Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

 

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_5_klasse.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»        

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-путешествие

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие:

Добрый день, добрый день!

Говорим мы каждый день.

Этими словами здороваемся с вами.

Мы пришли сегодня в класс

Здравствуйте учитель!

Много песен есть у вас!

Здравствуйте учитель!

            Здравствуйте ребята!

           Здравствуйте учитель!

           Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о жанрах вокальной музыки.

-Дайте определение вокальной музыки.

-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)

-Какие вы знаете музыкальные инструменты? (называют по цепочке)

Существует очень много жанров вокальной музыки.  Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной и  подумаем о каком жанре пойдет речь.

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

                               

Конечно же  это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка.  Происходит синтез искусств.

Давайте  вспомним , в какой песне есть слова: «ах школа, школа ты всегда со мной…»

Правильно это песня «Школа»

Исполнение песни.

-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?

-Как будет называться такое произведение? (вокализ)

-Дайте определение вокализа.

-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)

-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?

 Просмотр видео фрагмента вокализа

«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»

      так писал поэт 19 века Иван Суриков.

Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных  . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.

Песня русская в березах,

- На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Кто сложил ее, не знаю,

 Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез, столько песен из России,

 Сколько в рощицах берез.

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие, что охота подпевать…

 Столько песен у России, -

 Никому не сосчитать

    С. Есенин

Исполнение « Песни о России» муз. В. Локтева сл. О.Высотской

-эта песня композиторская или народная?

-Чем отличается народная песня от композиторской?

А сейчас для вас игра  «Собери слоги – назови жанр народной песни»

Е ис ри то чес  ки

Лы ко ны е бель

Датс ки  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу  

 е деб сва ны

туш час ки

Хо вод е ны ро

-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:

«Солдатушки, бравы ребятушки..»

«А я по лугу»

«Во поле береза стояла»

-А как бы вы дали определение  частушке?

  1. Творческое задание «Собери частушку».
  1. Не смотрите так, девчонки,
  1.  Мы не заволнуемся,                                Все контрольные работы
  1.                                                                    На пятерочки сдала.
  1.                                                                  
  1. Мы, как видите, красавцы,
  1.  И сердца у нас горят
  1.                                                                  Ни один мальчишка в классе
  1.                                                                  Не угонится за мной
  1. Я читаю очень быстро,
  1.  В школе все гордятся мной
  1.                                                                   Да к тому же мастера мы
  1.                                                                   Петь частушки для девчат
  1. .
  1. Ах, как мне не погордиться
  1. Хороши мои дела,
  1.                                                                   Мы поучимся на славу
  1.                                                                   И посоревнуемся

А сейчас мы немного попутешествуем . И из России мы отправляемся в Италию.  Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)

-Дайте определение баркаролы. А что вы можете рассказать о Венеции, одном из городов Италии?

Слушание   Ф. Шуберт «Баркарола»

-Что необычного мы услышали в этом произведении?(в аккомпанементе движение, покачивание волн).

Назовите автора произведения.(портрет)

Теперь мы отправимся в следующую страну - в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)

Давайте сейчас послушаем произведение и  определим что сейчас прозвучит  :  романс или серенада.  

Слушание М. Глинка «Жаворонок»

.  кто вспомнил название произведения и автора? (портрет)

Ну и  конечно же серенада. Серенада-это…………..(ответы учащихся) На прошлом уроке мы слушали серенаду известного австрийского композитора Ф. Шуберта, а сегодня послушаем ещё одну серенаду.

Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма « Бременские музыканты».

-А что такое шлягер? Определение

 Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой

Итог урока: Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке .(перечисление) Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ?(да) Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка

И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»

Исполнение песни «Земля полна чудес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»

Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...