Мониторинг индивидуального развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка

Савчук Людмила Васильевна

Мониторинг индивидуального развития обучающихся осуществляется   через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы обучающегося. Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении. Мониторинг включает в себя три этапа: первичный, промежуточный и итоговый (сентябрь, декабрь, май).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка.

           Мониторинг индивидуального развития обучающихся осуществляется   через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы обучающегося. Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении.

           Мониторинг включает в себя три этапа: первичный, промежуточный и итоговый (сентябрь, декабрь, май).

           Первичный мониторинг (сентябрь) проводится с целью определения уровня актуального и «зоны ближайшего развития» обучающегося, путей коррекции, определение индивидуального маршрута.

           Промежуточный (декабрь) проводится с целью определение соответствие выбранных форм, приемов и методов обучения уровню развития обучающихся.

            Целью итогового мониторинга (май) является отслеживание динамики развития школьников, определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

           Промежуточный и итоговый мониторинг проводятся с использованием тех же методов, что и на начало года, но на другом практическом материале. На каждый вид диагностики отводится 1-2 занятия, в зависимости от возможностей обучающихся и характера нарушений.

           Оценка динамики развития обучающихся ведётся в ходе наблюдения и выполнения итоговых проверочных работ. Практические задания составлены на основе коррекционных программ развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, детей с РАС, а также с учетом усвоенных в ходе текущих занятий способов умственных или практических действий. Задания предполагают устные и письменные ответы.  Все задания оцениваются как качественно, так и количественно.

            Качественная оценка осуществляется по следующим критериям:

  • принятие и понимание условий задания, начало действия (включает в том числе изучение уровня сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира);
  • способы выполнения задания (самостоятельно, с незначительной (частичной) помощью учителя: по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу/с значительной помощью (совместными действиями).

      Количественная оценка качества выполнения каждого задания имеет выражение от 0 до 2 баллов:

0 баллов - низкий уровень.  

  Обучающийся самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объем помощи.

1 балл - недостаточный уровень.

Обучающийся понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е.  снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.

 2 балла - достаточный уровень. Обучающийся понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений.

         Результаты оценивания динамики развития обучающихся заносятся в таблицу. Вычисляется средний балл по всем критериям оценивания для каждого обучающегося. На основе полученных результатов трех этапов

(первичный, промежуточный и итоговый) в конце учебного года проводится сравнительный анализ по мониторингу развития обучающихся.

     

Результаты (первичного) мониторинга индивидуального развития

обучающихся, посещающих занятия дефектолога

 Учебный год:_________      месяц: __________         Учитель-дефектолог: Савчук Л.В.

ФИ обучающихся _______класс

Параметры

Критерии

оценивания

Уровень развития в баллах

Способность к общению.

В контакт вступает с большим трудом.

0

- минимальный

Контакт

избирательный. Пассивное

подчинение.

1

-недостаточный

Легко и быстро

устанавливает контакт.

2

-достаточный

Уровень актуального развития.

Полученные в школе знания, не являются актуальными.

0

- минимальный

Знание об окружающем мире ограничиваются бытовым уровнем.

1

-недостаточный

Знание об окружающем мире соответствуют возрасту.

2

-достаточный

Обучаемость

(зона ближайшего развития).

Нуждается во всех видах помощи.

0

- минимальный

Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.

1

- недостаточный

Требуется время на закрепление навыка.

2

-достаточный

Мелкая моторика.

Затруднены графомоторные навыки.

0

- минимальный

Графические навыки сформированы недостаточно.

1

-недостаточный

Графические навыки сформированы.

2

-достаточный

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций.

Интереса к предложенной деятельности не проявляет.

0

- минимальный

Проявляет поверхностный интерес.

1

-недостаточный

Проявляет стойкий избирательный интерес.

2

-достаточный

Темпы работы.

Снижен в результате слабой организованности.

0

- минимальный

Не стабилен.

1

-недостаточный

Нормальный возрастной. 

2

-достаточный

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация.

Знает свое имя, не знает имена родителей. Не владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

0

- минимальный

Знает свое имя, не знает полные имена родителей. Частично владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

1

-недостаточный

Знает свое имя, имена родителей. Владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

2

-достаточный

Особенности внимания.

С трудом удерживает внимание на объекте.

0

- минимальный

Затруднено переключение с одного вида деятельности на другую.

1

-недостаточный

Требуется время для переключения.

2

-достаточный

Особенности мнестической деятельности.

Не владеет операциями обобщения, сравнения, анализа, синтеза.

0

- минимальный

Частично владеет операциями обобщения, сравнения.

1

-недостаточный

Устанавливает причинно-следственные связи при направляющей помощи.

2

-достаточный

Речевое развитие.

Отсутствие речи.

0

- минимальный

Речь невнятная.

Бедность словаря.

1

-недостаточный

Трудности построения и оформления связного высказывания.

2

-достаточный

Сформированность учебных навыков.

Не понимает смысла задания, не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом.

0

- минимальный

Понимает смысл задания, нуждается в направляющей помощи, перенос на сходные задания затруднен.

1

-недостаточный

Понимает смысл задания, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема стимулирующей помощи.

2

-достаточный

Итого:

0 баллов - минимальный уровень.  

 Обучающийся не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объем помощи.

1 балл - недостаточный уровень.

Обучающийся понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е.  снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.

 2 балла - достаточный уровень.

Обучающийся понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений.

При организации и проведении проверочных работ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соблюдаются следующие специальные условия:

  • Экономичность предъявляемого материала. Предлагаемые задания по возможности должны выявлять сразу несколько показателей развития учебно-познавательной сферы.
  • Вариативность в последовательности предъявления материала. Учитывая особенности поведения ребенка в процессе диагностики, эмоциональное реагирование на факт обследования, общее психосоматическое состояние, необходимо индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий: легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые. Возможно чередование заданий с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
  • Учет уровня работоспособности ребенка. В случаях повышенной утомляемости обучающегося, истощаемости психических процессов следует   сделать паузу, дать возможность обучающемуся отдохнуть.
  • Четкое и доступное предъявление инструкции. При предъявлении инструкции следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья).
  • Дозирование помощи взрослого. Если обучающийся не справляется с заданием, ему необходимо оказать дозированную помощь, которая предъявляется последовательно от минимальной к максимальной. Такая помощь позволяет определить уровень обучаемости школьника (восприимчивость к помощи, объем и характер помощи, способность переносить усвоенный прием на аналогичные задания), а также зону его «ближайшего развития».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)

Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллек...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Материал содержит информацию об особенностиях психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями...

Использование различных методик в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Процесс воспитания и образования этих детей подразумевает подбор методик...