Генезис эстетических канонов музыкального искусства Западной Европы в контексте религиозных и философских воззрений эпохи.
статья по музыке на тему

Тененбаум Ирина Валерьевна

 

 

Музыкальное искусство, как и любой другой вид искусства, является продуктом своей эпохи, созданная в определенный исторический период, обладает своими стилистическими характеристиками, которые можно достаточно легко идентифицировать.
  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Генезис эстетических канонов музыкального искусства Западной Европы в контексте религиозных и философских воззрений эпохи.

                         

                                  Тененбаум Ирина Валерьевна

ДМШ   № 7  город Иркутск

Музыкальное искусство, как и любой другой вид искусства, является продуктом своей эпохи. Мы только тогда сможем понять и оценить закономерность тех или иных канонов, возникающих в вокально-хоровой музыке, когда будем точно знать и понимать исторические условия, в которых они рождались.

  Музыка созданная в определенный исторический период, обладает своими стилистическими характеристиками, которые можно достаточно легко идентифицировать. Однако необходимо отметить, что эти, так называемые стилевые характеристики не просто определяют различия между историческими эпохами, или даже композиторами, но и достаточно точно и глубоко воплощают мировоззренческие концепции времени в невербальной форме.

Рассмотрим некоторые примеры возникновения  эстетических положений, в конкретную эпоху.

В западноевропейской музыке, возникновению любых важнейших жанров, стилей, предшествовали какие-либо идейно-теоретические установки, решения церковных соборов, художественные манифесты. Например, европейская музыка по своей идее должна уподобляться пению ангелов во славу божью, потому запрещалось вводить в ее мелос отражение земных чувств, волнений, плясовых ритмов.

Как известно, средневековая музыкальная культура имела особый характер. Она достаточно четко делилась на церковную и народную, а теоретическая мысль средних веков почти полностью подчинена требованиям и задачам церковного пения. Традиционно одноголосное пение (приблизительно до XII – XIII веков), сложная и нечеткая ритмоструктура, практически полная нивелировка тембральной окраски человеческого голоса, характеризует  такое явление средневековой музыкальной культуры как григорианский хорал, и в полной мере соответствовало представлениям того времени о пении ангелов, которое и должно было звучать в храме. О характере философии и искусства средневековья Г. Майоров писал: “Любая форма новаторства считается признаком сустной гордыни, отступлением от архетипа, а значит и от истины”. В церковной музыке кодифицировались целые книги культовых песнопений, в светской складывались “тоны” мейстерзингеров, ритмические модусы трубадуров, труверов, модальные ордо у Леонина и Перотина, анонимных авторов мотета XIII века, зародилась полифоническая форма канона.

Итак, музыкальная культура средневековья в целом догматична с первых своих шагов, пренебрегает бытовой музыкальной практикой и стремится подчинить искусство каноническим правилам.

В музыкальном искусстве первые яркие признаки Возрождения отчетливо проступают в XIV веке на итальянской художественной почве. Первый расцвет светской музыкальной лирики глубоко гуманистического содержания и нового свободного от готической жесткости, стиля, связан с флорентийской школой, возглавляемой композитором, исполнителем и разносторонним ученым Франческо Ландини.

Не смотря на появление определенных новаций, в эпоху Возрождения действовала целая система канонов. Так происходит канонизация большой группы протестантских песнопений, которые широко распространились в музыкальных произведениях не богослужебного назначения в качестве обязательных тем,“cantus firmus”.

Через всю эпоху Возрождения проходят важнейшие, новые тенденции, отличающие музыкальное искусство этого периода от средневековья. Необходимо отметить, что в отличие от судьбы других искусств, музыка эпохи Возрождения, почти не испытала влияния античных образцов. Древнегреческая нотация была расшифрована лишь в XIX веке, и потому находки музыкальных памятников могли возбуждать в XVI столетии лишь отвлеченный энтузиазм, не основанный на художественных впечатлениях. Однако именно преклонение перед античными авторами и новые гуманистические идеи выдвигают новые музыкальные жанры: опера – ранняя итальянская опера была не кантиленной, а речитативной; причиной было стремление итальянских гуманистов возродить древнегреческую драму с присущим ей языком декламации; фантазия – освобождающая автора от традиционных канонов, жанр диаметрально противоположный канону как принципу, и многие другие.

Вместе с новыми музыкальными жанрами Возрождение формирует и новый тип художника: не ученого церковника или церковного певца – мастера, не трубадура или трувера, а именно композитора в новом значении его личности и его профессии. Каждый композитор, следуя веяниям времени, делал свои выводы. Пышная и красочная хоровая музыка венецианцев, строгая и сосредоточения духовная музыка Палестрины, ярко изобразительная, жанровая полифоническая песня французов, психологичный мадригал, инструментальные жанры, протестантский хорал – все это достижения Ренессанса. Вместе с тем в  многообразии жанров и их развитии выражается обогащение тематики и образов, не доступных средневековому искусству, широта содержания, психологическая углубленность, нарастающий драматизм, стремление к сильным и ярким контрастам, то есть новые стороны гуманистического мировосприятия, новое проявление личности того времени.

Эстетический смысл этого процесса можно сопоставить, например, с овладением законами перспективы в живописи или учением о пропорциях.

Обратившись к историческим эпохам, бросив беглый взгляд на богатейшее музыкальное наследие, оставленное нам средневековьем и эпохой Возрождения, мы говорим о том, что мировоззренческие концепции эпохи являются характерной чертой музыки. Они определяют стиль, диктуют форму и предписывают саму природу звуков, используемых композиторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Культура и искусство Западной Европы XX века"

Проект по истории«Культура и искусство XX века».9-10 класс Новая история Срок: 1 месяц...

презентация к уроку МХК "Экспрессионизм в изобразительном искусстве Западной Европы

Данная презентация используется на уроке МХК при изучении темы "Экспрессионизм в изобразительном искусстве", помогает усвоить новый материал учащимся в легкой доступной форме...

Презентация на тему "Искусство Западной Европы 17 века"

Данная презентация на тему "Искусство Западной Европы 17 века" была разработана в рамках программы по истории искусств для музыкальных школ. Данная разработка может быть использована и на уроках МХК в...

Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"

Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....