( Показ фото Нового Орлеана, № 6)

 Вместе с блюзами и спиричуэлами в Новом Орлеане стал популярен и любим новый танец – регтайм, что в переводе означает «рваный ритм» .Так он назывался из-за своего острого синкопированного ритма, неожиданных пауз.( Педагог просит детей вспомнить, что такое синкопа, простучать синкопированный ритм).Сначала его танцевали в кабачках под аккомпанемент фортепиано, поэтому множество регтаймов написаны именно для этого инструмента.

                             ( Фотография людей, танцующих регтайм, №7)

Педагог играет любой регтайм на фортепиано.

Регтайм тоже присоединился к блюзам, спиричуэлам и маршами и стал частью джазовой музыки.

Музыканты-любители не знали нот, играли на слух, разучивали нужные для исполнения приёмы. Они должны были уметь импровизировать и соло, и коллективно, что требовало большого таланта и мастерства. Так сформировались основные особенности джаза – импровизационность , ритмическая свобода, яркая эмоциональность исполнения.

                            ( Показ фотографии чернокожего джазмена, №8)

Скоро музыка Нового Орлеана распространилась сначала по всей Америке, а затем и во всем мире. Джаз стали исполнять и белые музыканты. В 1917 году произошло важное событие  - вышла первая грампластинка с записью джаза .До этого джаз был скромным ответвлением фольклора, и круг его исполнителей ограничивался несколькими сотнями афроамериканцев и небольшим количеством белых музыкантов .Но после выхода пластинки джаз всего за несколько недель охватил всю Америку, а ансамбль из 5 музыкантов стал знаменитым. Этот  коллектив назывался «Ориджинал диксиленд джаз бэнд».

           ( Показ фото джазового ансамбля «Ориджинал диксиленд джаз бэнд»,№ 9 ).

Ансамбль состоял из корнета, кларнета, тромбона, ритмогруппы. Корнет вскоре заменила труба. От названия  этого коллектива джазовые ансамбли стали называться джазбэндами .В течение 2-3 лет, пока еще не было записей других джазбэндов, этот ансамбль был единственным. Вся Америка слушала их пластинки, музыканты пытались им подражать. Так началось повальное увлечение джазом .Позже появилось много смешанных оркестров из черных и белых музыкантов, и исполняемую ими музыку стали называть традиционным джазом.

Постепенно джаз менялся. Все больше стало выступать солистов – певцов и исполнителей на инструментах. Составы оркестров обогатились трубой, контрабасом, гитарой, саксофоном, фортепиано.

                     (Показ фото  джазового ансамбля более позднего времени,№10 ).

Одним из самых известных джазовых исполнителей ( джазменов) был Луи Армстронг, портрет которого я вам уже показывала.  Его считают первым гением джаза. «Если слово гений означает что-то в джазе, то оно означает Армстронг» - так говорил американский писатель Джеймс Коллиер. Армстронг родился в Новом орлеане , в бедной семье. С детства он слышал песни, марши, танцы, имел отличный слух и чувство ритма. Не зная нот и не имея музыкального образования, к  14 годам он стал одним из лучших трубачей того времени. Сначала он с друзьями организовал небольшой оркестр, играли они на городских праздниках. В 17 лет Л. Армстронг стал солистом большого коллектива. Всю свою жизнь он посвятил джазу, учился и совершенствовал свое мастерство : играл, пел.

                               (Показ видеозаписи Л. Армстронга ,№11).

Заслуга Л. Армстронга в том , что он превратил джаз из коллективной музыки в искусство сольной игры, благодаря чему джаз стал искусством солистов.

Почти одновременно с Л.Армстронгом была знаменита джазовая певица ,которую называли «первая леди песен» - Элла Фитцджеральд.

                                 ( Показ портрета Э.Фитцджеральд,№12).

Она прожила долгую творческую жизнь, пела почти до старости (умерла в 1996 году).Вокал Э.Ф.по праву считался самым изящным в истории джаза.

