Реализация творческого потенциала детей в процессе обучению современному музицированию.
материал по музыке по теме

Трефилова Елена Валерьевна

Творчество является одной из центральных проблем педагогики.  Наряду со знаниями,  умениями,  навыками,  нормами отношения к миру и своему окружению, творческая деятельность формирует многие ценные качества личности, такие как– воля, самоконтроль, мышление, воображение.  Образование в союзе с творческой активностью дают обществу креативную личность, способную к подлинной созидательно-творческой деятельности в  любых отраслях жизни. Наиболее благоприятной средой для творческой деятельности является художественное образованиеи, вчастности музыкальное.  Между тем на сегодняшний день в музыкальном быту всё большее распространение приобретает новый класс музыкальных инструментов – электронные музыкальные клавишные инструменты, синтезаторы.  Современные синтезаторы являются цифровыми инструментами, по сути - на моих занятиях учащиеся имеют дело со специализированным музыкальным компьютером. И такая компьютерная специфика во многом предопределяет особенности музыкально-творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала любого ребёнка на их основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_na_sintezatore.doc75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Московская область Городской округ Орехово -Зуево

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества «Родник»

« Реализация творческого потенциала детей

в процессе обучения современному музицированию»

Педагог МОУ ДОД ЦДТ

по классу синтезатора

Трефилова Елена Валерьевна

Творчество является одной из центральных проблем педагогики. Наряду со знаниями, умениями, навыками, нормам отношения к миру и своему окружению, творческая деятельность формирует многие ценные качества личности, такие как – воля, самоконтроль, мышление, воображение.  Образование в союзе с творческой активностью дают обществу креативную личность, способную к подлинной созидательно-творческой деятельности в  любых отраслях жизни.

Наиболее благоприятной средой для творческой деятельности является художественное образование и, в частности музыкальное. Именно в этой сфере, я как педагог дополнительного музыкального образования могу предложить  учащемуся не только решить конкретную задачу, но и самому сформулировать её и осуществлять  контроль над её решением и качеством получаемого результата. Ко всему прочему, творческая задача не может быть просто решена по принципу или на основании чётких правил.  Её художественное решение будет зависеть от бесконечного множества материала, и иметь такое же множество вариантов решения.

Однако, как показывает практика, эта возможность творческого развития в дополнительном образовании часто не реализуется. Причинами может служить и ранняя специализация учащихся - одноголосников, и трудность освоения механических инструментов, и множество рутинной технической работы, губительной для создания творческой атмосферы.

Между тем на сегодняшний день в музыкальном быту всё большее распространение приобретает новый класс музыкальных инструментов – электронные музыкальные клавишные инструменты, синтезаторы. Являясь одним из множества продуктов технической революции последних десятилетий охватившей мир, эти электронные инструменты так же стремительно совершенствуются вместе с развитием компьютерных технологий. Это означает, что уже сегодня широкому кругу музыкантов и любителей доступны инструменты, которые отличаются значительными выразительными ресурсами. При этом их управление доступнее и проще, чем на традиционных инструментах, ведь массу технических проблем берёт на себя электроника.

 По моим наблюдениям, успех творческой деятельности любого вида во многом определяется пониманием природы её инструментария. Каждый музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и овладеть им в совершенстве — значит настолько глубоко проникнуться этой индивидуальностью, чтобы ощущать данный инструмент как продолжение собственного тела и души.

Современные синтезаторы являются цифровыми инструментами, по сути - на моих занятиях учащиеся имеют дело со специализированным музыкальным компьютером. И такая компьютерная специфика во многом предопределяет особенности музыкально-творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала любого ребёнка на их основе.

В чём состоят эти особенности?

В основе формирования способности к  музицированию как творческой способности  лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение музыкальной теории. На этих двух краеугольных камнях я и базирую преподавание в классе современного музицирования на клавишном синтезаторе.

