Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
материал

Власова Алёна Олеговна

Городское методическое объединение

учителей истории и обществознания

19.11.14

время доклада: 25 минут

Доклад

« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение

учителей истории и обществознания

19.11.14

время доклада: 25 минут

Доклад

« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Позвольте  от лица учителей истории нашего образовательного учреждения  поприветствовать Вас, уважаемые коллеги!

В свое время Николай  Николаевич  Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ№11» педагогический коллектив  в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников. 

Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины:  «история», « обществознание»- напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.

            Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в Приднестровье значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания.

Основными компонентами личностного патриотического сознания являются:

  • гуманное отношение к человеку;
  • любовь к Родине;
  •  восприятие нравственно-этических норм общества и потребность следовать им.

УВП процесс должен быть направлен  профилактику межнациональной агрессии, деструктивно влияющей на сознание и нравственные качества личности.

Основные задачи по реализации вышеназванной цели: воспитания истинных патриотов Приднестровской Молдавской Республики:

  • показывать могущество нашей Родины; 
  •  воспитывать бережное отношение к героическому прошлому; 
  • знакомить учащихся на уроках с нормативными документами государства.
  • освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, молдавской агрессии 92 года,  знакомить с местами боевой славы; 
  • широко использовать краеведческий материал; 
  • знакомить учащихся с новейшими достижениями  исторической и других наук; 
  •  пользоваться материалами СМИ.

Основные принципы патриотического воспитания на уроках  наших дисциплин:

а) принцип единства мысли и чувства учащихся; 
б) принцип связи с жизнью, которая имеет несколько аспектов:

 – политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий; 
– научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники; 
–правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами ПМР;
–профориентационный, готовящий учащихся для работы, для службы в армии; 

– краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории. 

в) принцип межпредметных связей;

Патриотическое воспитание будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные, и развивающие задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

Основными, наиболее удачно применяемыми технологиями работы  являются:

  • Личностно- ориентированное обучение
  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Технологии сотрудничества и сотворчества
  • Технологии интегрированного обучения
  • Проектные технологии работы
  • Компьютерные технологии как составная часть каждого урока и т.д.

В рамках данного выступления хотелось бы коснуться и вопроса привития любви к изучению истории,  посредством её и любви к Приднестровью  через организацию внеклассной деятельности в школе.

Направлений этой работы достаточно, что бы каждый мог выбрать то лучшее, что поможет ему в будущем, в частности:

  • Занятие в  краеведческом кружке
  • Элективные курсы по данному направлению
  • Экскурсии и походы
  • Исторические  праздники
  • Организация и проведение выставок
  • ИОУ
  • Олимпиады и конкурсы различного уровня.

Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить знакомство с окружающим миром по принципу « близкого к далёкому», «известного к неизвестному».

Направлениями работы по краеведению  могут, к примеру, стать следующие:

  1. Летопись родного края;
  2. Археология;
  3. Этнография;
  4. Историко-литературное краеведение;
  5. Культурное наследие;
  6. Военная история;
  7. История образования;
  8. Земляки. Родословие.

Организация УВП на основе новейших достижений психологии и педагогики, диагностики потенциальных возможностей ученика для усвоения учебной информации, широкой информационный ресурс, глубокое нравственное воспитание, КТД, психологическая комфортность, программированное обучение - вот та основа, на чем строится современный урок и внеклассная работа по предмету.  

Принцип уважительного сотрудничества и совместного пути к творческому познанию истории, обществознания, краеведения лежит в  основе  работы.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

На базе нашей школы работает кружок «»

и элективный курс (факультатив) «История города Тирасполя», особое внимание я хотела бы уделить ему.

Презентация элективного курса «История города Тирасполя»

Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления программы - изучение истории родного города, истории религии и образования, истории своих земляков.

Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины,  самостоятельная работа).

    2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

Цель  программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Тирасполю  и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Основные направления работы:

  • Организация поиска материалов для будущего музея.
  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города.
  • Организация научно-исследовательской работы
  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
  • Оформление и экспонирование материалов.

По основной направленностипрограмма является:

 - развивающей(построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоении ими методов и способов  познания мира),

- социально-адаптивной(помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных, культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).

                 Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

  •       По сложностипрограмма является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии - с высокой степенью межпредметных обобщений.

  Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения с использованием трех базовых методик:

  •        - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
  •        - технологии диалога (при работе над содержательной стороной  необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
  •        - технологии имитационной деловой игры (используется при организации поисковой деятельности, при распределении обязанностей).      
  • Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

               Технологическую основу программыобразует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия (беседа, лекция, экскурсия,  встречи с интересными людьми,  исторические игры, викторины);
  • - творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, оформление выставочных экспозиций, создание Виртуального музея школы);

Методами обучения являются:

  • словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
  • наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
  •  поисковый – сбор информации по заданной теме;
  • исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.

Программа  способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития города;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей города;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Алгоритм действий при работе над темой:

Этапы

Задачи

Начинание

Определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы).

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде).

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив – "мозговой штурм". Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Выполнение

Выполнение творческой работы.

Зашита творческой работы

Подготовка доклада: обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения. Презентация и защита творческой работы.

Просветительская направленность программы.

Основная задача данного направления – вовлечение в изучение  родного города - своей малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

  • Городской и республиканский уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

1. Исследовательское общество учащихся
2. Краеведческая конференция
3. Конкурс «Знай свой город»
4. Конкурс научно-исследовательских работ «Имя в ленте истории, науки и культуры»
5. Конкурс «А.В. Суворов в истории Приднестровья»

Предполагаемые  результаты  обучения.

1) В обучающей сфере – осуществление  нетрадиционного  подхода  к образованию,  приобретение учащимися  знаний по истории родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Приднестровья в целом, видеть неразрывную связь истории родного города с историей Приднестровья.

        2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного города, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков  научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Пример урока

В заключение,  хотелось бы сказать, что говоря о методической палитре учителя,  нужно подчеркнуть, что краски на этой палитре соединяет педагог. От правильного смешивания, таланта, зависит результат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Курсовая работа Информационные технологии на уроках истории и обществознания в школе.

ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточ...

Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»

Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...

Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе

Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...