Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Мир русской культуры"
рабочая программа по мхк на тему

Забродина Ольга Васильевна

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в культурологическом, художественно-эстетическом или декоративно-прикладном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_russkoy_kultury_-_zabrodina.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ДОД Таловский детско-юношеский центр имени Титова Ю.Т.

                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Рассмотрено и одобрено                                 Директор МКОУ ДОД

педагогическим советом                                 Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т.

протокол №___                                                  ______________________

от «____» ___________ 20___г.                         Панамарева Т.С.

                                        

                                        

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«МИР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тип программы – модифицированная,

Возраст обучающихся – 6-9 лет,

Срок реализации программы – 2 года.

                                Автор: педагог дополнительного образования,

                                           Забродина Ольга Васильевна

п.Таловая Воронежской области, 2013г.

Пояснительная записка

        Воспитание – процесс медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Со сложнейшим миром окружающей действительности  ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания». Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», а Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Все эти понятия прекрасно формируются на занятиях по краеведению. А краеведение в сочетании с занятиями по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, построенные на практическом изучении истории, традиций и обычаев нашего края – это мощный инструмент в воспитании подрастающего поколения настоящих патриотов.

        Актуальность воспитания патриотов в современных условиях развития гражданского общества России подтверждается и целым рядом директивных документов. Существенные возможности для осмысления этой проблемы представляет Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 05 октября 2010 года. Эта программа намечает пути совместного развития воспитательной работы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

        Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к конкурсу, при обучении в школе на таких дисциплинах, как изобразительное искусство, технология, мировая художественная культура, литература и т.д.

        Всеобъемлющий характер патриотического воспитания через занятия краеведением и целостное воздействие изобразительного и декоративно-прикладного творчества на личность является приобщение учащихся к истории, традициям, культурным ценностям родного края, которые в свою очередь приобретают двойную ценность и призваны занять важное место в «арсенале» педагогических средств педагога.

        Средства патриотического воспитания:

  • устное народное творчество;
  • изобразительное и декоративно-прикладное творчество;
  • музыка;
  • основы православной культуры;
  • художественная литература;
  • игра;
  • самостоятельная детская деятельность.

        Условия эффективного решения задач патриотического воспитания:

  • комплексный подход;
  • история и культура родного края;
  • правильно подобранный материал по принципу доступности;
  • тематическое планирование;
  • совместная работа дополнительного образования, школы и семьи.

         

Характеристика программы «Мир русской культуры»                                                         

  • Программа по содержательной, тематической направленности является культурологической;
  • по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
  • по форме организации – кружковой (т.е. предназначенной для работы в детском объединении);
  • по времени реализации – краткосрочной (2 года обучения);  
  • предназначена для младших школьников (до 9 лет);
  • в соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 34 часа (1 год обучения) и на 70 часов (2 год обучения);
  • периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 учебному часу (1 год обучения) и 1 раз в неделю по 2 часа (2 год обучения).
  • программа «Мир русской культуры» является модифицированной, т.к. написана на основе программы Светоносовой С.П. «Сибирские мотивы», педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» с.Молчаново Томской области, а также является результатом многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования;
  • отличительная особенность программы «Мир русской культуры» заключается в интеграции краеведения, изобразительного и прикладного творчества;
  • в планирование содержания включен контроль знаний учащихся.

        Цель программы: создание условий для развития личности детей через изучение исторического прошлого родного края и занятия изобразительным и декоративно-прикладным творчеством.

        Задачи:

развивающие:

  • создание условий для развития личности каждого обучающегося, раскрытия его способности к творчеству;
  • помощь в овладении основами культуры труда;
  • развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;
  • развитие моторики рук, глазомера;
  • развитие положительных эмоций и волевых качеств.

обучающие:

  • формирование представления обучающихся о России как о родной стране;
  • знакомство обучающихся с историей и технологией различных видов рукоделия;
  • обучение владению различными инструментами и материалами.

воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  • воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, чувства любви и привязанности к родному краю;
  • воспитание уважения к культурному прошлому предков средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
  • создание творческой атмосферы в коллективной деятельности.