 Первое является двигателем творческого процесса. Без творческой практики невозможно представить развитие музыкального воображения и мышления, формирования и накапливание необходимого творческого опыта. Творческая практика на моих занятиях занимает большую часть времени, так как воспитаннику важно не только прослушать теорию, но и самому буквально потрогать руками составляющие собственной аранжировки. Но здесь так же важна и теория.  Недостаток знаний по теории музыки может привести к торможению творческого развития или даже к его остановке. Поэтому, всегда стараюсь на занятиях дозировано и своевременно давать теоретические знания.

Комплексный метод, о котором писал ещё Г.Г.Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится в педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. И я в большей мере, чем по фортепиано, должна быть и теоретиком, и историком, и практиком. Процесс развёртывания музыкальной теории может послужить основой для реализации творческой практики в том случае, если последовательность нового материала будет выстроена мной  от общего к частному, от больших  элементов к мелким, от абстрактному к конкретному.

Подкованному в теории исполнителю, какого бы возраста он не был, всегда есть большая возможность к реализации творческих задумок, чем у того, кто пренебрегает теоретическими знаниями.

            При этом всегда  стремлюсь поддерживать у воспитанника ощущение взаимосвязи рассматриваемой детали и целостного образа музыкальной конструкции. И представление воспитанника о каждом элементе выразительности должно формироваться в процессе усвоения им таких вопросов, как: зачем нужен этот элемент, как он связан с другим элементом музыкальной ткани, как влияет на целостное звучание, как им воспользоваться и т.п.

При углублении в теорию требуется систематичность. Практикую такую подачу материала, который  был бы обусловлен насущными требованиями творческой практики.  

На определённом этапе усвоения теоретического и практического материала учащимся для реализации их творческих задумок предлагаю самостоятельную работу. Опираясь на уровень подготовленности учащегося, я даю на дом или на занятии самостоятельную аранжировку произведения. В этом случае воспитанник, столкнувшись с трудностью, должен сам сформулировать проблему, и новые горизонты теории ему открываются в процессе решения этой проблемы. Данный метод позволяет мне сохранить на занятиях высокий творческий тонус.

Важным условием придания обучению проблемного характера считаю такой   подбор музыкального репертуара, где каждый номер, которого должен включать в себя какие-то новые сложности, но ещё и базироваться на интересе ребёнка к какой либо музыкальной направленности.

При всей важности освоения теоретических знаний всегда  учитываю, что они являются лишь средством, хотя и необходимым, для достижения главной цели обучения современному музицированию - игре на синтезаторе, приобщению к творческой практике. Одним из важнейших методических принципов организации данной практики является опора в обучении на систему творческих заданий, они и помогают раскрыть потенциал воспитанника в процессе музицирования. Цель, которую ставлю перед учащимися в каждом творческом задании, заключается в создании на основе исходных музыкальных материалов возможно более совершенного в художественном смысле продукта. Такие задания отличаются от обычных своей, можно сказать, «открытостью», то есть они не могут заранее иметь «правильного» ответа, а в музыкальном смысле – не имеют лишь одной правильной интепритации в звучании и исполнении. Вместе с тем творческое начало сочетается с дидактической направленностью, поскольку каждое из них предполагает применение учащимся на практике усвоенных им знаний музыкальной теории. Делаю вывод: направленное усложнение творческих заданий во многом определяется процессом постижения воспитанником теории по трём направлениям – фактуре, гармонии и инструментовке.  В этих же трёх направлениях я работаю  по развитию своих воспитанников, чтобы раскрыть перед ними грани творческого современного музицирования.

Основным видом творческих заданий при обучении игре на синтезаторе является исполнение различных музыкальных произведений, что всегда связано с их конструированием – аранжировкой. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырёх основных действий:

  1. анализ текста оригинала
  2. составление проекта аранжировки
  3. отбор звуковых средств
  4. проверка и корректировка получившегося музыкального продукта

Каждое действие делится на ряд мелких операций. Перед учащимся стоит ряд задач, при решении которых он не только должен грамотно и художественно их решить, но и чётко осознавать  саму логику их решения.

