Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся
статья по теме

Фомина Татьяна Николаевна

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

по литературе и лингвистике как средство  развития  

творческой личности учащихся

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Приоритеты современного образования претерпевают на государственном уровне кардинальные изменения: на первый план выходит становление личности обучающегося, целенаправленное развитие его способностей, в том числе и творческих. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

В последнее время интерес учеников к изучению русского языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.

Ещё одна серьёзная причина снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы – преобладание репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческих способностей?

Как видим, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.

Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение исследовательской технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З.И. Васильева, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, О.Е. Лебедев, А.С. Роботова, Г.С. Сухотская, А.П. Тряпицына и др.). При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.

В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле – как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по-прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.

Исследовательская деятельность обучающихся, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:

- возникновение идеи или проблемы;

- решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);

- реализация идеи на практике.

При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- значительно расширяется кругозор в предметных областях;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

- наилучшим образом развиваются творческие задатки.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

        Учитывая, что организовать ученическую деятельность, связанную с решением творческой задачи, нужно так, чтобы школьники сами делали свои первые учебные открытия, выделим задачи, способствующие формированию и развитию творческой личности:

  1. развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;
  2. развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения.

Выполнение исследования в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт, формирует лингвистическую компетентность, способствует развитию творческих способностей ученика.

Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка. Исследовательская деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

  • широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;
  • работа в творческих группах;
  • приемы самообразования и взаимообучения;
  • создание ситуации успеха;
  • постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся

Основными формами работы с учащимися являются:

  • уроки-исследования разных типов;
  • организация учебных занятий с использованием отдельных исследовательских методов и приемов;
  • практические занятия по освоению элементов технологии (как в урочное время для учащихся всего класса, так и во внеурочное – для всех желающих);
  • индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования;
  • деловые игры с исследовательской направленностью;
  • участие школьников в разнообразных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней;
  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Развитие ведущих интеллектуальных умений (например, умение школьниками выделить главную мысль, владение мыслительными операциями сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения) ведет к развитию самостоятельности мышления, его критичности, гибкости, что немаловажно в условиях модернизации российского образования.

Развитие организационных умений (например, планирование познавательной деятельности, рациональная организация познавательной деятельности, самоконтроль, умение работать в определенном темпе) обеспечит адаптацию ученика в системе высшего образования, создаст условия для лучшей реализации индивидуальных познавательных и творческих способностей.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Работа ведется по трем направлениям: 1) прежде всего, это собственно уроки-исследования, полностью или частично построенные с помощью методов и приемов исследовательской работы; 2) использование отдельных исследовательских методов и приемов на различных этапах уроков, при организации групповой и самостоятельной работы учащихся, при выполнении домашнего задания и т.п.; 3) исследовательская работа с одаренными детьми во внеурочное время. 

Как организовать уроки русского языка и литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения русскому языку и литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

На уроках русского языка в 5-6 классах часто предлагаю задания: составить устное рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в письменной речи», «Лексическое богатство русского языка», «Изменения в словарном составе языка» и т.д.

Провести мини-исследование предлагается ученикам при изучении раздела «Лексика». Для этого нужно выполнить следующее задание:

Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимнастёрка в современном русском языке? Для доказательства используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

В 7 классе, например, изучая тему «Наречие», обучающиеся получают проблемное задание:

В диктанте по русскому языку ученики написали одно и то же предложение по-разному.

Одни написали так: Перед школой на клумбе росли вперемежку астры и маргаритки. Другие написали: Перед школой на клумбе росли вперемешку астры и маргаритки.

Проверяя работы, учитель никому в выделенных словах не подчеркнул ошибки. Докажите, что никто из писавших не ошибся.

В 8-м классе обучающиеся уже на первом уроке получают задание: найти и выписать понравившееся высказывание о русском языке, написать сочинение-миниатюру по данному высказыванию.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему М.М.Пришвин назвал своё произведение сказкой-былью? Предлагается найти в тексте те элементы, что присущи сказке и были. Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. При изучении «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина предлагаю сравнить её с фрагментом из сказки Арины Родионовны, найти отличия и ответить на вопросы: «Каковы источники этой литературной сказки? Какова история рождения литературных и авторских сказок? Какие из чудес встречались вам в фольклоре, какие придуманы поэтом? Что общего у сказки А.С.Пушкина и фольклорной волшебной сказки?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой ребята в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести обучающихся к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

Знакомя с понятием «портрет в литературном произведении», предлагаю провести эксперимент: убрать из портретов литературных героев все сравнения (на примере героев повести Ю.Олеши «Три толстяка») и сделать вывод о роли сравнения в портрете.

