Хоровое пение - древнейшее проявление музыкальной культуры
материал по музыке по теме

Коршунова Надежда Зиновьевна

История возникновения хорового пения, его роль в системе музыкального образования школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khorovoe_penie.docx18.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ  -  древнейшее проявление музыкальной культуры.

(выступление на городском семинаре учителей музыки)

             К идеям эстетического воспитания, в частности, средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – как с помощью искусства воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.

           В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (около 354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом.

           В средние века всё определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст (350 г. н.э.) писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна.

             В эпоху Возрождения говорится о всестороннем развитии личности. В некоторых школах обучению пению придается большое значение. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах. Например, даже И.С. Бах (1685-1750 г.) сочинял и разучивал со школьным хором собственные кантаты (когда работал кантором церкви Св. Фомы).

               В XIX же веке господствующей формой бытования хоровой музыки становится её концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи.

            В России одно из ранних упоминаний о детском пении относится к 1621 г., где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.

Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны.  

 В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом. 

Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

 Руководитель хора и его организаторы должны твёрдо уяснить себе цель и задачи создания детского самодеятельного хора и в соответствие с ними строить работу.

На сегодняшний день хоровые коллективы есть, к сожалению, в немногих ОУ: в МОУ СОШ № 2 (3 хора – младший,средний, старший), в МОУ СОШ № 10,58,лицее.

Все они приняли участие в городском смотре-конкурсе художественной самодеятельности и показали неплохие результаты:

  • Хоры МОУ СОШ № 2 стали лауреатами смотра, а средний и старший – лауреатами фестиваля «Арзамасская весна», младший – дипломантов;
  • Лауреатом смотра-конкурса и «Арзамасской весны» стал хор МОУ лицей;
  • Звания дпломантов смотра-конкурса удостоены  хоры МОУ СОШ № 10 и № 58, последний стал дипломантом «Арзамасской весны» и получил право выступить на заключительном концерте 1 мая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение.

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение....

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОТДЕЛЕНИИ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ». ПРЕДМЕТ- ФОРТЕПИАНО

Аннотация на  программу  учебной дисциплины- фортепианона отделении «хоровое пение» . Структура программы:1. Цель и задачи курса.2. Требования к уровню освоения содержания к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Задачами методической разработки является- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному т...

Творческая работа Славнецкой Л.В. «Значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьника»

Xopoвoe пение в России имеет глубокие исторический корни.Хорошо извечтна, что пение, особенно хоровое, совметное - это верный показатель здоровья Нации....

"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"

В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы:       «Каждый класс – х...

Хоровое пение - неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка

В данной статье размещена информация о роли хорового пения в личностном развитии школьников....