 На своих занятиях применяю такие методические приёмы, которые бы помогли наилучшим образом решить по ходу аранжировки назревающие вопросы.

 Приём совместного обсуждения вопросов со мной или другим учащимся в ансамблевом музицировании, способствует развитию творческой активности.  В процессе коллективного анализа текста оригинала могут быть уточнены те или иные важные детали его формы, драматургического развития, жанрового решения, которые помогут учащемуся реализовать свои задумки в творческом процессе музыкального конструирования. Дискуссии помогают расширить представления воспитанников о средствах и способах реализации задуманного, а также способствуют развитию их музыкального воображения и мышления.

При отборе электронных звуковых средств помогаю понять воспитаннику принцип следования поиска – от самых широких средств структуры аранжировки (паттерн, шумовые эффекты) до более тонких ( тембр, режимы исполнительской артикуляции, звукорежиссерская коррекция звучания).  Для развития музыкального мышления учащегося полезно, чтобы он мог объяснить свой выбор того или иного средства, как этот выбор отразится на целостном звучании произведения и конкретного музыкального образа. Поэтому, считаю важным, разговорить самых молчаливых, вызвать на диалог, придумать вместе с ребёнком содержание произведения, каким бы фантастическим оно не  вышло в устах воспитанника.

Поскольку, аранжировка не является субъективной деятельностью для себя, а выносится на обозрение слушателю, небезразлична её оценка окружающими. На занятиях по синтезатору создаю ту необходимую доброжелательную и чуткую обстановку, которая бережно бы выращивала по крупицам творческие проявления каждого воспитанника. Только при таком бережном настрое критика и мои замечания и других воспитанников будут восприниматься конструктивно. Методический приём критики призван культивировать у воспитанника чувство творческой неудовлетворённости, основанное на  противоречии между воображаемым, идеальным образом данной аранжировки и её конкретным воплощением. Такое чувство заставляет автора возвращаться к уже готовому произведению с целью его совершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития художественного мастерства и реализации творческих возможностей.

Если учащийся сумел грамотно выстроить аранжировку, то это ещё не означает, что он справился с творческим заданием.  Эту аранжировку надо воплотить в звуки, то есть сыграть на синтезаторе. Соответственно, индивидуальный уровень музыкально-творческого развития зависит от степени формирования игровых навыков.

Отмечу, что техника игры на синтезаторе близка к фортепианной, но вместе с тем появляются новые специфические проблемы, например переключение режимов звучания во время игры, достижение синхронности игры, специфическое туше и т.д. Для преодоления подобных трудностей предлагаю воспитаннику   упражнения, направленные на формирование определённых навыков. Это:

  1. игра текста под метроном
  2. игра аккомпанемента с пропеванием мелодии
  3. игра всей фактуры под ритм паттерна и другие упражнения

При этом данные упражнения не должны принимать самодовлеющий характер.

Большую роль для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитие его мышления, формирования художественного вкуса  имеет правильно подобранный репертуар. Я подбираю примеры не только эстрадных произведений, что обусловлено спецификой инструмента, но и классическую музыку старинных мастеров, народную и академическую.

Опыт работы над исполнительской аранжировкой и игровые навыки при исполнение различных произведений, становятся ключом для выполнения воспитанником и других творческих заданий на моих занятиях, связанных с подбором по слуху, элементарным сочинением и импровизацией.    

   Подбор по слуху - ценный метод развития способностей. Заготовки из банка синтезатора, стилевая гармоническая поддержка помогут в этой непростой задаче. Практически каждый обучающийся сталкивается с этим. При игре в режиме автоаккомпанемента эта задача значительно облегчается. Технология этого метода развития помогает превратить такой теоретический предмет, как сольфеджио, в прикладной, наладить взаимосвязь между музыкальными дисциплинами.

