Использование методов арт-терапии на уроке музыки во 2 классе
статья по музыке по теме

Гурина Екатерина Германовна

Современная школа, ориентированная на новые стандарты образования, побуждает педагогов искать и применять на уроках новые технологии, новые методы, новые подходы.

Чтобы создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, комфортную атмосферу, способствующую  раскрепощению и активизации учеников, раскрытию их творческого потенциала и индивидуальности,   учитель может использовать определенные методы и технологии, заимствованные в психологии.

Одним из таких методов является арт-терапия. Арт-терапия – сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, дающих возможность любому человеку  выразить свой внутренний мир через художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, актёрское мастерство и многое другое. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний, и поэтому часто используется в педагогике и социальной  работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_art-terapii._statya.docx36.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование техники коллажа, как одного из методов арт-терапии, на уроке музыки во 2 классе. Тема «Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Балет»

                                                                                 «Скажи мне - я забуду, покажи мне – я запомню,

                                                                                   вовлеки меня – я пойму»

                               китайская пословица

За последние 10-15 лет образование претерпело большие и важные изменения. Быстро развивающийся в повседневной жизни прогресс вынуждает вносить коррективы и в такое, казалось бы, консервативное направление, как образование. Современная школа, ориентированная на новые стандарты образования, побуждает педагогов искать и применять на уроках новые технологии, новые методы, новые подходы.

С другой стороны, большинство специалистов сходят в том, что и сами дети XXI века имеют свои особенности, отличаются от предшествующих поколений.

За последние годы сильно изменилось качество внешней среды, окружающей ребенка: значительно повысилась интенсивность ритмов жизни, сильно увеличился поток информационной насыщенности, ежедневно обрушивающийся на ребенка. При этом эмоциональный климат во многих семьях часто характеризуется повышенной тревожностью и раздражительностью, а в отношениях детей и родителей появилось больше дистанцированности, чем в прежние годы,- у «выжатых» на работе родителей просто не остается сил, чтобы поиграть, почитать с детьми.

В результате, многим детям сегодня сложно строить отношения с людьми, адаптироваться в коллективе, у них присутствуют повышенная гиперактивность и тревожность, не редки проявления агрессии.  Школа для ребенка является центром освоения социума. Поэтому все эти особенности современному педагогу приходится учитывать, и решать на уроке не только образовательные и воспитательные, но и психологические задачи.

Чтобы создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, комфортную атмосферу, способствующую  раскрепощению и активизации учеников, раскрытию их творческого потенциала и индивидуальности,   учитель может использовать определенные методы и технологии, заимствованные в психологии.

Одним из таких методов является арт-терапия. Арт-терапия – сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, дающих возможность любому человеку  выразить свой внутренний мир через художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, актёрское мастерство и многое другое. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний, и поэтому часто используется в педагогике, социальной  работе и бизнесе. Метод арт-терапии:

  • Помогает снять эмоциональное напряжение и стресс;
  • Развивает творческое мышление и эмоциональный интеллект;
  • Позволяет безопасно проявить негативные чувства и проработать их;
  • Улучшает внутреннее самочувствие;

Детям часто трудно выразить свои чувства и эмоции словами, зато они умеют и любят рисовать, лепить, клеить. Средствами искусства ребенок может  выразить себя: рисовать счастье, лепить печаль и танцевать настроение… Одной из самых интересных и простых в исполнении техник арт-терапии является коллаж. Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании художественных произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Для изготовления коллажа не требуется никаких особых навыков, что сразу снимает у детей барьер неумения, а материалы для работы используются простейшие - картинки, ткань, бисер, цветная бумага, бусинки и т.д., всегда имеющиеся в любом доме.

Так как музыка как вид искусства сама по себе имеет выразительный и изобразительный аспекты, воздействует на наши эмоции и воображение, то техника коллажа органично вплетается в структуру урока музыки.

Рассмотрим использование данной технологии на уроке музыки во 2 классе  III четверти тема «Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Балет». Знакомство детей с понятием музыкального театра и балета происходит на музыкальном материале балета С. Прокофьева «Золушка». Музыка Прокофьева сама по себе обладает не только большой выразительностью, передающей чувства и эмоции героев, но и особой, ощущаемой изобразительностью, характерной для всего творчества композитора. Поэтому применение изобразительного метода – создание карты эмоций героини в виде коллажа - вполне закономерный выбор.

