Техника речи
учебно-методическое пособие

Юлия Михайловна Пономарева

материал представлен , как памятка по технике речи. Упражнения на открытое вучание, закрытое. На равитие широкого диапазона. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендаций для педагогов дополнительного образования института имени Бориса Щукина

Речь. Резонаторы. (закрытое звучание)

1.«Протяжный звон»

Проверьте свободу мышц шейно-плечевого отдела.

Медленным движением головы от плеча к плечу протяните закрытое звучание с сочетанием согласных звуков: «дн», «гн», «дл», «гл», «гм», «дм».

! Следите за тем, чтобы звучание было ровное, непрерывное

2. «Вибрационный массаж»

Мягким постукиванием пальцев рук пробудите резонаторные зоны:

■ лоб – (М),

■ гайморовы пазухи – (М,Н,Л,Р)

■ верхняя губа – (В)

■ нижняя губа – (З)

■ грудная клетка – (М)

■ спина – (М)

! Почувствуйте и зафиксируйте вибрации в одной зоне, только после этого переходите к проверке другой зоны.

3. «Эскалатор»

По звуковой лестнице снизу вверх проверяйте звучание резонаторов от зоны к зоне (грудь –  нижняя губа, нижняя губа – верхняя губа, верхняя губа – гайморовы пазухи, гайморовы пазухи – лоб, лоб – темя).

! Обратите внимание на правильность доборов воздуха.

Следите за активной работой мышц дыхательно-голосовой опоры.

4. «Алфавит согласных»

Проговорите согласные звуки по алфавиту в сочетании с гласной «А»:

ба, ва, га, да, жа, за, ка, ла, ма, на, па, ра, са, та, фа, ха, ца, ча,ша, ща.

! Следите за свободой нижней челюсти, точной артикуляцией гласного «А» и за свободой мышц шейно-плечевого отдела, доборами носом и активной работой дыхательно-голосовой опоры.

Помогайте себе активным движением руки.

5. «Перестройка»

Двигаясь по кругу, делайте 8 раз – выдох «ПФ», 8 раз – выдох «Ш» и остановитесь с выдохом на «С».

Развернитесь, доберите дыхание и повторите упражнение:

8 раз – «ПФ», 8 раз – «Ш», 1 раз – длинный выдох на «С»

! Следите за тем, чтобы выдохи были четкими и фиксированными.

Речь. Резонаторы. (открытое звучание)

1. «УОМ» 

Начните звучание со звука «У», затем меняйте артикуляцию на «О»,

представляя, что вы находитесь внутри звукового пространства, постепенно закройте звучание на «М».Добор воздуха и последующее звучание поднимайте по звуковой лестнице.

! Упражнение выполняется на одном дыхании. Обратите внимание на то, чтобы вдох заполнял спину.

2. «Раскачка»

Принцип упражнения: наладить взаимодействие между диафрагмой и озвученным выдохом на гласные звуки.

! Выполняйте упражнение медленно, представляя себе закрепленную на диафрагме нить, конец  которой вытягивается с гласным звуком через рот.

3. «Слабо-сильно»

На теплом выдохе начните звучание на гласную «А», представляя себе сначала узкое,  затем широкое движение реки. Повторите эту комбинацию 3 раза на одном выдохе.

! Сначала представьте гласную, затем начинайте звучание.

4. «Бесконечное звучание»

Соедините гласные звуки «А», «О», «У» с согласной «М».

Вариант № 1:

Звучание начинается АМ, ОМ, УМ с гласного звука, затем плавно «переливается» в согласный звук. Добор воздуха делайте после 3 пары.

Вариант № 2:

Продолжайте звучание, увеличивая силу звука на гласной и уменьшая на согласной.

Вариант № 3:

Продолжайте звучание, уменьшая силу звука на гласной и увеличивая на согласной.

! Не форсируйте звучание. Следите за плавностью переходов из сильной позиции в слабую и наоборот. Обратите внимание на точную артикуляцию звуков.

РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОННОГО ЗВУЧАНИЯ

Начинается путь раскрытия вашего голоса с поиска свободы звук извлечения, с нахождения индивидуального примарного тона (природной середины голоса), развития резонаторов, увеличения количества и качества обертонов. Затем осваиваются и расширяются возможности динамического и звук высотного диапазона, звучания в движении и экстремального звучания (крик, шепот, характерные искажения звучания). Работу над голосом лучше всего начинать в положении лежа, так вам будет проще отследить свободу тела.