        1 уровень – ознакомительный

        В 1 год обучения дети получают первоначальные знания о родном крае, технологические знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми для работы, изготавливают простые изделия, учатся конструировать и моделировать из различных материалов, на этом этапе значительное внимание уделяется развитию наглядно-образного, пространственного мышления, а также творческих способностей, воображения, самостоятельности, развитию мелкой моторики рук.

        2 уровень – развивающий

        2 год обучения – получение углубленных знаний о родном крае, народных традициях, переход к изготовлению более трудоемких работ. Обучающиеся фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют техникой и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания, что помогает им самовыражаться.

        Обучение проводится в двух направлениях:

1) усвоение теоретических знаний;

2) формирование практических умений и навыков.

        Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятий. Проходит в форме бесед, лекций, рассказа с привлечением иллюстративного материала информационных технологий.

        Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.

Для успешной практической реализации целей программы применяются следующие средства и методы:

  • сочетание индивидуальных, коллективных и самостоятельных форм работы с учащимися;
  • введение в занятия игровых, валеологических, психологических, художественно-дидактических, художественно-творческих, соревновательных приемов обучения;
  • развитие внутрипрограммной интеграции предметов и взаимосвязь их со школьными дисциплинами (технология, изобразительное искусство, мировая художественная культура);
  • последовательное усложнение деятельности учащихся;

содействие успешному общению детей с культурой родного края.

Психологическое сопровождение программы

В современных условиях от педагога требуется выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого своего воспитанника. Это невозможно сделать без психологического сопровождения. С этой целью предусматривается сотрудничество руководителя объединения с педагогом-психологом Центра.

Необходимая психологическая диагностика:

Год обучения

Время проведения

Цель проведения диагностики

Форма проведения

1 год обучения

Сентябрь/октябрь

Знакомство с психологическим портретом обучающихся

Методика – рисунок дома, дерева и человека

апрель/май

Выявление уровня сплоченности коллектива, лидеров и «изгоев» группы

Социометрическое исследование группы

2 год обучения

апрель/май

определение удовлетворенности родителями и детьми работой педагога в конце обучения по данной программе

Анкетирование

        

В результате работы по программе 1 года обучения обучающиеся должны:

-знать правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы из здания,

-иметь представление о мифологии древних славян;

-знать основных представителей флоры и фауны родного края;

-знать некоторые виды старинных русских народных игрушек;

-знать и распознавать на слух русские народные инструменты, русские народные песни;

-знать основные элементы русского народного костюма;

-различать основные виды орнамента;

-познакомиться с православными церковными праздниками: Рождество, Крещение, Пасха;

-знать основные правила поведения христиан в православной церкви;

-познакомиться с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;

-знать основы цветоведения;

-познакомиться с жанрами изобразительного искусства;

-научиться применять на практике техники изобразительного и декоративно-прикладного искусства при выполнении сувениров и поделок из различных материалов (бумага, ткань, пластилин, природный материал, соленое тесто и др.).

В результате работы по программе 2 года обучения обучающиеся должны:

-иметь представление о семейном укладе древних славян, их быте;                                                  

-знать основные элементы русского народного костюма;

-различать основные виды орнамента;

-знать различные виды ремёсел;

-знать правила и уметь играть в русские народные игры;

-знать виды и предназначение древних кукол-оберегов, уметь выполнять простейшие из них;

-познакомиться с некоторыми православными церковными таинствами и заповедями;

-уметь узнавать основные православные иконы;

-познакомиться с православными церковными праздниками: Рождество Богородицы и Троица;

-отрабатывать навыки по правильному и экономному использованию нужных инструментов и материалов;

-продолжить знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

-отрабатывать навыки различных приемов работы с различными материалами: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание, сшивание, лепка и т.д.;

-сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственных идей.

В связи с выходом новых ФГОСов, описываемые ранее ЗУНы дополняются в настоящее время формируемыми компетенциями.

 Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность.

В образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей развитие общих компетенций для детей данного возраста можно представить как последовательное достижение ими более высокого образовательного уровня, как движение по следующим ступеням:

-первая ступень предполагает формирование базовой культуры и базового образования. Это первое знакомство ребенка с учреждением дополнительного образования детей;

-вторая ступень – формирование способностей у ребенка к определенной деятельности, обучающийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность, присущую только учреждению дополнительного образования детей,  направленную на познание или преобразование тех или иных объектов действительности, формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Виды формируемых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

 - Общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека.

 - Учебно-познавательные компетенции - сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем.

 - Информационные компетенции - владение современными средствами информации (СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции - знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыков работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

- Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя,  потребителя, покупателя, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования - к данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Модель выпускника объединения «Мир русской культуры»

  • Любознательный, любит свой край, Родину
  • Уважает и принимает ценности семьи
  • Умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию
  • Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
  • Владеет основами умения учиться; способен сам организовать свою деятельность

Контроль результатов обучения:

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:

1) Предварительный контроль: используется педагогом в начале обучения либо перед прохождением определенной темы с целью ознакомления с уровнем ЗУН-ов детей на данном этапе обучения, что в свою очередь помогает скорректировать планы занятия, уровень сложности преподносимого материала.

2) Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает короткий опрос обучающихся по пройденным темам с целью их повторения, а также совместный просмотр и анализ выполняемых изделий. Все детские работы оформляются и независимо от их качества используются как выставочный материал.

3) Промежуточный и итоговый  контроль: это более глубокий анализ результатов, преподаватель проводит после каждого полугодия по специально разработанным критериям.

Год обучения

Время проведения

Вид контроля

Форма проведения

1 год обучения

декабрь

промежуточный

Заполнение цветовой шкалы наблюдения

апрель/май

промежуточный

Тестирование, выполнение творческого задания

2 год обучения

декабрь

промежуточный

Тестирование, заполнение цветовой шкалы наблюдения

апрель/май

итоговый

Тестирование, выполнение творческого задания

Результаты всего курса обучения также фиксируются в цветовой таблице

 

«Мониторинг образовательного уровня обучающихся

по программе «Мир русской культуры»

№ п/п

Фамилия и имя обучающегося

Уровень освоения программы

1г.обуч./дек.

1г.обуч./май

2г.обуч./дек.

2г.обуч./май

        

Низкий уровень (синий цвет): обучающийся проявляет интерес к истории, традициям и обычаям родного края. При активном побуждении взрослого может владеть определенными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими еще не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество при выполнении практических работ не проявляет.

        Средний уровень (зеленый цвет): обучающий проявляет особый интерес к истории, традициям и обычаям родного края в течение занятия. Имеет потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные  признаки подобия и отличия. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами для создания выразительного образа.

        Высокий уровень (красный цвет): обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к истории, традициям и обычаям родного края во внеучебной деятельности, пополняет свои знания с помощью литературы и интернет-ресурсов. Ребенку нравится общаться с педагогом, он испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения и навыки можно применять для изготовления того или иного изделия. Знает назначение различных инструментов и правила техники безопасности с ними. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определенных задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Задачи 1 года обучения:

-начать знакомство с основными понятиями, с главными вехами истории России;

-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;

-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, уважение к наследию предков, трудолюбие, аккуратность, точность и терпение;

-развивать воображение, стремление творчески подходить к практической работе

-учить аккуратно и экономно пользоваться материалами,

-знакомить с техникой безопасности при работе с инструментами,

-знакомить с цветовой гаммой: холодными и теплыми цветами, контрастными цветами, гармоничным сочетанием цветов,

-развивать моторику руки, тренировать способность координировать движение рук,

-расширять круг знаний о свойствах материалов

№ п/п

Название тем

Теория

Прак-тика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

1

1

2

2

3

Родные просторы

0,5

0,5

1

4

Дары природы

0,5

0,5

1

5

Осенний натюрморт

0,5

0,5

1

6

Мир лесных духов

1

2

3

7

8

9

Путешествие в мир народной игрушки

1,5

1,5

3

10

11

12

Православные храмы России

1

0

1

13

Зимние православные праздники

1

2

3

14

15

16

Родословная стеклянной бусинки

0,5

0,5

1

17

Деревянная Русь

1

2

3

18

19

20

Праздник праздников, торжество торжеств!

