Балет "Ярославна", В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Шабанова Наталья Сергеевна

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_7_klassa.ppt582.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_dlya_7_klassa.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна»,  творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного.  Прослушать отрывки из балета.

Задачи:

- развивать навыки музыкального восприятия произведений;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

- закрепить понятие балет, программа спектакля.

- повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока  (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и  композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

  Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети:  Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев,  жена его Ярославна отговаривает его, но князь  со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение  князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

    Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна».   (Слайд 4)

  Этот композитор родился в Ленинграде  23.3.1939 - 10 декабря 2010 года,

       В своем  творчестве  он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.  И в этом мы сегодня убедимся.

   В этом балете все по новому.

       В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.  

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

    Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

    Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но  сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

          Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

   В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

           Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

 Балет «Ярославна»:  (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

 2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор  «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

    танцевали  вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» - балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета - подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды - "Сборы в поход", "Жёны русские", "Поход", "Затмение", "Окружение", "Вторая битва", "Плен", "Плач Ярославны", "Побег", "Призыв к единению".

       Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.  

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

Слушание Вступление

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

Ответы детей: 

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

Слушание

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

Ответы детей:

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

     Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве" (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли" мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же"". Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице" мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый"). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

Обобщение:

  1. Назовите  особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Домашнее задание:

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

 Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!  Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по "Слову о полке Игореве", соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...

Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (мальчики),по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере...