Пластическое интонирование в условиях современного урока
проект по музыке по теме

Булычева Наталия Александровна

Одним из эффективных методов, применяемых на уроке музыки, должен стать метод  «пластического   интонирования».  Этот метод направлен на освоение способов «активного слушания».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc100.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Пластическое интонирование в условиях современного урока»

Учитель музыки

 МОУ СОШ №3 г. Егорьевска

Булычева Н.А.

Егорьевск, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                                              Стр.

Введение.                                                                                                                3.

Теоретическая часть.

1.1. Особенности восприятия  музыки младшими школьниками.                    5.  

1.2. Связь музыкальной  интонации и движения.                                               6.

1.3. Пластическое интонирование как один из способов активизации музыкального восприятия.                                                                                    7.

1.4. Взаимосвязь музыки, движения, пластики и танца в музыкальной педагогике.                                                                                                             8.

1.5. Способы применения музыкально-ритмических  движений.                     9.

Практическая часть.

2.1. Фрагменты конспектов уроков музыки с использованием метода пластического интонирования.                                                                          13.

Заключение.                                                                                                         17.

Литература.                                                                                                          19.

Введение

В настоящее время многие учителя начальной школы столкнулись с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности в усвоении школьных знаний. Многие проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с физиологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники не умеют ещё длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Известно, что у детей младшего школьного возраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Многолетняя практика работы в школе показала, что одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти у младших школьников является систематическое включение во все этапы урока двигательной активности. Исследования физиологов доказывают, что движение является незаменимой биологической потребностью ребенка: малоподвижный образ жизни – прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей. 

Поэтому перед нами встает проблема: как, с помощью каких  приемов, средств, методов можно добиться полноценного физического и духовного развития детей, повысить мотивацию учебной деятельности учащихся на уроке музыки, развить их творческий потенциал. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г. Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».

Одним из эффективных методов, применяемых на уроке музыки, должен стать метод  «пластического   интонирования».  Этот метод направлен на освоение способов «активного слушания».  Поэтому тема моего проекта: «Пластическое интонирование в условиях современного урока».

Цель  проекта – выявить, каковы возможности  и система использования пластического  интонирования  в формировании активного  восприятия музыки детьми младшего школьного возраста. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современную педагогическую, психологическую и методологическую литературу по данной теме.

2.Выявить и обосновать целесообразность использования пластического интонирования в развитии у детей способности к восприятию музыки.

3.Разработать конспекты уроков с использованием пластического интонирования.

В результате проделанной работы  должны наблюдать следующий результат: применение на уроках метода пластического интонирования  сделает восприятие музыки детьми более глубоким и осознанным. Продуктом моей работы будут фрагменты конспектов уроков с использованием пластического интонирования. Учителя музыки  могут использовать их в своей работе.

Теоретическая часть.

   1.1 Особенности восприятия  музыки младшими школьниками.

Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.   Как добиться у детей осознанного  слушания музыки, понимания ее содержания? Прежде всего, необходимо обратиться к особенностям восприятия музыки детьми.  Как дети воспринимают музыку, что они  при этом слышат, переживают, о чем  думают?

Важной особенностью восприятия музыки младшими школьниками является её синкретичность, т.е. слитность: в сознании ребенка в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Учителя, наблюдая за первоклассниками, отмечают, что зрительно – двигательная сторона доминирует не только в музыкально-бытовых впечатлениях детей, но даже в специально организованной учебой ситуации жизненного восприятия. Дети ищут зрительный образ, реальное движение, интерпретируя музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины жизни.

           Музыка  – искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная  сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и т.д.) неразрывно связанны. В процессе воспроизведения музыки они предстают в единстве. То есть постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения.

           В ходе исследования, проведенного Е. Ю. Волчегорской1, было установлено, что среди младших школьников, участвовавших в эксперименте, 52% музыку «чувствовали» (кинестетический канал), 29% «видели» (визуальный канал), 19% «слышали» (аудиальный канал).


1Елена Юрьевна Волчегорская - доктор педагогических наук РФ,  заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета

Таким образом, мы видим, что для большинства  детей более естественным и «удобным»  является восприятие музыки через движение. Наблюдения педагогов подтверждают этот факт – дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением. Использование на уроках музыки движений  может существенно активизировать музыкальное восприятие детей.

 

1.2. Связь музыкальной  интонации и движения

         Раскрывая специфику музыки, Б. В. Асафьев2 подчеркивал, что: «…музыкальная интонация никогда  не теряет связи ни со словом, ни с  танцем, ни с мимикой (с пантомимой) тела человеческого. Любой музыкально – пластический знак или интонация – это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца…».

Недаром многие деятели искусства и ученые говорят о тесной связи искусства  музыки и танца. «Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире».

Психологи подтверждают эту взаимосвязь двух искусств. В любом человеческом чувстве различают три момента протекания эмоции: восприятие какого-либо предмета или события или представление о нем, вызываемое этим чувство и телесные выражения этого чувства. Та или иная поза, жест вызывают сильную эмоцию. Проигрывание интонаций телом, «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонаций, способствует выявлению его смысловой определенности. Описывая выразительность жеста, мы, тем самым, описываем саму музыкальную интонацию. Это обстоятельство может помочь в развитии у детей способности анализировать свои эмоции вызываемые музыкой, а также расширить «эмоциональный диапазон» переживаний, вызванных музыкой.


2Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) -русский композитор, музыковед

1.3. Пластическое интонирование как один из способов активизации музыкального восприятия.

   Как уже было сказано выше, между звуком и  пластической интонацией существует «особенно тесная, органическая, генетическая и историческая близость…».

Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения.

           В. В. Медушевский3 отмечает, что «руки  могут выступать как замечательный  инструмент умного анализа музыки».

         С одной стороны с помощью пластического интонирования дети осмысливают музыкальную реальность изучаемого произведения, с другой, обобщают свои знания о музыкальном искусстве в целом.

          «Простым  жестом – взмахом руки, - пишет  Г. Г. Нейгауз, - можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами».

Пластическое  интонирование связано со всеми видами исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

          Пластичное движение, пластические этюды дают возможность  ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой.

_____________________________________

  3В. В. Медушевский - советский музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств России, исследователь способов выражения духовной жизни человека в музыкальном искусстве

1.4  Взаимосвязь музыки, движения, пластики и танца в музыкальной педагогике.

Взаимосвязь музыки с движением, пластикой, танцем – это такая проблема, к которой всегда обращались и обращаются специалисты в области музыки, педагогики. Тесная связь музыки и движения была отмечена многими музыкантами, педагогами, учёными. Эффективность использования пластического интонирования в работе с детьми признавали такие педагоги и музыканты как: В. В. Медушевский, Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М. С. Красильникова, В. Коэн, и другие.

Известный швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей. На основе системы Э. Жак-Далькроза, отечественные исследователи - Н. Г. Александрова, Н. П. Збруева, Е. В. Конорова, М. А. Румер, В. Е. Яновская, разработали методические основы музыкально-ритмического воспитания в России ещё в 20 – 30-е годы, на этой базе сложились различные методики музыкально-ритмического воспитания.

 Преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн (доктор педагогики и композитор) разработала систему обучения детей музыке с обращением к «пластическому интонированию». По ее мнению: «Движение – неотъемлемая часть полноценного восприятия музыки детьми». Она предлагает такую методику разучивания песни при помощи пластического интонирования – многократно учитель пропевает мелодию разучиваемой песни, и в момент ее исполнения дети делают движение в соответствии с мелодией, характером, темпом, динамикой. Вероника Коэн считает, что учитель может придумывать множество способов непевческого участия детей в исполнении учителем песни так, чтобы интонации ее как бы исподволь входили в сознание детей.

Другая методика восприятия музыки В. Коэн через движение – методика «зеркала». Она назвала ее так, потому что дети, как в зеркале, повторяют все движения учителя. А в движениях учителя, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, учитель показывает в движении то, как он слышит ее.

Советский театральный педагог Нина Павловна Збруева вывела методический прием «свободного дирижирования». Название обусловлено тем, что дирижерский жест возникает у учащихся как естественный пластический отклик на музыку. Однако он, по сути, является упрощенным жестом по сравнению с «академической схемой», но позволяет отобразить пульс, размер, ритмический рисунок и фразировку. Степень соответствия характера движения характеру музыки позволяет выявить индивидуальное впечатление каждого ученика от звучащей музыки.

1.5 Способы применения музыкально-ритмических движений

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:

Пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки…, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рук есть ещё одна речевая зона мозга, и, следовательно, наряду с развитием моторики будут развиваться речь, внимание и память». 

Разучивая текст песни с тактированием или равномерными хлопками, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп. Этот прием дает возможность просто и понятно объяснить такие дирижерские жесты, как «внимание», «начало пения», «снять звук», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре.

Свободное дирижирование. С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, рекомендуем им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план». Так как учитель не может выполнять функции концертмейстера и дирижера одновременно, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса. Процесс выбора дирижера из учеников класса носит очень сильный воспитательный характер. Ребята обсуждают качество «дирижирования», понятность жестов, умение подсказать вовремя слова и другие дирижерские «хитрости». Такое обсуждение способствует осознанному, осмысленному исполнению произведения всем коллективом класса.  

Имитация игры на музыкальных инструментах. Движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. 

Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Причем смена движений должна быть связана с определением детьми на слух вариационного принципа развития этой музыки. Двигательная активность дает выход эмоциональному напряжению, возникающему в процессе слушания музыки, позволяет детям свободно выразить свое ощущения.

Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук… 

Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига. Создать пластический образ хромающего царя Гороха предлагаем детям под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох».

 Выбор для творческих учеников огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.

 Инсценирование песни. Музыкальный фольклор, как никакой другой из видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки. 

Это, например, такие игровые песни, как «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Выходили красны девицы». Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

 Танцевальные движения. Исполнение и слушание музыки танцевального характера способствует освоению элементарных танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса. 

Например, исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка» основано на контрасте её частей: в лирическом запеве девочки исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо – налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку. Звучание припева можно также сопровождать игрой на народных инструментах – ложках, бубне.

Практическая часть

2.1 Фрагменты конспектов уроков музыки с использованием метода пластического интонирования.  

Я хочу предложить  рассмотреть фрагменты уроков, составленных по программе Г.П. Сергеевой   «Музыка в начальной школе», где может использоваться метод  пластического интонирования.                                                                   

Тема урока в 1 классе: «Портреты в музыке»

При прослушивании  пьесы «Баба-Яга» П.И. Чайковского из Детского альбома.

Ход фрагмента урока:  

У: Давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием (пропевание пьесы на слова В.Лунина).

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги.

Тема урока в 1 классе: «Музыкальные инструменты»

Знакомство с музыкальным инструментом -  гусли при слушании р.н.п. «Как под яблонькой» и при звучании «Былинных наигрышей»

Ход фрагмента урока:  

У: А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю – узнаете ли вы его голос? (звучит импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой», дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу – гусли).

У: Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили?

Д: Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по-другому.

У: Почему?

Д: Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже – струнный инструмент.

У: А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях?

Д: Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.

У: Значит гусли – струнно–щипковый инструмент (зрительный ряд – слайды).

Возьму гусли звонкие, да настрою гусли на старинный лад.

Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

У: Звучит ли в этих словах музыка? ( дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня)  Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит?

(звучат «Былинные наигрыши»)

Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте (имитация перебора струн помогает детям безошибочно узнать музыкальный инструмент – гусли).

 Урок в 4 классе  по теме «Ф. Шопен. Образы фортепианной музыки: прелюдия, этюд» раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

  Ход фрагмента урока:  

 У: Сегодня мы познакомимся с музыкой польского композитора Фридерика Шопена. А именно с его двумя прелюдиями – №7 и №20. Всего у Шопена 24 прелюдии. И каждая из этих прелюдий настолько выразительна по музыке, что нередко рождает у слушателя яркие, почти зримые образы. Но эти произведения не имеют названий. Они не программные произведения. Но, оказывается, программа все-таки была и об этом стало известно от учеников Шопена, названия которых, он сам говорил. Сейчас мы послушаем Прелюдию №7 Ф. Шопена. Какое название вы дадите этой прелюдии?

           Звучит Прелюдия №7 Ф. Шопена.

Д: «Мечтание», «Вдохновение», «Танец»…

У: В этой прелюдии можно услышать танцевальность. И это не случайно. Сам Шопен назвал ее «Польская танцовщица». Здесь можно услышать полет танцовщицы.

  (Затем учитель предлагает ребятам движениями рук показать характер, движение мелодии этой прелюдии. Этим самым дети должны почувствовать музыку. По движениям рук учащихся можно определить степень углубленности, остроты восприятия музыкального сочинения и отдельных его выразительных особенностей.)

У: А сейчас мы послушаем Прелюдию №20 этого же композитора – Ф. Шопена. Какое же название вы дадите этой прелюдии?

           Звучит Прелюдия №20 Ф. Шопена.

Д: «Грусть», «Дума», «Печальная история»…

У: Эту прелюдию Шопен назвал «Траурным маршем» и это ясно слышно в музыке – четырехдольный размер, пунктирный ритм. В этой прелюдии всего 12 тактов, но в ней большой трагизм, глубина чувств. Рассказывают, что однажды Шопен стоя у окна, вдруг увидел в конце улицы похоронную процессию. Она медленно последовала мимо окна и постепенно удалилась. Правда это или вымысел – сказать трудно. Но, как бы то ни было, нельзя оставаться равнодушным, когда слушаешь эту музыку. О том, что процессия ушла – это слышно в самой музыке.

 (Затем учитель также предлагает ребятам движениями рук показать весь замысел этого произведения)

Урок во 2 классе по теме: ««Балло» означает «Танцую»

Знакомство с балетом Прокофьева «Золушка» («Вальс и полночь») второклассники могут выступить либо в роли дирижеров симфонического оркестра, или – в роли часов, бесстрастно отбивающих 12 ударов.

Использование метода В.Коэн при изучении произведения С.Рахманинова «Итальянская полька»

Основные жесты:

1. собираем росинки (по одной справа и слева, и складываем в ладошку)

2. бросок (подбрасываем капли ладошками вверх – «салют из росинок»)

3. порхающая бабочка (перекрещенные кисти свободных рук – крылья)

4. нападение – удивление («подкрадываемся» к бабочке во время затакта, на сильную долю накрываем цветок с

    бабочкой руками, на вторую долю разворачиваем ладони, а там никого нет).

Предлагаемая ситуация:

Мальчик Петя рано утром отправляется на луг собирать росинки, чтобы сделать из них салют. Там он знакомится с бабочкой, и они затевают игру.

[1 – 2 такты] – вступление 1 часть.

[3 – 4 такты] – собираем росинки (на раз, два – капли, на три – бросок вверх)

[5 – 6 такты] – четыре росинки + бросок

[7 – 8 такты] – 2 росинки + бросок (как в 3 – 4 тактах)

[9 – 10 такты] – 4 росинки + бросок (как в 5 – 6 тактах)

[11 – 18 такты] – порхающая бабочка (в конце 18 такта садится на цветок)

 

2 часть.

Затакт ко 2 части – крадёмся к бабочке

[1 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), снова крадёмся (3, 4 доли)

[2 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), порхающая бабочка

[3 такт] – порхающая бабочка [4 такт] – бабочка, крадёмся

[5 – 8 такты] – повторение движений [1 – 4 тактов], но в конце 8 такта бабочка садится на плечо Пети.