2

1

3

21

22

23

Народная музыка

1

1

2

24

25

Экскурсия в районный краеведческий музей

0,5

0,5

1

26

Русские народные сказки

1

2

3

27

28

29

Забытые праздники

1

1

2

30

31

У самовара

1

1

2

32

33

Организация сменных выставок

0

3

1

34

35

36

Промежуточный контроль

0,5

0,5

1

ИТОГО

15,5

20,5

34

Содержание тем по 1 году обучения

№ п/п

Название тем

Содержание занятий

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

Введение в программу: знакомство с тематикой занятий; с правилами воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы, ПДД)

Обсуждение понятия «история».

Каковы основные вехи истории России (использование презентации).

Практическое задание: нарисуйте «историю», это может быть отдельный эпизод из жизни человека или из жизни всего народа.

2

2

3

Родные просторы

Обсуждение картин российских художников-пейзажистов; введение понятия «пейзаж».

Практическое задание: «Уголок родной природы», основа – мятая акварель по сырому, с добавлением вырезок из журналов с изображением природы (коллаж).

1

4

Дары природы

Обсуждение на тему «Какими дарами наделила нас природа?»; игра «С какого дерева упал листок?»; как правильно изготовить гербарий и как его можно использовать.

Практическое задание: выполнить работу в технике «Эстамп» - «Лебедь».

1

5

Осенний натюрморт

Введение понятия «Натюрморт»; какие ошибки мы можем допустить при изображении натюрморта; какую композицию мы можем придумать, используя дары осени.

Практическое задание: выполнить полуобъемную работу из пластилина на картоне на данную тему «Осенний букет»

1

6

Мир лесных духов

Знакомство с мифологическими персонажами славян (водяной, кикимора, баба Яга, Кощей, домовой, русалка…); чтение литературных произведений с участием этих героев (сказки, предания).

Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки.

3

7

8

9

Путешествие в мир народной игрушки

Различные виды игрушек, материалы из которых их изготавливали; символ России – матрешка, филимоновская и дымковская игрушка.

Практическое задание №1: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки дымковской игрушки.

Практическое задание №2: рисование матрешки (акварель + фломастеры)

Практическое задание №3: лепка из пластилина филимоновской игрушки.

3

10

11

12

Православные храмы России

Знакомство с самыми главными храмами России, историей их возникновения; правила посещения православного храма.

1

13

Зимние православные праздники

Отличие Рождества от Нового года; кто такой Дед Мороз и как он связан со Святым Николаем Чудотворцем; Крещение и Крещенские вечера.

Практическое задание: выполнение подарочных сувениров к праздникам.

3

14

15

16

Родословная стеклянной бусинки

Почему женщины должны были носить головные уборы; виды головных уборов; украшение головных уборов; введение понятия «Орнамент»; материалы для украшения головных уборов.

Практическое задание: коллаж (портрет – вырезка из журнала, головной убор – картон + пластилин, бусины и бисер)

1

17

Деревянная Русь

Отношение к деревьям на Руси; загадки и поверья о деревьях; где применяли дерево; повторение названия основных деревьев.

Практическое задание №1: вышивание дерева на фетре с помощью пуговиц

Практическое задание №2: аппликация «Деревянная избушка»

Практическое задание №3: «Живое дерево» - натягивание пластилина на картон.

3

18

19

20

Праздник праздников, торжество торжеств!

Масленица, Великий Пост, Вербное воскресение, Пасха – знакомство с историей возникновения данных праздников, просмотр презентаций и отрывка кинофильма.

Практическое задание№1: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки.

Практическое задание №2: выполнение аппликации «Вербочки» из ватных дисков.

Практическое задание №3: выполнение пасхальной открытки (аппликация + орнамент из пластилина)

3

21

22

23

Народная музыка

Прослушивание звучания различных музыкальных инструментов, ознакомление с их названием; разучивание русской народной песни; чем знаменит Митрофан Ефимович Пятницкий

2

24

25

Экскурсия в районный краеведческий музей

Экскурсия в зал с крестьянской избой. Изучение предметов быта, вышедших из обихода и одежды крестьян Воронежской губернии.