1. «Зародыш»

Принимаем позу «зародыша» – лежа на боку, подтягиваем согнутые колени к животу, спина округлая, подбородок стремится к груди, нижнюю руку сгибаем в локте и кладем под голову.

Тело свободно, нигде нет напряжения, неудобства. Вам должно быть максимально комфортно в этой позе. Открываем широко-широко рот (как пасть льва) и сладко-сладко зеваем. Во время зевка звучим самым низким и тихим звуком-стоном удовольствия «ХАААА» (урчание льва), концентрируя внимание на вибрационных ощущениях в спине, копчике и ногах. С каждым новым зевком-звуком вибрации должны увеличиваться, расходиться по всему телу. Воображайте себе, что вы «пьете» звук, и он разливается по телу и вытекает через стопы.

Не должно быть никакого напряжения, неприятных ощущений в глотке и чувства, что вы выжимаете звук, как из тюбика зубную пасту. Повторите не менее 10 раз. Упражнение вызывает, как правило, обильное слезо-и слюнотечение. Затем вытягиваем ногу, которая находится на полу, а верхнюю ногу сгибаем в колене и подтягиваем по полу к животу. Звучим на зевке не менее 10 раз.  Медленно, лениво переворачиваемся и выполняем упражнение на другом боку.

2. «Эпицентр вибраций гласных»

Лежа на спине, звучим на среднем тоне голосового диапазона, не меняя его на протяжении всего упражнения и ощущая вибрационные ощущения во всем теле с перемещением эпицентра (максимальные вибрации):

■ на звуке «ХУУУУ» – внизу живота и в копчике (как будто сквозь вас проходит полая вертикальная труба

■ на звуке «ХОООО» – в середине живота

■ на звуке «ХАААА» – в грудной клетке и лопатках

■ на звуке «ХЭЭЭЭ» – в плечах и руках

■ на звуке «ХИИИИ» – в голове

Важно четко артикулировать гласные звуки. Звук «У» не должен «провалиться» в живот – для этого проверьте его вибрацию на губах. Звук «И» произносим вертикально, не тянем углы рта в стороны. Отслеживайте свободу тела и правильность вдоха.

3. «Хоп! Ха-ха-ха»

Лежа на спине, руки вытянуты вверх за головой, колени согнуты, стопы на полу на ширине плеч. Не отрываясь от пола, покачиваем расслабленный корпус тела вверх (вес тела к голове) – вниз (вес тела к ногам) со звуком «ХА – ХА – ХА – ХА». Плечи и шея свободны. Повторите не менее 8 раз в разном темпе, проверяя свободу звук извлечения и резонансные ощущения в спине и груди. Затем резко поднимите прямые ноги вверх, поднимите корпус и руками коснитесь пальцев ног с радостным возгласом «ХОП!».

Тут же вернитесь в исходное положение и расслабленно, с удовольствием покачайте корпус на полу – «ХА – ХА – ХА – ХА». Повторите подряд не менее 8 раз, чередуя мгновенную мобилизацию на «ХОП!» и мгновенное расслабление на «ХА – ХА – ХА – ХА», постепенно увеличивая темп.

Хорошо, если после этого упражнения вы искренне рассмеетесь.

4. «Стон-мурлыканье»

Лежа на спине, проверьте свободу тела и постоните от удовольствия и расслабления «ХМ-МММ», «ХААА», направляя вибрации себе под лопатки и далее ощущая резонанс во всем теле.  «Помурлычьте» под лопатки свою любимую мелодию, песенку.

5. «Бас-гитара»

Лежа на животе, руки согнуты в локтях, кладем лоб на сложенные на полу одна на другую ладони. Плечи расслаблены (проверьте это!). Мягкий бесшумный вдох носом «вниз живота». Зажимаем мышцы ягодиц и ног (! плечи, шея, спина – свободны!) и звучим на звуке «ЛЛЛЛЛЛЛ», ощущая максимальные вибрации в теле от макушки до пяток, как будто вы – бас-гитара.

Не звучите на остаточном дыхании – снимите звук раньше, чем заканчивается воздух, освободите тело, вдохните и продолжайте упражнение. Поищите положение языка, при котором возникают самые сильные вибрационные ощущения, то есть найдите на твердом небе вашу индивидуальную точку максимального резонанса. Звук не должен концентрироваться в голове.

Придерживайтесь середины своего голоса – вы ведь сейчас бас-гитара!

