Основные черты в импрессионизме в живописи ,скульптуре и музыке
план-конспект занятия по мхк (11 класс)

Татьяна Викторовна Сорокина

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи ,  скульптуры  передать свои впечатления в устной и творческой форме.

Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке, скульптуры.

Задачи:

-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи, скульптуры  на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов, скульпторов-импрессионистов ;

- создать условия для анализа художественного и музыкального образа

-развивать самостоятельную речь, контролировать и корректировать произношение;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

-воспитать эмоциональную отзывчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

11 класс                                                                                                                                                            урок № 26

Тема : Основные черты в импрессионизме в живописи ,скульптуре и музыке

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи ,  скульптуры  передать свои впечатления в устной и творческой форме.

Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке, скульптуры.

Задачи:

-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи, скульптуры  на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов, скульпторов-импрессионистов ;

- создать условия для анализа художественного и музыкального образа

-развивать самостоятельную речь, контролировать и корректировать произношение;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

-воспитать эмоциональную отзывчивость.

План урока:

 1.орг. момент

2.определение темы урока

3.изучение новых знаний

Импрессионизм в живописи ( К. Моне,  О. Ренуар)

Импрессионизм в скульптуре ( О.Роден)

Импрессионизм в музыке ( К. Дебюсси)

4.Подведение итогов урока. Выводы

5.Рефлексия

Ход урока.

Организационный момент.

-как вы думаете о  каких трех видах искусства мы будем сегодня говорить?

- Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь?

- О Франции.

Я вас приглашаю во Францию в город Париж, в котором жили и творили великие художники , музыканты и скульпторы. И где зародилось новое направление или стиль, которому дали название импрессионизм.

Импрессионизм – впечатление. Словарная работа.

Определение темы урока.

-О чём мы сегодня будем говорить.

-Об импрессионизме.

Об импрессионизме в каких видах искусства?

тема урока : Импрессионизм в живописи ,скульптуре и  музыке

И давайте попытаемся с вами определить задачи урока

1. Определить основные черты импрессионизма в живописи

2. Определить основные черты импрессионизма в музыке.

3. Найти общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.

А какая самая главная задача?

Это и будет ваша цель на уроке? Давайте сформулируем её.

Цель: научиться находить общее в скульптуре, живописи и музыке в направлении импрессионизм.

Данные задачи являются планом нашего урока

Изучение новых знаний

Импрессионизм в живописи

Будем определять основные черты импрессионизма в живописи

представителями данного направления в искусстве являются французские художники: Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Эдуард Мане. Продолжателями их традиции в русской живописи стали: К.Коровин, И.Грабарь.

1.Сегодня я вас познакомлю с французским художником-импрессионистом Клодом Моне.

Моне Клод Оскар (1840 — 1926), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. В конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. Красивое слово, загадочное. С французского impression-впечатление… Своим названием он обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году. Она называлась «Впечатление. Восход солнца», «Сорока».

2.РЕНУАР (Renoir) Пьер Огюст (25.2. 1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. В отличие от большинства импрессионистов, Ренуара (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека - в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Особым обаянием проникнуты женские образы Ренуара; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи ("Зонтики", 1879, Нац. гал., Лондон; "Девушки в чёрном", 1883, Музей изобразительных иск-в им. А.С. Пушкина).

Основные черты импрессионизма в живописи:

Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах

-Впечатление от увиденного. Работали они очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. Они старались брать только светлые краски, не брали земляные – чёрные, коричневые краски. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.

-Не смешивали краски на палитре, писали чистыми цветами мазок- 1 цветовое пятно).

-Нет чётких контуров.

Подведение итогов живописи

[Как переводится слово импрессионизм].

[С каким художником импрессионистом познакомились].

[Назовите основные черты импрессионизма в живописи].

Импрессионизм в скульптуре.

Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 года, Париж, — 17 ноября 1917 года, Мёдон) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена - скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй». Решение, избранное Роденом, было необычным: он изобразил всех шестерых граждан, а не одну фигуру, которая бы воплощала самого знатного из них, Юсташа де Сен-Пьера. В скульптурной группе статичные фигуры противопоставлены фигурам, схваченным в движении, при этом каждый герой, запечатлённый в момент, когда он отправлялся на смерть, получил свои характерные черты. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель,

Импрессионизм в музыке.

Вы познакомились с худ. импрессионистами. Теперь узнаем о направлением «импрессионизм» в музыке. Также во Франции в конце 19 века и в начале 20 века жил и творил музыкант, пианист, дирижёр и композитор Клод Дебюсси. Его называют основоположником импрессионизма в музыке.

- рассматривание портрета К. Дебюсси

  • Влияние живописи на композитора было очень велико. Дебюсси так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
  • Названия большинства произведений звучат, как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и т. д. Дебюсси считал, что оркестр может нарисовать живописные картины.
  • Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью

Сегодня мы прослушаем отрывки из 3-х произведений Клода Дебюсси:

Эстамп «Сады под дождем»;

«Лунный свет».

Ноктюрн «Облака»

Прослушивание «Лунный свет».

1. Целевая установка перед прослушиванием:

-[ Какие муз. инструменты звучат?]

Звучит только группа струнных инструментов. А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой.

Не смешивали группы инструментов. 

Муз. произведения в стиле «импрессионизм» не имеют чёткого ритма и поэтому нам с вами трудно определить ритм этого произведения.

Нет чёткого ритма. 

- [Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?]

- [Какое настроение  создает эта музыка?]

Аналогичная работа выполняется после прослушивания отрывка из произведения Клода Дебюсси «Облака», «Сады под дождем»;

Итог.

- Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Назовите их

- Определите общее в живописи и музыке с точки зрения импрессионизма.

Урок достиг цели?

Мы бы хотели с учителем рисования получить от вас импрессию от урока, т. е. ваше впечатление от увиденного и услышанного. Сейчас ещё раз прослушаем произведение Клода Дебюсси, на ваш выбор, и вы выразите своё впечатление от урока под музыку в коллективной работе.

ИТОГ  УРОКА

Художники - импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе- художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Импрессионизм в живописи

Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных...

Тема: Импрессионизм в живописи

тест предназначен для проведения текущего контроля по теме "Импрессионизм в живописи"...

"Импрессионизм в живописи и музыке"

История возникновения и развития импрессионизма в живописи и музыке...

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...

Технологическая карта урока "Импрессионизм в живописи и музыке"

Технологическая карта урокаПредмет: музыкаТема:  "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка по теме "Импрессионизм в живописи, музыке и литературе"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока французского языка и комплекс упражнений по теме "Импрессионизм в живописи, музыке и литературе" для учащихся 9...