Тема урока: «Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Балет». Это 2-й урок по данной теме в разделе «В музыкальном театре»

Цели и задачи:

  • Обучающие:

знакомство с творчеством С. Прокофьева;

закрепление понятия балет;

освоение понятий выразительности и изобразительности в музыке.

  • Воспитательные:

формирование умения работать в коллективе;

умение принимать решения на основе альтернативных мнений;

умение идти на компромисс;

развитие волевых качеств личности;

умение вести диалог, слушать и слышать товарищей

  • Психологические:

помочь детям  преодолеть застенчивость и неверие в свои силы;

основываясь на жизненном опыте детей, определить круг эмоций, характерных для переживаний в схожих ситуациях;

помочь осознать, что негативные переживания не уникальны, они характерны для всех людей, но, они временные и проходящие;

научить строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы и оборудование: листы ватмана, газеты, журналы, открытки,  карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, CD- проигрыватель, музыкальные записи.

Тип урока: закрепление нового материала

Ход урока

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с удивительным миром балета. Дорогу в эту сказочную страну нам показал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Кто помнит, как назывался его балет? («Золушка») Вы хотели бы побывать в этой стране еще разок?

-Да!

- Но путь туда не близок! Чтобы вновь повстречаться с героями балета «Золушка» нам придется совершить путешествие на ракете! Вы готовы? Тогда заводите мотор!

Этап разогрева

Этап разогрева можно сравнить с разминкой, которую проводят спортсмены перед началом соревнований. Задача этого этапа — максимально раскрепостить детей для того, чтобы они могли быть спонтанными в своем самовыражении и реализовать себя наиболее полно.

«Ревущий мотор»- упражнение

«Вы представляете как ревет мотор настоящей ракеты ? «Рррмм!»   Сейчас мы попробуем завести его все вместе. Один из вас начинает, произнося «Рррмм!», и быстро поворачивает голову к соседу. Его сосед тут же вступает в гонку и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по классу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?» Упражнение проводится по цепочке, вовлекая всех учеников класса

- Ракета готова к запуску, полет начинается! (Под песню «Космонавт»  В. Степанова дети изображают работу двигателя и полет ракеты.)

В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на звезды вниз глядит.
Сверху видит он поля
Реки, горы и моря
Видит он весь шар земной
Шар земной – наш дом родной.

- Стоп. Глушите двигатель. Прилетели! А чтобы нам дали разрешение на  посадку на этой планете, мы должны отгадать загадку:

Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет!  (
волшебная палочка)

-- Молодцы! Пропуск получен! (Учитель может показать детям волшебную палочку) Конечно, это волшебная палочка, с помощью которой фея- крестная, совершала свои превращения!

Основной этап – изготовление коллажа

-Ну, а теперь, давайте вкратце вспомним содержание отрывка из балета, который мы слушали в прошлый раз – (введение сказки в урок методом припоминания). Какие моменты там изображены? Поездки на бал, сцена бала, бой часов, побег с бала и конец превращений.

- Сейчас мы с вами послушаем отрывок из балета С.С. Прокофьева «Золушка» еще раз, постарайтесь определить, какие предметы изображены в музыке?

Прослушивание музыкального отрывка из балета.

Обсуждение. Обычно дети сразу же безошибочно называют изображенные в музыке предметы, можно вспомнить еще предметы, присутствующие в этом отрывке сказки и записать все ответы на доске:

  • зал во дворце,
  • лестница,
  • часы,
  • карета,
  • лошади,
  • платье,
  • тыква,
  • башмачок,
  • дорога и т.д.

- А теперь я поставлю музыку еще раз, а вы подумайте, какие чувства, эмоции испытывала Золушка: по пути на бал, на самом балу, когда услышала бой часов, бежала по лестнице, подъезжала карета, волшебство закончилось и бальное платье превратилось в лохмотья, шла обратно к дому по лесу?

Второе прослушивание музыкального отрывка из балета

Записываем ответы  детей на доске:

  • надежда,
  • воодушевление,
  • счастье,
  • тревога,
  • ужас,
  • разочарование,
  • печаль,
  • уныние и т.д.

- Пробуем соединить нарисованные предметы с определением эмоций и переживаний Золушки, посмотрим, что у нас получится:

  • Дорога надежд
  • зал воодушевления
  • платье счастья
  • лошади тревоги
  • часы ужаса
  • лестница разочарований
  • карета печали
  • дорога уныния и т.д.