Со временем вы можете попробовать это упражнение, не зажимая ягодицы и ноги, но убедитесь, что звучите так же хорошо (вибрирует все тело, глотка не напряжена). Также Вы можете использовать в упражнении тексты с большим количеством сонорных звуков и «Р», «В». Проговаривайте их, растягивая все «М», «Н», «Л», «В» (например: «Ннна мммеллли ммы ннналллиммма лленнивво ллаввилли…»), проверяя и развивая резонанс в теле.

6. «Черепаха»

Из положения лежа группируемся в позу «черепахи» – садимся себе на пятки, колени немного разводим в стороны, упираем макушку головы в сложенные ковшиком ладони, лежащие на полу, спина круглая, подбородок ближе к груди. На зевке с закрытым ртом звучим на звуке «ММММММ», ощущая вибрации во всем теле. Подкорректируйте позу до удобного положения, если чувствуете неудобство в звучании.

Начинаем покачивать корпус тела вперед (как будто собираетесь сделать кувырок), и назад со звуком «ММООООММ». Кач тела вперед должен приходиться на гласный звук. Точно артикулируйте гласный звук, ощущая эпицентр вибраций в копчике. Повторяем не менее 6 раз. Затем выполняем упражнение со звуком «ММААААММ» не менее 6 раз, ощущая эпицентр вибраций в лопатках. И со звуком «ММИИИИММ» (!звук «И» произносим вертикально, не растягивая углы рта в стороны), ощущая концентрацию вибрационных ощущений в голове.

7. «Баланс»

Сидя на полу, оторвите от пола согнутые в коленях ноги. Найдите баланс в этой позе, чтобы спина была прямая, плечи, руки и шея совершенно свободны, а ноги от коленей свободно висели в воздухе. Вся нагрузка приходится на мышцы брюшного пресса. Рот приоткрыт в течение всего упражнения (лицо и челюсть свободны). Вдохнув носом «в живот», тянемся правой рукой вверх вправо, максимально растягивая мышцы спины – активный энергичный выдох «ХУ». Смотрим прямо перед собой. Опускаем правую руку – вдох. Тянемся левой рукой вверх влево – выдох.  Сделав не менее 16 выдохов, отдохните.

Затем сделайте еще 8 выдохов и, не прерывая упражнение, озвучьте выдохи «по секрету»  (на тихом звучании) на среднем тоне диапазона (эпицентр вибраций в груди) по таблице гласных звуков*: «ХИ» – «ХЭ» – «ХА» – «ХО» – «ХУ» – «ХЫ» – «ХЕ» – «ХЯ» – «ХЕ» – «ХЮ». Пройдя по таблице 3-4 раза, отдохните. Сделайте еще 8 выдохов на «ХУ», а затем, продолжая упражнение, пройдите несколько раз по таблице гласных в динамическом диапазоне, то есть от тихого звучания до максимально громкого и наоборот. Затем пройдите упражнение с тренировочным текстом «Хорь глух, хориха глуха, глухориха глуха, а глухарь оглох!», распределяя по слову на каждое движение.

8.«Перекаты»

Лежа на спине, вытяните руки вверх за головой. Сохраняя свободу плеч, рук и шеи, перекатывайтесь по полу то вправо, то влево по 2-3 оборота в каждую сторону, громко и внятно произнося любой (лучше стихотворный) текст. Тяните ударный гласный звук в словах. Сначала перекатывайтесь в одну сторону на одну строчку стихотворения, на другую строчку в противоположную сторону. Затем перекатывайтесь на каждое слово в разные стороны. Меняйте темп, ускоряйтесь.

Если вам удастся освободить верхнюю часть тела, то вы услышите собственный чудесный свободный голос.

Плачет дождик за окном,

Грустный дождь, осенний,

Нет спасенья от него,

Даже в воскресенье

9. «Водоросли»

Из позиции лежа на полу очень медленно и плавно поднимаемся со звуком «ММММ» (в глотке ощущение зевка, губы мягко сомкнуты и вибрируют). Представьте, что мы водоросли, ласково покачиваемые течением воды. Именно вода поднимает нас с пола, поднимает и увлекает вверх наши руки, раскачивает наш корпус. Звук не должен дрожать и прерываться – это возможно только при плавности и эластичности движений и полной свободе шеи, плеч и живота.

Упражнения стоя.

