Урок по музыке в 4 классе на тему "Музыкальные инструменты России"
план-конспект урока по музыке по теме

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_rossii.rar2.85 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема "Музыкальные инструменты России"

Класс: 4

Учебник: «Музыка» Г.П.Сергеева, Т.Шмагина, М., «Просвещение»

Цель: формирование и развитие творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся.

Образовательные задачи:

1)формирование практических умений и навыков;

2)пополнение знаний по темам «Музыкальные инструменты России», «Русские народные песни»;

3)совершенствование исполнительской культуры хорового, ансамблевого пения;

4)закрепление навыков игры на народных инструментах.

Воспитательная направленность урока:

1)пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов;

2)воспитание любви к родной земле, к истории своего народа ;

3)приобщение к старинным календарным традициям.

Развивающие задачи:

развитие исследовательских и аналитических способностей,

 исполнительско-творческих навыков и умений;

активизация творческого воображения, фантазии;

формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности.

Здоровье сберегающие задачи: :

сохранение и укрепление здоровья школьников;

создание благоприятного психологического климата, способ­ствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;

снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок;

повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.

Тип урока: комбинированный (урок-концерт) с элементами мастер-класса

Методы : беседа, исполнение, исследование, игра, показ, разыгрывание, драматизация с включением танцевальных движений, игра  на музыкальных инструментах

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных инструментов, ПК , мультимедийный проектор, презентация к разным этапам урока, DVD с записью,  портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности; русские народные костюмы.

Этап урока

( учебная ситуация)

Результат этапа

Цель  этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений

Сформированные УУД
Система предметных знаний, действия с предметным содержанием(опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР,МПР И ПР и их достижению

Организует ситуацию решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1.Самоопределение к деятельности. Орг.момент

Формальная готовность к уроку. Взаимоконтроль.

Проверка и самопроверка учащихся к началу урока. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Нацеливание на дальнейшую работу.

Самоорганизация. Настрой на урок.

2.Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости полученных новых знаний.

Выявление уровня осведомленности учащихся

Дает детям прослушать русскую народную песню «Коробушка».

-Какие инструменты исполняют эту песню, Какой состав исполнителей?

-ответы и рассуждения детей.

3.Постановка учебной задачи

Сформулированная   и зафиксированная с помощью с помощью таблицы учебная задача в самостоятельной деятельности с учителем

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Для дальнейшего расширения знаний.

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с музыкальными инструментами России, которые  с глубокой древности  и до наших дней живут рядом с человеком, которые гораздо ярче передают характер русских народных песен, заставляют нас плакать и смеяться, радоваться и печалиться.  Наверное, вам интересно  будет узнать историю их возникновения и бытования, каково их звучание, как они себя ведут в руках профессиональных исполнителей и  только начинающих музыкантов.

Народные песни… Поем их и тянется ниточка через века от неизвестного сочинения к нам – современным людям, от нас - нашим детям, к будущим поколениям.    В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое», причем последнее - это отобранные веками интонационные формулы, отразившие чувства и мысли многих поколений, в которых соединились воедино мудрость и красота. Что же отражается в песнях народных?

(Приложение. Слайд 3)

Ответы и рассуждения детей (Героическое прошлое, думы и переживания, удачи и трудности, воспоминания о прошлом и мечты о будущем, страдания, радость и веселье, красота родной природы…)

4.Решение учебной задачи.

Алгоритм решения проблемы

Знакомство детей с инструментами.

Песня-душа народа. Какие черты характерны  русской песне?

Какие жанры русских народных песен вы знаете?

Мы с вами уже знаем, что обрядовые песни календарного и семейного циклов, праздники, проводы солдат сопровождались игрой на  …?

Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Широкое использование музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах подтверждают многочисленные упоминания в устном народном творчестве.

Загадки для детей

(Приложение. Слайд 6):

Появилась балалайка. В конце 17 века возникает очень напоминавший домру инструмент, но только треугольной формы. Может быть, треугольной балалайку придумали для того, чтобы она на домру не походила? Чтобы игрой на балалайке царёв указ не нарушить? Ведь в указе ничего не было сказано про балалайку! Вот и получается, что балалайка – это переродившаяся домра.      ( Андреев .Оркестр)

Откуда же взялось название «балалайка»? Слово «балалайка» произошло скорее всего от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать»,   в общем  весело и беззаботно проводить время.

Послушайте, как звучит балалайка. Она действительно  сейчас будет  вас веселить

Возьму балалайку звонкую

Да настрою её на старинный лад

Синему морю на тишину,

А всем добрым людям на послушание.