1

26

Русские народные сказки о животных

Животный мир России; повторение названия животных; загадки о животных и птицах; чтение русских народных сказок, где главными персонажами являются животные; демонстрация иллюстраций к различным сказкам

Практическое задание №1: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки.

Практическое задание №2: рисование + натягивание пластилина на картон «Снегирь»

Практическое задание №3: поэтапное рисование животного – акварель.

3

27

28

29

Забытые праздники

Аграфена Купальница (6 июля) и Иван купала (7 июля) – традиции и обычаи праздников; русская баня.

Практическое задание: венок из цветов и трав (полуобъемная работа из пластилина на основе из картона)

2

30

31

У самовара

Знакомство с появлением чая в России, виды чая, правильное заваривание чая. История самовара.

Практическое задание: выполнение натюрморта (аппликация + изделия из соленого теста: булочки, батоны, баранки…)  

2

32

33

Организация сменных выставок

Подготовка и оформление детских поделок для работы сменной выставки на базе школы и детско-юношеского центра

1

34

35

36

Промежуточный контроль

Тестирование.

Практическое задание: с помощью пластилина выполнить геометрический орнамент на оконных наличниках русской деревянной избы.

1

ИТОГО

34

Учебно-тематический план 2 года обучения

Задачи 2 года обучения:

-продолжить знакомство воспитанников с основными понятиями, повторить и расширить материал 1 года обучения;

-повторить правила техники безопасности с различными инструментами,

-учить сочетать работу с различными материалами при изготовлении одной поделки;

-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;

-развивать творческий потенциал детей в процессе освоения  истории родного края;

-продолжить работу по развитию мелкой моторики руки, тренировки способности координировать движение рук,

-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, умение обдумывать свое поведение и делать соответствующие выводы, уважение по отношению к взрослым, родителям.

-воспитывать аккуратность, точность, терпение.

№ п/п

Название тем

Теория

Прак-тика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

2

0

2

2

Старинные праздники: Спас

1

1

2

3

Русский народный костюм

1

1

2

4

Флора и фауна родного края

2

10

12

5

6

7

8

9

10

Русские узоры

1

3

4

11

12

Старинные праздники: Покров

1

3

4

13

Солнце русской поэзии

2

2

4

14

15

Поэты родного края

2

0

2

16

Виртуальная экскурсия по Таловой

2

0

2

17

Старинные зимние праздники: Наум грамотник, Никола Чудотворец

1

3

4

18

19

В гости ёлка к нам пришла

1

1

 2

20

Куклы-обереги

1

5

6

21

22

23

Благовещенье – православный праздник

1

1

2

24

Чудо-мастера

1

3

4

25

26

Моя родословная

1

1

2

27

Семейный портрет

1

1

2

28

Русская икона

1

1

2

29

Таинства

1

1

2

30

Спасибо деду за Победу

1

3

4

31

32

Летние православные праздники: Троица

1

1

2

33

Организация сменных выставок

0

3

2

34

35

Итоговый контроль

1

1

2

ИТОГО

26

56

70

Содержание тем по 2 году обучения

№ п/п

Название тем

Содержание занятий

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

Введение в программу: знакомство с тематикой занятий 2 года обучения; повторение правил воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы, ПДД)

2

2

Старинные праздники: Спас

История возникновения таких праздников как медовый, яблочный и ореховый Спас.

