Проблемы патриотического воспитания подростков на уроке музыки
статья по музыке на тему

Рамзова Анна Олеговна

В данной статье рассматриваются проблему развития музыкального образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

А. О. Рамзова

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

 НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Несмотря на развитие информативных и коммуникативных технологий в образовательном процессе современной школы, в XXI веке остро встает проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Несомненно, каждый человек, живущий на планете, должен осознавать себя патриотом, частью мира, гражданином своей страны. В современной прессе диапазон толкования термина «патриотизм» многогранен: от возвышенно-идеального до унизительно-ругательного. В наши дни данным понятием спекулируют и политические партии и разнообразные движения, ярчайшим примером тому служит критическая ситуация на Украине. В связи с этим извращается истинный смысл и значение патриотической идеи, образуется так называемый «лжепатриотизм».

Наиболее полно, на наш взгляд, содержание понятия истинного патриотизма описывает и раскрывает И.Ф. Харламов. Ученый рассматривает этот термин, как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (2, с.389).

Одним из ведущих направлений воспитания здоровой личности должно быть воспитание у ребенка стремления к оказанию пользы своими поступками окружающим людям. Так считал  В.А. Сухомлинский, внесший огромный вклад в исследовании вопросов патриотического воспитания.

Патриотизм проявляется не только в героических поступках, отмечал в своих работах А. С. Макаренко. «От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» (1, с.412).

 Много проблем в нашем обществе, как социально-экономических, так и экологических, мешают воспитывать здоровое поколение, умеющее ценить, дорожить и любить окружающий нас мир. Произведения искусства, транслируемые СМИ, относятся не к лучшим образцам массовой культуры.

Если говорить о подростках, то именно в этом возрасте у них часто формируется негатив к семье, к родному дому, а следовательно, и равнодушное отношение к окружающему миру. Настойчивость, целеустремленность и импульсивность могут сменяться агрессией или апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать на протяжении всего жизненного пути. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, что в современном мире приводит к эгоцентрическому развитию личности. Потребность в общении сменяется желанием уединиться, что может привести к полному безразличию к происходящим событиям. Развязность в поведении сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, «сухим» расчетом; нежность и ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Подростковый период, названный Стенли Холлом периодом «бури и натиска», совмещает в себе прямопропорциональные черты и потребности. Характерными особенностями данного возраста является любознательность, стремление к познанию новой информации, тяга к овладению как можно большим количеством знаний, но не системный к ним подход.

Учитывая сложности подросткового периода, необходимо подчеркнуть, что именно в этом возрасте большее значение имеет целенаправленное  нравственное воспитание, воспитание патриотических чувств, а именно любви к ближним, к Родине. Неоценимую роль в этом процессе играют систематизированные музыкальные занятия по изучению произведений патриотической направленности, где у школьников формируются интерес к отечественной истории и культуре, нравственность, духовность, готовность  пожертвовать своими силами на благо общества и государства, на благо человечества, а также  чувство ответственности за собственную судьбу и судьбу окружающих.

Учитель музыки может помочь ребенку отрицательные аспекты данного периода сделать положительными и систематизировать умения и навыки. Как правило, умственную деятельность подросток направляет на ту сферу, которая более всего ему интересна и понятна. А музыка, в свою очередь, зачастую является таковой.

Новообразование подросткового периода, а именно чувство взрослости в полной мере нужно привлекать для формирования чувства долга и ответственности за происходящие вокруг события. Педагога и подростка должны соединять доверие, любовь, понимание, поддержка и уважение.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания на уроках музыки являются психолого-педагогические условия, помогающие педагогу создать и сохранить данную связь. Структуру эффективного формирования чувства патриотизма средствами музыкального искусства составляют следующие неразрывно связанные между собой компоненты:  

  1. Потребностно-мотивационный компонент. Формирование этого компонента происходит в процессе систематизации  учебных занятий, разнообразных форм внеклассной работы посредством создания ситуаций, личностных переживаний подростками чувств гордости и любви к Родине, восхищения её историей, мужеством патриотов.

При помощи знакомства с такими музыкальными произведениями как опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», опера «Князь Игорь», «Богатырская» симфония А.П. Бородина, «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича, дети, переживая чувство любви к родной стране, осознают саму идею Родины. Как личность каждый школьник утверждает своё достоинство, стремится брать пример с героев, защитников Родины. Музыкальные занятия помогают учащимся глубже и эмоциональнее ощутить, пережить и осмыслить всё положительное, что было в жизни предыдущих поколений. Привитие общечеловеческих норм духовности и нравственности является важнейшим этапом в формировании гражданственности, воспитания Гражданина России.

Когда учащиеся знакомятся с песенным творчеством композиторов военных лет ХХ-го столетия, у них возникает привязанность к своей родной земле. Встречи с ветеранами, совершавшими боевые подвиги, вызывают чувство восхищения и стремления подражать им. Общешкольный хоровой конкурс для учащихся всех классов (с 1 по 11) «Битва за отечество» стимулирует не только интерес и душевный отклик подростка, но и укрепляет любовь к Родине, значимость, важность и уверенность в собственных позициях и силах своей страны.

  1. Когнитивно-интеллектуальный компонент направлен на углубленное осмысления сущности патриотизма и его проявления в разных видах человеческой деятельности.

Во внеклассной работе при проведении концертов с участием ветеранов, при совместном творчестве ребенка и участника войны, наиболее плодотворно формируется приемственность поколений. Творческие гостиные, лекции, посещение музеев, театров, то есть использование различных видов искусств в совокупности, способствует наилучшему осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

  1. Эмоционально – чувственный компонент способствует  формированию у подростков патриотических взглядов и убеждений. Приобретенные знания о сущности и способах проявления патриотизма не только усваиваются детьми, они несут личностный смысл, проходят через эмоциональные переживания подростка.

Урок музыки всецело способствует формированию эмоционально-чувственного  компонента патриотического воспитания школьника. Создание на уроках музыки педагогических ситуаций, включающих  в себя анализ произведений, дискуссий о роли данных сочинений в жизни и творчестве композитора, в жизни и культуре страны, определенную борьбу мнений и отстаивание подростками своих суждений и позиций, ведет к пониманию окружающего мира и осмыслению подростка своей социальной значимости.

  1. Поведенческий и волевой компоненты патриотизма формируют у подростков способность проявлять волевые качества личности в культурных и патриотических областях межнациональных отношений. Здесь важно включить детей в различные виды практического применения знаний, сформировать опыт патриотического поведения: помощь ветеранам войны и труда, организация концертной деятельности, исследовательско-проектная деятельность, празднование юбилейных дат исторически значимых событий страны.

          Таким образом, именно на уроках музыки  раскрываются все компоненты патриотического воспитания, ребенок может в полной мере осознать себя важной частью общества, стать единым целым с ним.

Педагогу нужно очень грамотно и аккуратно помочь детям скорректировать свои гражданские позиции, не повредив хрупкий внутренний мир подростка. С помощью системной работы над патриотическим воспитанием личности  сформируется преемственное мышление последующих поколений. Именно осознанная любовь к себе и к своему наследию, побуждает человека с уважением относится к чувствам других, быть заинтересованным в развитии и процветании своего Отечества.

Литература

1. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Собр. соч. Т.5. М., 1951.

2. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособ. 2-е изд.  М. : Высшая школа, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки

Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на уроках музыки

Нравственно-патриотическое воспитание детей на уроках музыки...

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (5-7 КЛАССАХ)

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию в 5-7 классах.Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание патриотических чув...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (5-7 КЛАССАХ)

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по гражданско-патриотическому воспитанию в 5-7 классах.Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание патриот...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формиро...