- А теперь нам с вами предстоит удивительная работа: используя все имеющиеся материалы, мы постараемся изобразить Дорогу, которую прошла Золушка!

Изготовление группового коллажа «Карта эмоций Золушки»

- Для начала вы должны подобрать и вырезать из газет, журналов, открыток те предметы, которые записаны у нас на доске. Может быть, вам захочется вырезать что-то еще, что привлечет ваше внимание и дополнит общую картину. Затем, расположите вырезанные картинки на ватмане, но сразу не приклеивайте! Посмотрите на них, подвигайте, определите лучшее место для каждой. Теперь приклеиваем картинки и подписываем их, в соответствии с эмоциями  Золушки (как делали на доске: Дорога надежд ------зал воодушевления и т.д.). Затем рисуем дорогу, соединяющую все эти предметы. А теперь посмотрите на получившуюся картину, может вам хочется добавить чего-то еще на этой Дороге для большей яркости переживаний? Можно приклеить кусочки ткани, меха, бусинки, что-то дорисовать и т.д. (Работа выполняется коллективно под музыкальное сопровождение)

-Посмотрите,  какой большой путь прошла Золушка, и как менялись ее переживания на этом пути!

Этап анализа работы

Проводится путем постановки учителем вопросов на осмысление проделанной работы и получение  ответов детей:

- Вам понравился процесс работы?

- А знакомы ли вам такие чувства?

- Когда, при каких обстоятельствах вы испытывали похожие эмоции?

- Что вы делали, чтобы преодолеть эти состояния?

- Что вы можете посоветовать Золушке, чтобы помочь поскорее выйти из этого состояния?

- Куда дальше поведет ее эта дорога?

- Что было дальше в сказке, и какие чувства испытывала при этом Золушка?

Проведя анализ, мы делаем вывод, что отрицательные эмоции - это только точка на карте, из нее всегда можно найти выход. Хотим ли мы надолго задерживаться в точке негативных эмоций? Мы можем посмотреть, куда нас приведет дорога, а можем сами выбрать свой путь.

- Ребята, мы познакомились с удивительным балетом С. Прокофьева. Скажите, вам трудно было понимать, о чем говорилось в музыке без слов? А нужны вам были слова для того, чтобы понять, что чувствует Золушка?

Вот какой замечательный и волшебный мир балета! Такова замечательная сила музыки! Она может не только выражать, но и изображать!

Мы еще не раз побываем на этой волшебной планете, а сейчас нам пора возвращаться. А на прощание мы споем песню « В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского и скажем сказке:

 «До новых встреч!»- выход из сказки

Используя на этом уроке изобразительный метод арт- терапии - коллаж, мы решаем не только образовательные, но и воспитательные, и психологические задачи:

  •  показываем выразительные и изобразительные особенности музыки
  • объединяем детей в коллективной работе
  • обучаем навыкам успешного общения (умение слушать и слышать, выстраивать диалог)
  •  развиваем коммуникативные навыки
  •  развиваем умение сопереживать
  • основываясь на жизненном опыте детей, определяем круг эмоций, характерных для переживаний в схожих ситуациях
  • выясняем, что эти отрицательные эмоции не уникальны, их испытывают все люди
  • помогаем осознать, что негативные переживания временные и проходящие
  • стимулируем творческую активность

Все это происходит в атмосфере волшебства и сказочности, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы....

Сущность игрового метода инсценирования песен на уроках музыки в классах КРО.

В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности разнообразных форм и методов обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Все больше внимания уделяется игр...

Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.

Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....

Использование метода арт-терапии на занятиях кружка "Основы изобразительного и прикладного искусства

Статья на тему "Использование метода арт-терапии на занятиях кружка "Основы изобразительного и прикладного искусства". Основные принципы, методы и примерный план занятия....

Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ

В статье рассматриваются основные методы музыкальной терапии, которые возможно использовать в школе при работе с детьми с ОВЗ....

Использование методов гуманной педагогики на уроках музыки

Статья Соболевой Н.Г. посвящена описанию методов гумкнной педагогики, которые учетль музыки использует на своих уроках....

«Использование метода интеллект - карт на уроках музыки»

Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания  и систематизации информации,  с помощью которого развиваются творческие способности детей, активизируется память и мышле...