Повторение понятия «Натюрморт». Придание объема круглым предметам на рисунке (блик, свет, полутень, тень, рефлекс – отражение от других предметов)

Практическое задание: натягивание пластилина на картон

2

3

Русский народный костюм

Особенности русского народного мужского и женского костюма, технология его изготовления

Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки

2

4

Флора и фауна родного края

Повторение представителей растительного и животного мира родного края

Экскурсия в Таловский районный краеведческий музей (зал природы)

Практическое задание№1: «Веселый подсолнух» - работа в технике «Бумагопластика»

Практическое задание №2: «Разноцветный мир бабочек» - работа в технике натягивания пластилина на картон

Практическое задание №3: «Кудрявый барашек» - работа в технике «Квиллинг»

Практическое задание №4: «Волшебный цветок» - работа в технике папертоль

Практическое задание №5: «Ёжик» - коллективная работа в технике «Бумагопластика»

12

5

6

7

8

9

10

Русские узоры

Повторение понятия «Орнамент» и виды орнамента, введение понятий «симметричный», «асимметричный»

Практическое задание №1: «Хоровод» - аппликация из ткани

Практическое задание №2: выполнение симметричного узора в круге (на пластинке) из пластилина и семян

4

11

12

Старинные праздники: Покров

История возникновения праздника, народные поверья, приметы, связанные с этим праздником

Практическое задание №1: пейзаж «Первый снегопад» - аппликация

Практическое задание №2: акварель «Грибная семейка»

4

13

Солнце русской поэзии

А.С. Пушкин – поэт, писатель, сказочник. Чтение произведений  А.С.Пушкина по выбору учащихся.

Практическое задание: «Золотая рыбка» - натягивание пластилина на картон + использование различного материала

4

14

15

Поэты родного края

Знакомство с творчеством поэтов Таловского района, чтение стихотворений, загадок, сказок

2

16

Виртуальная экскурсия по Таловой

Познавательно-развлекательная игра, в процессе которой дети пытаются угадать объекты Таловой и узнают историю их возникновения

2

17

Старинные зимние праздники: Наум грамотник, Никола Чудотворец

История праздников, народные поверья, приметы, связанные с этими праздниками

Практическое задание№1: «Буквица» раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки

Практическое задание №2: поэтапное рисование фигуры Деда Мороза

4

18

19

В гости ёлка к нам пришла

Почему ель считается главным деревом на Новый год, откуда появился обычай наряжать ёлку.

Практическое задание: выполнение работы в технике «Бумагопластика»

 2

20

Куклы-обереги

Повторение известных видов игрушек, материалы из которых их изготавливали, куклы-обереги, их предназначение, старинные праздники, с которыми они связаны.

Практическое задание №1: рисование куклы Масленицы

Практическое задание №2: изготовление куклы-пеленашки из лоскутков

Практическое задание №3: изготовление куклы «Мартинички»

6

21

22

23

Благовещенье – православный праздник

Житие Богородицы, Богородичные праздники, история данного праздника, иконография праздников.

Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки.

2

24

Чудо-мастера

Рассказ о гжельской и хохломской росписи, история возникновения данных промыслов на Руси

Практическое задание№1: выполнение аппликации из готовых элементов

Практическое задание №2: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки

4

25

26

Моя родословная

Закрепление понятий «родословная», отношения между родственниками, как общались родственники в старину, семейное древо, гордишься ли ты своими предками, что такое домострой

Практическое задание: составление семейного древа

2

27

Семейный портрет

Портрет как жанр изобразительного искусства, правила поэтапного рисования портрета

Практическое задание: портрет родственника

2

28

Русская икона

Что такое икона, различные виды икон, кто изображается на иконах, известные иконописцы

Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки.

2

29

Таинства

Таинства русской православной церкви, повторение правил поведения в храме

Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки

2

30

Спасибо деду за Победу

Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. п.Таловая

Экскурсия в Таловский районный краеведческий музей («Зал воинской славы»)

Практическое задание: изготовление поздравительной открытки для семьи к 9 Мая

4

31

32

Летние православные праздники: Троица

История возникновения праздника, значение Троицы для православных христиан

Практическое задание: «Березка» - натягивание пластилина на картон + выкладывание узора бисером

2

33

Организация сменных выставок

Подготовка и оформление детских поделок для работы сменной выставки на базе школы и детско-юношеского центра

2

34

35

Итоговый контроль

Тестирование.

