Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Пархоменко Андрей Владимирович

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации образовательной деятельности...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 СЦЕНАРИЙ  УРОКА МУЗЫКИ

    В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                             

                                                 *          *          *

ТЕМА ПОЛУГОДИЯ: «В чём сила музыки?»

ТЕМА УРОКА: Музыка Г.В.Свиридова к кинофильму «Время,

                              вперёд!».

ЦЕЛЬ: Осознание детьми возможностей музыкального искусства.  

             

ЗАДАЧИ: а) Переведение в иную модальность музыкального языка         Г.В.Свиридова.

                   б) Осознание силы искусства, изображающего и отражающего исторические эпохи.

                                         ХОД УРОКА:

                 После организационного момента учитель предлагает детям вспомнить все проявления силы воздействия музыки на человека (это и сохранение культурного кода народа в песне, и мобилизация духовных сил в борьбе с фашизмом, и отражение божественных законов мироздания и т.д. и т.п.). Далее следует короткое сообщение о запущенном в мировое пространство искусственном спутнике с информацией о нашей цивилизации.

Учитель: - Как вы думаете, что быстрее и образнее может рассказать о человечестве – описание шаг за шагом нашей истории, или какое-нибудь произведение искусства?

Дети:    - Можно показать инопланетянам фильм!

              - Это может быть картина…

              - Нет, лучше песня…

              - В песне могут не понять слова. Понятнее может оказаться музыкальная

                пьеса…

Учитель: - Да, музыка может рассказать о нас и быстрее, и доступней, чем многие тома исторических статей. Сегодня мы услышим такую музыку – она рассказывает об удивительном и героическом времени, когда наша страна быстрыми темпами развивала экономику. И это было вызвано не желанием жить так же как в Америке, а необходимостью быть готовыми отразить фашистское нашествие. Кто-нибудь знает, когда мы воевали с фашистами?

Дети: - В Великую Отечественную войну!

           - Это была война с немцами…

           - В 1941 году…

Учитель: -   Да. А чтобы было, если бы в нашей стране, которая тогда называлась СССР, не было множества заводов и фабрик, не добывались бы в нужном количестве полезные ископаемые?

Дети: - У нас бы не было много оружия…

           - Мы бы не победили…

Учитель: -     Да, без этого не было бы нашей Великой Победы. Нас бы с вами не было. Поэтому, в годы, предшествовавшие войне, вся страна нечеловеческими усилиями проводила индустриализацию, то есть строила промышленные гиганты, осваивала новые месторождения и перевооружала армию. Нужно было успеть любой ценой. Это была эпоха трудовых подвигов и рекордов. Казалось, само Время ускорило свой бег, словно пришпоренный норовистый конь. А скажите мне, каким может быть Время?

Дети: - Стремительным!

           - Страшным…

           - Бегущим.

           - Летящим!

Учитель: -     Я предлагаю записать все эпитеты и прилагательные на доске. Это вам сегодня может пригодиться.

Далее дети подбирают эпитеты и прилагательные к существительному ВРЕМЯ. На доске это может выглядеть следующим образом:

                                                 ВРЕМЯ

Стремительное, тянущееся, тоскливое, победное, страшное, унылое, летящее, весёлое, замершее, безостановочное, безоглядное, героическое…

Учитель: -     Давайте прослушаем музыку, которую великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов написал к кинофильму об этих удивительных годах. Каким же в его музыке предстаёт Время?

Прослушивается фрагмент сюиты Г.Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперёд!». Дети выбирают подходящие эпитеты и прилагательные для характеристики времени, отражённого в музыке.

Дети: - Время в музыке стремительное!

           - Страшное…

           - Победное!

           - Героическое!

Учитель: -    Вы очень верно почувствовали эту музыку. Фильм, где она звучит, назывался «Время, вперёд!». Такое же название получила и музыкальная пьеса, которую вы прослушали. Попытайтесь записать, оформить свои впечатления, в каком либо литературном жанре – это может быть репортаж, описание, сценарий видеоклипа, просто зафиксированный поток сознания…

Далее учитель над подобранными эпитетами и прилагательными дописывает название произведения.

                                   ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!

Стремительное, тянущееся, тоскливое, победное, страшное, унылое, летящее, весёлое, замершее, безостановочное, безоглядное, героическое…

За тем музыка вновь прослушивается (если это необходимо, то несколько раз). Во время прослушивания учащиеся пишут свои мини-сочинения.

Учитель: -   Я думаю, что каждый из вас сумел как-то по-особенному описать свои впечатления и ассоциации, связанные с музыкой Г.В.Свиридова и временем в ней отражённым. Мы обсудим ваши работы на следующем уроке, а музыка и великая эпоха индустриализации нашей страны теперь навсегда останется с вами. И в этом сила настоящего искусства!

                                                   

                                                  *            *            *

     

                          Мини-сочинения о прослушанной музыке

(Г.В.Свиридов «Время, вперёд!»)

Верховодов Кирилл 5-В класс

      Эта музыка похожа на мчащийся паровоз. Он едет на предельной скорости, из трубы валит дым и вылетают искры. За паровозом длинный состав, изгибающийся на поворотах. Огромная стальная машина работает чётко и безупречно. Всё направлено на достижение скорости любой ценой. Вот состав влетает в горный туннель и становится на миг страшно, но мощный прожектор освещает путь и поезд не сбавляет скорости. Впереди замаячил свет – туннель заканчивается. Победно трубя, паровоз вылетает на простор. Небо и солнце, деревья и птицы, дети и взрослые радостно приветствуют, показавшийся из туннеля состав. Он мчится на «всех парах», мчится в будущее…

Гафарова Диана 5-В класс

       Я слышу в музыке Г.Свиридова победную песнь. В начале, кажется, что тысячи людей, словно огромная машина, безостановочно трудятся. Их усилиями создаётся что-то грандиозное и непостижимое. Когда успехи работающих становятся очевидными, победно поёт труба – символ высокой цели. Далее музыка становится грозной и страшной. Можно сказать, что делу тысяч и миллионов людей угрожает опасность. Так же, как и в начале, эти тысячи людей начинают слажено трудиться, чтобы отвести угрозу. Они не боятся и побеждают. Снова поёт труба. Её песня - это гимн народу-победителю.

                                         Балашова Наташа 5-Б класс

        В музыке Свиридова отражено создание мира. Из хаоса кто-то сильный и целеустремлённый ваяет Вселенную. Всё обретает порядок и смысл. Рождаются галактики, солнечные системы и появляется жизнь. И вот он «венец творенья» - человек. Он видит вокруг себя прекрасный мир и возносит песнь Творцу. Его песнь – гимн, радостный и восторженный. Но вдруг всё омрачается. Человек в растерянности, ему страшно. Вокруг тьма и зло окружает несчастное создание. Но Бог не оставляет человека и он, преодолевая страх, вновь славит Творца…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Презентация к урокам по музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"

Музыкальный взгляд нашего современника на события, описываемые А.С. Пушкиным в повести "Метель"...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля для школьников 6 класса «Мальчишки, вперёд!».

Сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля для школьников 6 класса «Мальчишки, вперёд!»....