В практике исполнительской аранжировки как бы сам собой формируется и навык элементарного сочинения.

 На занятиях безоговорочно приветствую инициативу в трактовках музыкальных произведениях  и, стараюсь на её основе взрастить основы импровизации, что трудноосуществимо на одноголосных инструментах. Технология импровизации использую уже на уроках с начинающими, она раскрепощает ребёнка, выявляет музыкальные особенности данных, намечает русло работы для дальнейшего воплощение творческих задумок. Режим автоаккомпанемента вместе с упрощением игры позволяет получать красочно оформленный зажигательный ритмический рисунок сопровождения, стимулирующий темперамент и мелодическую фантазию импровизатора.

Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности воспитанника, я выделяю те, которые непосредственно связаны с  содержанием этой деятельности, и воздействующих на неё путём создания на музыкальных занятиях обстановке, предрасполагающей к творчеству.

Моральное и эстетическое удовлетворение, возникающее в связи с преодолением  многочисленных трудностей и воплощение своих представлений о прекрасном, является важнейшим побуждающим к творчеству фактором. Интерес учащихся должен быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, задевающего его воображение, или особой художественной направленностью данного материала,  отвечающего его музыкальным вкусам.

Не теряют актуальности  и используются мной приёмы проблемных ситуаций и метод открытия (эвристический метод), разнообразие форм урочной деятельности.  

Новизна материала, осознание неизведанного для себя привлекает внимание. Создание проблемной, но интересной для воспитанника ситуации включает фантазию, а накопленная практика помогает в создании авторской интерпретации произведения.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей для меня, как педагога по синтезатору, остаётся консультирование учащихся и оказание содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, спектаклей, которые будут способствовать расширению кругозора воспитанников.

            Я всяческое поощряю концертные выступления учащихся, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицированию в кругу семьи и друзей. По моему мнению, каждый из видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на синтезаторе с жизнью. Постепенно превращаясь во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.

Механизм творческих способностей определяется закономерностью единством сознания и деятельности, в соответствии с которой новый для индивида элемент творческой деятельности, будучи освоенный в практике и осознанный, раскрывается в новой способности, обогащающий и последовательно реализующий его творческий потенциал.

Искусство аранжировки и исполнения на синтезаторе задают направленность всей учебной деятельности, как творчески-практической, связанной с усвоением теоретических знаний и обогащением художественного опыта. Поэтому, сбалансированное и продуманное с моей стороны применение в учебной деятельности всех методов и приёмов, их верная содержательная направленность являются необходимыми условиями гармоничного музыкально-творческого развития каждого учащегося и реализации его творческого потенциала.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Красильников И.М. «Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании» Москва «Искусство в школе» 2004г.
  2. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе музыкального образования» Дубна Феникс+  2007г.
  3. «Музыка и электроника»  Ежеквартальный образовательно-популярный журнал №3.4 2004г.
  4. «Музыка и электроника»  Ежеквартальный образовательно-популярный журнал №2, 3, 4 2007г
  5. «Новые технологии в музыкальном образовании. Компьютер. Синтезатор. Интернет». Москва «Искусство и образование» 2008г.

 

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования.

В статье освещены следующие вопросы: возможности предмета "Технология" в развитии у учащихся мотивации к творческому проектированию, система работы по развитию творческого потенциала детей в процессе ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

«Реализация творческого потенциала детей на внеурочных занятиях музыки»

Доклад на районном совещании учителей музыки образовательных учреждений Раменского муниципального района.МОУ МЦ «Раменский Дом Учителя»...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

Формирование творческого потенциала учителя в процессе здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников.

Материал для проведения мероприятия с учителями в виде круглого стола. Предлагается сценарий проведения и творческие задания для 4 групп, ктотрые предполагают последующую защиту....

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...