                                  ( Видеозапись с Э .Фитцджеральд,№13)

Особо хочется сказать о выдающемся композиторе, пианисте ,аранжировщике Дюке Эллингтоне (1899-1974).

                                  ( Показ портрета Д.Эллингтона,№14)

Около полувека этот талантливый мастер внимательно следил за тем, что происходило в джазе, и, отбирая самое лучшее и ценное, использовал в своем творчестве, создавая прекрасные произведения.

             (   Видеозапись оркестра Д .Эллингтона, соло не рояле –Д.Эллингтон,№15)

У нас в России первые джаз-оркестры появились в 20-е года 20 века, они запрещались как музыка буржуазного запада. Но знаменитый артист Леонид Утесов все-таки создал свой джаз-оркестр.

                                     ( Видеозапись оркестра Л.Утесова, №16 )

В настоящее время джаз продолжает развиваться, его с удовольствием поют и играют современные артисты. Сейчас есть более30 направлений джаза ,и новые направления еще появляются, усложняется  техника исполнительства. Вот так называемый «свободный джаз» - современное направление. Маленький состав ансамбля, слаженность между исполнителями, которые по очереди импровизируют, показывая своё мастерство в импровизации.

                           (Видеозапись игры  пианиста  Д. Мацуева и  джаз-банда,

                                импровизация  на тему Д Эллингтона, №17).

Педагог просит при просмотре записи попробовать сравнить  традиционный джаз и исполнение современного  джаза.

Джаз впитал в себя и классические приемы оркестровки. Выдающийся американский композитор Джорж Гершвин создавал такие произведения, в которых удачно соединены принципы джазовой и симфонической музыки

                                    ( Показ портрета Дж.Гершвина,№18)

Он ввел в джазовый оркестр струнную группу. Так появился термин «симфоджаз».Гершвин стал его «отцом».Послушайте музыку из оперы Дж.Гершвина, которая стала очень знаменитой, так как ее часто исполняют и импровизируют джазовые исполнители.

                            (Слайд-шоу под песню «Саммертайм»,№19)

3.Педагог:Мы послушали и просмотрели много джазовой музыки. Давайте проследим, как развивался и менялся джаз за 100 лет.(дети с помощью педагога размышляют, как усложнялась техника джаза –от простых синкоп до сложных ритмов, от простого построения до сложнейших импровизаций, обогащался состав джазового оркестра, появлялись новые инструменты и т.д.; также должна быть упомянута вокальная составляющая джаза).

Как и 100 лет назад, джаз остается разговором ,общением музыкантов друг с другом. Настоящий джаз не бывает одинаковым в исполнении – каждый раз музыка джаза как бы создается заново. «Джазовый музыкант всегда первопроходец, экспериментатор. Он само воплощение творческого процесса» - вот как точно подчеркнул самую суть джаза писатель Альберт Меррей.

4.Педагог задает детям вопросы по пройденной теме, чтобы обобщить и систематизировать новые знания.

  • Какие характерные черты присущи джазу?
  • Их каких музыкальных жанров взял начало джаз?
  • Где зародился традиционный джаз?
  • Какие имена джазовых исполнителей вы теперь знаете?
  • Открыли ли вы для себя что-нибудь новое и интересное?

Учащиеся вспоминают пройденный материал и отвечают на вопросы.

В приложении помещены фото- и видеоматериалы, используемые на данном уроке, а так же дополнительные видеозаписи с Л.Армстронгом и Э Фитцджеральд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Окрытый урок по теме "Железо" 9 класс

Данная разработка использовалась для проведения открытого урока на учитель года. В ней представлен весь необходимый материал для проведения урока....

доклад "Освоение музыкального произведения в классе фортепиано"

В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением,  успех которой зависит от  организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...

Программа ФГТ по предмету "Музыкальная литература"для специализации фортепиано, струнные инструменты

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет  5 лет...

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...

Конспект урока на тему "Начальный период работы над музыкальной артикуляцией в классе фортепиано"

Закрепление навыков технической работы над музыкальным произведением с применением игровых технологий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...