Реприза. Повторение 1 части, но более бережное («чтобы не спугнуть бабочку»).

Последние росинки бросаем друг на друга.

Заключение

Сегодня акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Именно на это и направлен метод пластического интонирования.

Познание музыки через жест, движение, позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. При этом решается несколько задач:

1) психологическая, когда новые впечатления помогают активизировать восприятие, мышление, способствуют вовлеченности в творчество и возникновению непроизвольного внимания («музыка — часть меня, я — часть музыки»);

2) образовательная, позволяющая зрительно показать музыкальные понятия (фразировка, динамика, смена лада, штрихи), не разрушив при этом процесс слушания.

Особенную важность использование пластического интонирования приобретает при работе с детьми младшего школьного возраста. Язык интонаций, в понимании которого, по мнению В.П. Анисимова, выражается культура чувствования музыкального языка, является для ребенка синкретичным, целостным и поэтому легко проектируется в язык линий, цвета, композиции и светотеней, язык пластики. Музыкальный язык часто представляет сложность для восприятия и осмысления его младшими школьниками в силу еще недостаточной подготовленности детей на начальном

этапе обучения. Использование пластического интонирования, в котором язык музыкальных интонаций получает пластическое воплощение, позволяет приблизиться к осмыслению музыкального искусства: «Через внешнее… можно разбудить в человеке то, к чему трудно добраться иным способом».

Пластическое интонирование, визуально углубляя чувственно-образное содержание музыкального произведения, становится ключом к пониманию языка музыкального искусства и развитию музыкального мышления.

Исполнение музыки движением дает учителю возможность увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же  время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Ребенок слышит не только то, что музыке содержится, заложенное в ней композитором (а также исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, т. е. то, что создает его собственное воображение. Таким образом, происходит сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия.

Практика показывает, что детям нравятся уроки, насыщенные живым, активным творчеством. Результат подобных включений в урок даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько  занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания  ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи.

Таким образом, пластическое интонирование – это не обособленный вид деятельности, а способ более глубокого погружения в музыку и переживание ее образного содержания, способ формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря ему существенно обогащается методика развития музыкального восприятия школьников, которая дает значительный общеразвивающий эффект (а именно развитие таких качеств, как внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, память и другое).

Литература:

1) Апраксина О.А. Хрестоматия по методику музыкального воспитания. – М., 1987.

2) Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. – 1997, – №№ 1, 2.

3) Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в  школе. – 1984, – № 2.

4) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

5) Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.

Интернет-ресурс:

1) Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева:  http://planetadisser.com/part/dis_25621.html

2) Пластическое интонирование в условиях современного урока: http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/plasticheskoe_intonirovanie_v_uslovijakh_sovremennogo_uroka/5-1-0-70

3) Пластическое интонирование – познание и выражение музыки через жест, движение: http://www.menobr.ru/materials/1214/28296/

4) Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки: http://www.roman.by/r-50639.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пластического интонирования для формирования вокальных навыков на уроках музыки» Эссе и ссылка на собственные видео.

Данный материал является результатом собственной исследовательской деятельности по теме,...

Основные условия современного урока.

Основные условия современного урока....

Физкультминутка на уроке музыки как развитие технологии пластического интонирования

Физкультминутка на уроке музыки как развитие технологии пластического интонированияАвтор: Пантелеева Нэлли Викторовна       Организация: ГБОУ Школа № 626 СП «Нагорное»...

Интерактивные методы обучения в условиях современного урока (ФГОС)

Интерактивное обучение (от англ. «Inter»–взаимный, «akt»-действовать) – это обучение  построенное  на взаимодействии  обучающегося  с учебным ок...

Организация исследовательской деятельности в условиях современного урока

Данный материал поможет в выборе методов организации исследовательской деятельности на современном уроке в условиях реализации ФГОС...

Организация работы с одаренными детьми в условиях современного урока и внеурочной деятельности

В статье уделено внимание определению одаренности детей, представлены некоторые виды деятельности на уроке и на внеурочных занятиях...