Выполнение творческого задания: рисунок (цветные карандаши) + сказочные персонажи = коллаж

2

ИТОГО

70

Методическое обеспечение программы

        Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о теме и обсуждение материала в ходе открытого диалога педагога и воспитанников. Практическая часть занятия включает в себя различные творческие задания – выполнение работ практического характера. В данном возрасте ребенку необходимо активное действие, только в живом процессе он творчески развивается и по-настоящему усваивает, т.е. приобретает личный опыт. И тут воспитанникам предлагаются различные совместные дела: лепка, рисование, бумагопластика и многое другое, что также имеет свой воспитательный эффект, т.к. учит ребенка правильной организации совместного действия, развивает чувство единения с другими людьми.

        Важным условием в данной программе является подбор материала по принципу «от простого к сложному», содержание тем подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, их внутренними и внешними проблемами.

        По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения по данной программе: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (объяснение, беседа, дискуссия, иллюстрация и видеометод); эвристические методы обучения (эвристическая беседа). Ко второй группе относятся: упражнения (выполнение творческих заданий практического характера, дидактические игры).

Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всего класса). 

Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. В качестве иллюстрации используются различные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (видеомагнитофонов и компьютеров) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.

Практический метод отличается тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

Большое значение в данной программе уделяется наглядности (рассматривание и обсуждение репродукций, картин, икон) и ТСО (просмотр мультфильмов и фильмов обучающего характера с целью дальнейшего обсуждения, подбор слайдов – создание презентаций на компьютере). Это обусловлено также возрастными особенностями учащихся.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, воздействующие на ее извне – путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, посильных ребенку, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход и т.д.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Основная задача педагога на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

        Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебной программы, предполагают наличие учебного кабинета с хорошим освещением и материалов, необходимых для занятий по ИЗО и ДПИ:

1.Наглядные пособия:

-плакаты по технике безопасности,

-таблицы для демонстрации поэтапного изготовления изделий техники «Оригами»,

-образцы изделий.

2.Шаблоны.

3.Материалы и инструменты для работы:                                                    

ножницы, ножи, линейки, циркуль, карандаши, клей, бумага, проволока, коробки, бисер, пластилин, пластиковые бутылки, природный материал, шерстяные нитки, лоскутки, краски, фантики, ленты, тесьма…

Из дидактического обеспечения необходимо наличие учебных картин и схем, а также современные ТСО.

Литература для педагога

  1. Л.В.Сурова Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – Издательство Владимирской епархии, 1999г.
  2. Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. – Т., «Имидж Принт», 2009г.
  3. Праздники Православной Церкви / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
  4. Первые шаги в православном храме / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
  5. Н. Опрышко Православные святые. Почитание и прославление. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
  6. Большая энциклопедия начальной школы, 1-4 класс.: рисование и природоведение. Сост. А.А.Рудковская, Е.Б.Спасская. – М.,«Олма Пресс», 2002г.
  7. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., «Правда», 1991г.

Литература для детей

  1. В.В.Выгонов Изделия из бумаги – М., «МСП», 2001г.
  2. А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. – Украина, 2006г.
  3. Е.Г.Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. – М., «АйрисПресс», 2005г.
  4. Я познаю мир: Мировая художественная культура: Дет. энцикл. / Е.Ю.Пархоменко. – М., «Издательство АСТ», «Ермак», «Издательство Астрель», 2003г.
  5. Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД»,  1997г.
  6. Я познаю мир: Культура: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
  7. Я познаю мир: История: Дет. энцикл. /Н.В.Чудакова, А.В. Громов. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
  8. Узоры из бумаги: белорусская выцинанка. Н. Соколова-Кубай. – «Культура и традиции», Тверь 2006.
  9. В.В.Выгонов Изделия из бумаги – М., «МСП», 2001г.
  10. А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. – Украина, 2006г.
  11. Е.Г.Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. – М., «АйрисПресс», 2005г.
  12. // Коллекция идей, №6(57), 2007г.
  13. Веселая мастерская. – М., 1958г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Программа дополнительного образования "Истоки русской культуры"

Модульная образовательная программа имеет культурологическую направленность. Программа предполагает не только изучение родного края, языка и культуры русского народа, но и практическое освоение различ...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования

Вокально-инструментальное направление программы предназначено для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью пению и  игре на музыкально-духовых инструментах....