ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО(ИН)
материал

Хусаинова Алёна Владимировна

Игры и упражнения для развития сенсорных и психомоторных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сахалинской области

«Школа – интернат «Радуга»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО(ИН)

        

                                                                                             Выполнила:

                                                                                    учитель- дефектолог

Хусаинова А.В.

                                                                                 

                                                                     

Смирных,

2023г.

В период с 01.09.2021 по 15.09.2021 года были обследованы дети в количестве 8 человек (3-е,4,5,6, 7 классы). 

Цель: анализ уровня актуального сенсорного и психомоторного развития обучающихся на входном этапе; проектирование коррекционной работы на основе результатов мониторинга.

Предполагаемый результат мониторинга: повышение эффективности коррекционно-педагогической процесса.

Для определения уровня актуального сенсорного и психомоторного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), были использованы следующие методики:

Название, автор методик

1.

А.А. Венгер «Группировка придметов»

2.

М.И. Земцова «Уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов»

3.

Е.А. Стребелева «Разрезные картинки», «Собери цветок», «Форма, цвет, размер»,«Пространственный компонент слухового восприятия»

4.

Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич «Методы исследования психомоторики»

5.

Выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета

6.

"Вырежь фигуры" Р. С. Немова

7.

«Статическое равновесие» Н.А. Бернштейн

Оценка психомоторных и сенсорных процессов включает в себя диагностируемые параметры:

  • Оценка зрительного восприятия;
  • Оценка слухового восприятия;
  • Оценка пространственного восприятия;
  • Оценка восприятия времени;
  • Оценка восприятия вкуса и запаха;
  • Оценка восприятия эмоций человека;
  • Оценка психомоторного развития.

В конце приводится суммарная оценка данных. Дополнительно анализируются рабочие тетради и контрольные работы ребенка.

Мониторинг сформированности психомоторных и сенсорных процессов 

Уровень оценки

Количество детей

в %

Высокий

0

0 %

Выше среднего

0

0 %

Средний

4

50%

Ниже среднего

1

12,5%

Низкий

2

25%

Действие отсутствует (обследовать не удалось)

1

12,5%

Все обучающиеся зачислены на коррекционно-развивающие занятия.

 Основные направления коррекционно-развивающей работы

  • Сенсорное развитие;
  • Психомоторное и сенсорное развитие.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, определяет следующие задачи:

1. Развивать зрительное восприятие: умение зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам; учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности (контурные, зашумлённые, наложенные изображения; различение формы, группировка геометрических фигур с учетом цвета, формы)

  • «Что изменилось?»
  • «Найди ошибку»
  • «Найди отличия»
  • «Наложенные изображения»
  • «Спрятанные изображения»
  • «Зашумленные" изображения»
  • «Незаконченные изображения»
  • «Перевернутые  изображения»
  • «Разрезанные  изображения»
  • «Сложи узор»

2. Формировать пространственные представления: навыки практической ориентировки на собственном теле, в открытом и замкнутом пространстве, на микроплоскости, ориентироваться по простейшим схемам и планам, обозначать местоположение предметов в окружающем пространстве; совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них (показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; выполнение аналогичного задания в комнате, определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.)

  • «Какая рука?»
  • «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
  • «Что где находится?»
  • «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
  • «Муха»

3.Формировать временные представления: ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).

  • «Когда деревья надевают этот наряд?»
  • «Когда это бывает?»
  • «Что длится короче»
  • «Определи возраст человека»
  • «Что сначала, а что потом?»

4.Учить понимать и выделять бытовые звуки, звуки природы и улицы; воспроизведение ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; умение слушать музыкальные произведения; реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями; определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

  • «Различай веселую и грустную музыку»
  • «Тихо и громко»
  • «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
  • «Далеко близко»
  • «Определи, что слышится»
  • «Слушай и делай»

5.Повышать уровня психомоторного и психоречевого развития: статическое равновесие, зрительно-моторная координация, артикуляция и интонирование, тактильные ощущения, мелкая моторика рук.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Упражнения с предметами:
  • составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
  • составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
  • вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой мелких бусин, бисера;
  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
  • доставание бусин ложкой из стакана;
  • складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
  • продевание нитки в иголку;
  • стирание ластиком нарисованных предметов;
  • капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
  • надевание и снимание колечка (массаж пальца);
  • втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
  • комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
  • прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
  • перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью в пластиковых ведрах или тазиках;

сжимание и разжимание эспандера;

—        катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

«Рамки с застежками».

Кинезиологические упражнения

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне с...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по окружающему природному миру «Веселые котята» (развитие сенсорных, психомоторных процессов) в 3 классе

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их ...

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.

Возраст - важнейший период жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств....

Диагностические материалы «Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»

диагностические материалы «Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»...

Диагностический материал уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-7 классов на уроках ИЗО учащихся с ОВЗ

Диагностический материал уровня сформированности             моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-7 классов на уроках ИЗО учащи...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...