1.«Баня»

Стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени мягкие, опускаем корпус тела вниз, «висим на копчике». Покачайте корпусом, проверяя свободу мышц шеи, плеч, рук, спины, лица. Представьте, что ваши руки превратились в банные веники, которыми вы тщательно похлопываете (парите) свое тело: ноги, ягодицы, живот, бедра, поясницу, лопатки, ребра, руки, плечи, грудь, постепенно поднимая корпус. При этом звучите на звуке-стоне удовольствия «ХММММ» – челюсть свободно разомкнута, в глотке ощущение зевка, губы мягко сомкнуты и вибрируют отзвука. Направляйте звук в ту область тела, которую похлопываете.  При этом целесообразно звучать на удобном низком звуке, похлопывая нижнюю часть тела и в середине диапазона похлопывая верхнюю часть. Периодически проверяйте, насколько хорошо вы «пропарили» себя – приложите ладони к обрабатываемой части тела – ощущаете ли вы резонансные вибрации.

2. «Вибрационный массаж»

Звучим в верхнем регистре диапазона и: подушечками пальцев постукиваем себя под нижней губой и тянем звук «ЗЗЗЗЗ», направляя звук в область нижних зубов и подбородка;

■ подушечками пальцев постукиваем область над верхней губой со звуком «ВВВВВ», направляя вибрации звука в верхние зубы и верхнюю губу;

■ подушечками пальцев постукиваем по верхним скулам и щекам, произнося «МНЛ-МНЛ-МНЛ», концентрируя вибрации в верхних скулах;

■ подушечками пальцев постукиваем по крыльям носа и переносице и тянем звук «НННН», направляя вибрации в нос;

■ немного наклонив голову, подушечками пальцев постукиваем область лба и тянем «ННИИММ», концентрируя резонансные ощущения во лбу;

■ сильными пальцами рук производим массаж всей волосистой части черепа и жалуемся, капризничаем, постанываем на звуке «ХММММ» (в глотке ощущение зевка, челюсть свободна, губы мягко сомкнуты и вибрируют от звука), ощущаем концентрацию резонансных ощущений в голове.

3. «Волна со звуком»

Как и упражнение «Волна» (смотрите выше раздел «Дыхание»), только теперь озвучиваем звук «У» в звукосочетании «ХУУУ-Х» в середине своего диапазона (эпицентр вибраций в грудной клетке и лопатках). Затем можно поиграть звуком в звук высотном диапазоне. Удивляйтесь, как звуковые вибрации «гуляют» в вашем теле. Повторите не менее 10 раз.

УПРАЖНЕНИЯ

НА ЗВУКОВЫСОТНЫЙ ДИАПАЗОН

Исходная позиция – встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, колени мягкие:

  1. «Антенна»

Представьте, что у вас на темени имеется маленькая антенна. Возьмитесь рукой за макушку и выдвиньте антенну. Направляя в антенну звук «НЬ-НЬ-НЬ» отправьте сообщение инопланетянам. Теперь переговорите   инопланетянами в телеграфном стиле на тренировочном тексте, ощущая максимальный резонанс в макушке головы, но стопы обязательно тоже должны вибрировать, для этого нужно представлять, что антенна проходит по всему вашему позвоночнику, а ее основание в пятках ног.

2 . «Яблочки»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Представьте, что перед Вами огромная раскидистая яблоня, вся усыпанная наливными яблочками. Наклонившись к самым нижним веткам, у самого пола начинаем срывать яблочки сильными движениями рук на себя с самым низким по тону звуком «ХАМ-ДАМ», поочередно каждой рукой. Плавно распрямляем корпус и поднимаемся по звук высотному диапазону, срывая яблочки все выше и выше, поднимая руки и встав на носочки, с ускорением по мере приближения к верхнему регистру.

Теперь с теми же движениями и звуками плавно опускаемся сверху вниз, постепенно замедляя темп. Внимательно отслеживайте ощущение резонанса, перемещение его эпицентра от ступней ног до макушки головы и отсутствие напряжения при звук извлечении на всем пути по звук высотной лесенке. Повторите упражнение несколько раз.

3 . «Спираль»

Пройдите по звук высотному диапазону снизу-вверх и сверху вниз на тренировочном тексте, например:

«На мели мы налима лениво ловили,

и меняли налима мы вам на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

и в туманы лимана манили меня?», – раскручивая руками и плавными движениями тела воображаемую широкую спираль вокруг своего позвоночника. Сначала медленно повышая (или понижая) тон по строчке, а затем по слову.  Следите за свободой мышц шеи и плеч.