Звучит Балалайка

Во Владимирской , Ивановской, Ярославской, Костромской и некоторых других областях были широко известны ансамбли рожечников. Особенным мастерством отличались владимирские рожечники, которые на своих инструментах так выразительно играли мелодии знакомых песен, что по звучанию их можно было бы сравнить со слаженным стройным хором. Наигрыши на пастушьих рожках зачастую рождались из мелодики народных песен, творчески интерпретированных народными музыкантами. Каждый день впитывая красоту русской природы, подстраиваясь под ее ритм, пастух в своей игре само-выражался, отображая с помощью музыкальных средств свои эмоции и размышления, проявляя свою индивидуальность.

Звучит Рожок

На каких инструментах начинают  учиться играть дети еще в детском саду?

В 1888 г.  Был организован кружок любителей игры на балалайке,  на основе которого в 1896 г. Андреев создал велико русский оркестр

(Приложение. Слайд 10).

Что такое оркестр?

Сейчас мы с вами превратимся в оркестр.

 Раздать инструменты .( Ложки, Бубен, Трещётка , Рубец ,треугольник)

Популяризация исполнительства на русских народных инструментах в оркестре способствовала развитию народной инструментальной музыки. А усовершенствованная Андреевым балалайка, соединив в себе народный колорит и технические возможности академического инструмента, явилась одним из факторов, определившим создание нового музыкального направления — оркестрового исполнительства на русских народных инструментах. Эти инструменты стали приобретать все большую известность — на них играли как любители, так и музыканты-профессионалы.

Только ли о балалайке эти стихи?

У домры множество древних родственников, похожих на неё восточных инструментов. Потому-то и считался на Руси этот инструмент чужестранным.

         Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент.

 Имеет три струны и полукруглый корпус.

Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и «домра большая басистая»

А звучит домра нежно, по-доброму.

Звучит инструмент Домра

Наши ребята не только умеют играть на русских народных инструментах, но и разыскали информацию об  известном всему миру исполнителе на домре – Рудольфе Белове. Исполнительская и педагогическая деятельность Рудольфа Белова – одна из ярких страниц отечественной школы игры на домре.

Главным итогом  его сорокалетней творческой деятельности является популяризация и пропаганда русского народного инструмента домры.

Ведет интенсивную концертную деятельность, популяризируя домру, как старинный русский инструмент. Играет в оркестре им. Осипова.

С 1963 г. преподавал в институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки)

Сегодня на уроке в вашем, любительском исполнении мы услышали русские народные песни разных жанров и исполнительских составов: солисты, дуэты, ансамбли.

  И мы с вами сейчас выступим в роли певцов  исполнителей народной песни.

 « Калинка»

Ответы и рассуждения детей. Слушание.

- распевание слогов, напевность, вариативность, повторы, подголоски, один запевает, другой –«подхватывает» мелодию .слоги ой, ах и тд

- Лирические («Ты река ль…»), былины («Об Илье Муромце», Садко), солдатские («Солдатушки, браво, ребятушки»), колыбельные («А, баю-баю…»), частушки,  хороводные («Со вьюном..», «Во поле…»), плясовые («Уж как по мосту-мосточку»), обрядовые (колядки), трудовые («Земелюшка-чернозем..») и др.

- Музыкальных инструментах

Слушают балалайку

Слушают рожок

На ложках.

Группа музыкантов исполняющих музыкальное произведение

-Играют на инструментах

Дети читают стихи с места:

*************

Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят: из моды вышли

Песни русской старины!..

************

Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

**************

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!

О  балалайке или домре.

-слушают домру

Учат песню «Калинка»

Калинка, калинка, калинка моя,

В саду ягода-малинка, малинка моя.

Калинка, калинка, калинка моя,

В саду ягода-малинка, малинка моя.

Ах, под сосною под зеленою

Спать положите вы меня.     треугольника

Ай, люли-люли, ай, люли-люли,

Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя,

В саду ягода-малинка, малинка моя.

Калинка, калинка, калинка моя,

В саду ягода-малинка, малинка моя.

7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных  ЗУНов

Использование нового знания в условиях решения задач.

Закрепление полученных знаний.

Любая песня будет звучать лучше под аккомпанемент инструментов.

Исполнение песни совместно с детьми

В роли музыкантов оркестра народных инструментов.

8.Оценка

Умение определять уровень овладения новым способом деятельности.

Развитие самоанализа.

 Как мы с вами поработали? Все ли у нас получилось? Оцените свое настроение в дневнике.

Самооценка.

9.Итог занятий. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Подведение итога.

Диалог позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы и соотнести цели и полученный вклад в коллективную работу.

  1. Назовите, чем вы занимались на уроке?
  1. Какие трудности ты испытывал на уроке?

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают( фиксируют) свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...