Легко справляются пятиклассник со стилистическими экспериментами: заменить повествование от 1-го лица на повествование от 3-го лица (М.Твен «Приключения Гекльберри Финна») и сделать вывод о том, что изменилось и почему М.Твен «доверил» повествование рассказчику-мальчику? Ребята отмечают, что читать измененный текст не очень интересно, т.к. он менее эмоциональный и чувствуется дистанция между героями и рассказчиком. «Доверяя» повествование Геку, автор приближает события и героев к читателям, создавая ощущение, что герои повести – реально существующие люди.

Изучая в 5 классе стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся ищут ответы на вопросы: «Как отразились в стихотворении исторические факты? Является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой?» Они проводят исследования, сопоставляя художественный текст и историческую справку о Бородинском сражении. Им предлагается найти доказательство, что в тексте есть вымысел.

С учащимися 5-6 классов часто рассматриваем литературу в связи с другими видами искусств – музыкой, живописью, театром. На вводном уроке литературы в 5 классе знакомимся с отрывком стихотворения А.С.Пушкина «Осень», картинами И.И.Левитана «Золотая осень» и «Октябрь», а также пьесой П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает осень, передает свои ощущения и впечатления и как то же самые явление и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? 

Изучая «Песнь о вещем Олеге», обучающиеся знакомятся с отрывком из «Повести временных лет» и, проведя наблюдение, отвечают на вопрос: что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? 

В 6 классе к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» одно из заданий формулирую следующим образом: действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Попробовать свои силы в качестве юных лингвистов шестиклассники могут, выполняя задание по составлению своего словарика к тексту данной повести.

Знакомясь с повестью А.С.Пушкина «Выстрел», ученики получают задания:

  1. Перечитайте описание первой дуэли. От лица кого ведётся повествование? Выпиши слова, доказывающие, что Сильвио способен критически оценивать своё поведение.
  2. Проследи смену повествователей на протяжении всей повести. Существует мнение, что три точки зрения на одну историю обеспечивают автору повести предельную объективность. Запиши, зачем и какой объективности, возможно, добивался автор.

В 7 классе при изучении рассказа В.Ф.Тендрякова обучающимся предлагается задание: проследить, как шло «пробуждение совести» в душе Вовки Тенкова. Выделить самые важные эпизоды и выписать слова, предающие его душевное потрясение.

Итогом работы над рассказом становится сочинение-размышление по предложенному началу: «Совесть не рождается вместе с нами, не даётся в наследство. Да и сегодняшняя жизнь такова, что сердце быстро «обмозоливается», привыкает к жестокости и насилию...»

Работая с пьесой Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе, проводим исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников к произведению (Д. Кардовский, П. Боклевский).

Также обучающиеся выполняют следующее задание: объясните сущность появившегося в русском языке понятия «хлестаковщина». Обоснуйте свои суждения текстом VI явления третьего действия.

В преподавании литературы в 8-9 классах наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок-исследование, урок-семинар, урок-конференция, урок-дискуссия.

Так, логика содержания и построения учебника 8 класса по программе «Школа 2100» (авторы: Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева) подсказывает, что одной из основных форм ведения урока должен стать урок-диспут. В целом учебник – это спор о человеке, ведущийся с помощью двух основных «Сквозных» персонажей» – Оптимиста и Пессимиста. Иметь свою точку зрения, уметь отстаивать её – свойство мыслящего, самостоятельного человека. Уже на первом уроке, связанном с прологом, названным авторами учебника «Человек толпы. Человек в толпе», перед учениками ставятся вопросы, которые обсуждаются в ходе диспута:

  1. Попробуйте защитить или опровергнуть тезис Пессимиста: «что такое Человек? Песчинка в пустыне среди таких же, как он. Нам нужна топа… Каждый из нас – человек толпы». Объясните выражение «человек толпы».
  2. Попробуйте защитить или опровергнуть тезис Оптимиста: «мы живём среди людей, которые интересны нам, а мы им. Каждый из нас индивидуальность… Каждый из нас – Человек в толпе». Объясните выражение «Человек в толпе».

Аргументируйте своё мнение примерами из жизни и художественной литературы.

  1.  Как вы думаете, от чего зависит взгляд человека на мир? Что может сделать человека Оптимистом или Пессимистом?

 Исследованию лирических текстов посвящен урок-практикум в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина».  На данном уроке предполагается анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить на ряд вопросов, в частности:  каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях в разные периоды его жизни и творчества? 

Работу по созданию исследовательских проектов ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся: личный интерес учащегося, четкость и конкретность постановки цели проекта, определение планируемых результатов, констатация исходных данных.

Для активизации познавательной деятельности на уроке предлагаю ребятам выполнить презентационные проекты. Так, восьмиклассники готовят презентации по теме «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», в которых рассказывают об истории создания стихов и песен военной поры, об их роли в прошлом и настоящем; обучающиеся 9 классов – по теме «”Серебряный век” русской поэзии», знакомя нас с биографиями и творчеством поэтов начала 20 века и проводя анализ  понравившихся  стихотворений.

 Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (занятия внеурочной деятельности, предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Для проведения занятий по внеурочной деятельности в 2012-2013 учебном году были составлены рабочие программы курсов для обучающихся 7 классов: «Решение лингвистических задач» и «Я – исследователь».

Программа курса «Решение лингвистических задач» направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Лингвистика оказывается прекрасным полем для ощущения напряжения поиска и радости творчества.

Для решения ученикам предлагаются разнообразные задачи, вот одна одна из них: Известный русский пианист В.В. Софроницкий не чужд был литературного творчества. Но более всего он гордился следующей своей строкой: Но невидим архангел; мороз узором лег на храм, и дивен он.

Чем это предложение замечательно?

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в олимпиадах, различных конкурсах, становясь победителями и призерами на различных уровнях: от городского до всероссийского.

Гарина Арина (ученица 6 класса) заняла 1 место по России в Международном конкурсе-игре «Золотое руно» (2011-2012 учебный год), стала победителем в личном зачете в городском Интеллектуальном марафоне на станции «Русский язык» (2012-2013 учебный год). В 2012 – 2013 учебном году на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников Седова Кристина (7 класс) заняла 3 место по русскому языку и литературе; Монина Екатерина (7 класс) – 1 место по литературе; в VIII Заочной Многопрофильной Олимпиаде ПСТГУ «Аксиос» для школьников 6-11 классов, стала призёром по русскому языку (диплом II степени) и по литературе (диплом III степени).

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

В организации исследовательской деятельности учащихся использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, предлагаю поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить обучающихся это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

С 6 класса проводим с учащимися исследования по лингвистике, краеведению, литературе, создаем исследовательский проекты, оформляем их, представляя на городских и областных научно-исследовательских конференциях. С 2008 года мои ученики регулярно принимают участие в городской НИК «Шаг в будущее», занимая призовые места. Например, с учащейся 6 класса провели исследование ««Образ русалки в мифологии, сказке «Русалочка» Андерсена  и сказке «Русалка» Алексея Толстого» (2 место на городской НИК «Шаг в будущее», участие в областной конференции «Диалог», 2012г.); с учащимися 7 классов провели исследования: «Динамика личных имен обучающихся с 1991 по 2000 годы» (1 место на городской НПК «Шаг в будущее», 2008г.), «Лексическое воплощение концепта «родина» в творчестве Василия Фёдорова» (3 место на городской НИК «Шаг в будущее», 1 место в областной конференции «Диалог», 2013г.); с учащимися 8 классов – «Русские фамилии: происхождение и классификация» (1 место на городской НПК «Шаг в будущее», 2009г.), «Читательские предпочтения школьников», «Христианские мотивы в творчестве Сергея Есенина» (1 место на городской НПК «Шаг в будущее», 2011г., диплом лауреата на областной НПК «Истоки-2011», публикация тезисов работы в сборнике научно-практической конференции «Эрудит-2011»); с девятиклассницей – «В руках шахтёров тепло нашего дома», где рассказали о трудовом пути бригадира очистного забоя участка №2 шахты «Октябрьская», нашего земляка – Усикова Виктора Николаевича (3 место на научно-краеведческой конференции «Полысаево: люди – предприятия – город»), «Фразеологизмы в произведениях В.М.Шукшина» (1 место на городской НПК «Шаг в будущее», 2 место на VIII областной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Кемеровской области «Истоки», 2010г.).  

На занятиях курса по внеурочной деятельности «Я – исследователь», изучив теорию виртуального музея, с учениками 7 класса решили объединить компьютерные технологии, русский язык как предмет учебной программы и музей. Так родился проект школьного виртуального музея русского языка.

Исследовательский проект «Школьный виртуальный музей русского языка» был представлен на городской НИК «Шаг в будущее» и занял 2 место, на в областную конференцию «Диалог» (сайт музея – museum-russlang.ucoz.ru), а также был опубликован в социальной сети работников образования nsportal.ru на проекте «Алые паруса» для одаренных детей (http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/shkolnyy-virtualnyy-muzey-russkogo-yazyka, 2013г.).

Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время.

Подводя итоги, хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Научно-исследовательская работа ценна тем, что в ходе выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, формируют свою компетентность.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится ставить цели, задачи, выделять предмет, объект исследования, делать выводы и заключения, сопоставлять факты, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, к меняющимся жизненным условиям, будет жить творческой жизнью.

Литература

1. Савенков, А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников [Текст]/ А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2005.

2. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст]/ А.С. Обухов// Народное образование. – 1999 – № 10. – С. 30-39.

3. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество [Текст]/ А.Н. Поддъяков //Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – С. 29 – 42.

5. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст]/ Н.Б. Шумакова – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

6. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 31 – 38.

7. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы [Текст]/ М.Г.Качурин. –  М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы

Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....

«Организация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей личности в школе»

Главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития ...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...