4. «Клоун»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, колени присогнуты – пружинят, мягкие руки разведены в стороны на высоте плеч, локти, кисти смягчены – все тело свободно расслаблено. Представим себя клоуном – толстяком и добряком, который добродушно раскатисто хохочет, перекатывая свой смех из правой кисти через все тело в левую кисть и обратно, пружиня в коленях на каждый звук:

■ сначала на звуке «ХО-ХО-ХО-ХО-ХО-ХО-ХО-ХО» (эпицентр вибраций

в животе и копчике, то есть удобный вам низкий по диапазону звук);

■ затем на звуке «ХА-ХА-ХА-ХА-ХА-ХА-ХА-ХА» (эпицентр вибраций

в грудной клетке и лопатках, то есть середина вашего диапазона);

■ и на звуке «ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ-ХИ» (концентрация вибрационных ощущений

в голове на удобном вам высоком звуке диапазона; звук «И» произносим вертикально!). Повторите упражнение 8-10 раз. Челюсть должна быть свободно широко раскрыта. Следите за расслаблением мышц живота на вдохе. Хорошо, если вы искренне развеселитесь, выполняя упражнение.

5. «Ха-ууу

На освоение свободного перехода звучания голоса из регистра в регистр. Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, колени пружинят. Тело свободно расслаблено. Поднимаемся на носки и кидаем вес тяжелого усталого тела на пятки с тихим звуком-стоном усталости «ХА». Звук свободно «выпадает» из вас. Эпицентр резонанса в груди и лопатках. Сделать подряд не менее 8 раз. Затем отставляем правую ногу назад, переносим вес тела на нее и делаем замах правой рукой назад с чуть более громким «ХААА...». Ведем правую руку через верх вперёд с наклоном корпуса параллельно полу и переносим вес на левую ногу, выводим высокий звук «УУУ!» в макушку, то есть зовем приятеля в лесу: «ХАА-УУУ!». Спина должна быть округлой, подбородок притянут ближе к груди, никакого напряжения в глотке и шее. Звук «ХА» из центра спины плавно свободно «перетекает» по позвоночнику в темя «УУУ!»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ

ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА

1. «Фанат»

Представьте себя футбольным болельщиком. Ваша команда выиграла кубок. Вы выбегаете на стадион и в полном восторге начинаете прыгать, кидать руки и ноги в стороны, падать на пол, вращать головой и одновременно громко, как бы «выкидывать» из себя звук на любом тренировочном тексте (например, ваше любимое стихотворение). Движения должны быть не силовыми, а растягивающими, раскрывающими, центробежно-полетными, но активными и безостановочными. Ликуя от радости, «кидайте» свое мягкое, расслабленное тело в разных направлениях не менее 1 минуты.

2 «Сцена»

Представьте себя Народным артистом на большой прославленной сцене театра. Прочтите тот же тренировочный текст с широкими жестами рук, заполняя звуком сцену и зрительный зал, все пространство театра. Распространяйте звуковые вибрации вокруг себя, «дарите» себя публике.

3. «Микрофон»

Теперь вы в студии звукозаписи, у вас в руках микрофон. Прочтите тот же текст, близко поднеся микрофон к губам, самым интимным, сексуальным голосом для своего любимого человека. Следите за бесшумностью вдоха, ровностью ведения звука, дикционной четкостью и аккуратностью – микрофон очень чувствителен и многократно усилит ваши речевые недостатки.

4. «Эхо»

Вы в горах. Позовите вашим текстом приятеля, который находится на другой далекой вершине. Помогайте себе движением рук – на вдохе вытяните руки вперед, как бы «захватывая» объект, который зовете, а на выдохе вместе с текстом подтягивайте руки к себе – тяните объект и звук на себя.

Озвучьте ваш текст отраженным звуком, без всякого напряжения, как далекое эхо, прислушиваясь к нему. Сделайте на вдохе шаг вперед всем телом, а на тексте тело откатывается назад с широким замахом назад правой руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок техники речи в 1 классе.

Использование верботонального метода обучения глухих детей....

Презентация "Овладение техникой речи"

Данный материал помогает раскрыть этапы овладения техникой чтения....

Скороговорки для учащихся 1го класса отделения "Театральное искусство" по предмету "Техника речи"

Сороговорки, необходимые для сдачи контрольного урока по "Технике речи" в 1м классе....

задания к разделу культура и техника речи "Учимся правильной интонации"

Данный методический материал состоит из нескольких заданий - упражнений по интонации речи: Разминка. Скороговорки. Грузинский хор. Игра в метрдотеля. Тексты. Художественное чтение. Читаем как дети. Пр...

Техника речи

Игры и упражнения к разделу культура и техника речи...

Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"

Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"...

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"

Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи  во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...