ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК «Сказочная академия»
проект

Мусихина Татьяна Валерьевна

Рекомендовано для педагогов коррекционных групп, учителей-дефектологов, логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_akademiya.docx185.14 КБ
Файл skazochnaya_akademiya.docx185.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Московской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»

Рассмотрено на заседании

Методического совета

«_____»____________2021г.

Утверждаю

Директор ГКУ СО МО
«Каширский ССРЦН «Семья»

_________________О.Е. Вишнякова

«______»_____________2021 г.

ПРОЭКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

«Сказочная академия»

https://tolstayavorona.ru/wp-content/uploads/2020/06/repka.jpg

Составитель:

учитель-дефектолог

Мусихина Татьяна Валерьевна

Кашира, 2021 год

Содержание

I. Целевой раздел

1.1   Введение

1.2.  Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта

II. Содержательный раздел

2.1.  Коррекционно-развивающая работа.

2.2.  Календарно-тематическое планирование развивающих занятий.

III. Организационный раздел

3.1.  Планируемые результаты освоения Проекта

3.2.  Методическое обеспечение проекта

3.3.  Список литературы

2

I. Целевой раздел

1.2.  Актуальность проекта

 Известно, что игра – это важнейшая сфера деятельности ребенка. В игре малыш познает окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если превратить занятие в занимательную игру.

  В работе с детьми, имеющими отставание в развитии, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности развивающим и коррекционным средством является сказка.

  Сказка – это тоже игра, но более увлекательная, поскольку она погружает детей в удивительный мир волшебных превращений и приключений. Сказка активизирует творческое воображение, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения. Простота, бесхитростность и незатейливость сказочного сюжета привлекает детей. Им нравятся повторы сюжетных ходов, возможность предугадать действия героев, ритмичность языка, наличие речевых повторов и устойчивых оборотов (например, «тянут-потянут, вытянуть не могут», «терем-теремок, кто в тереме живет?»). Все это облегчает понимание сказки, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений. 

  Яркие, красочные иллюстрации народных сказок и игровые задания помогут ребёнку развить восприятие, мышление, отличать предметы по размеру, цвету, форме, научиться думать и рассуждать.

  Основные возможности сказки заключаются в доступном обучении, коррекции в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в развитии нравственных качеств, творческих способностей, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром.

                                                           3

1.2 Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта 

Цель проекта: формирование познавательной и речевой активности детей посредством русских народных сказок

Основные задачи:

  • Формировать умение узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев)
  • Развивать у детей мышление, внимание, память, зрительное, слуховое и сенсорное восприятие
  • Стимулировать речевую деятельность детей, расширять активный и пассивный словарь
  • Расширять представления об окружающем мире
  • Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности

Участники проекта: воспитанники ОРНОУФВ 3 группы (3-5 лет)

Время реализации проекта: 12 месяцев

II. Содержательный раздел

2.1.  Коррекционно-развивающая работа

Для достижения оптимальных результатов занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

 1. Организационный момент

 2. Знакомство со сказкой (чтение или рассказывание русской народной сказки/просмотр мультфильма по произведению)

3. Беседа по сказке с опорой на иллюстрации

                                                  4

 4. Коррекционно-развивающие задания и упражнения на основе сказочного произведения 

 5. Динамическая пауза

 6. Повторение пройденного материала в процессе проведения дидактических игр, продуктивной деятельности

 7. Подведение итогов

                       Календарно-тематическое планирование

   №

Лексическая тема

 Русская народная сказка

1

«Домашние животные»

«Волк и козлята»

2

«Дикие животные»

«Колобок»

3

«Домашние птицы»

«Курочка Ряба»

4

«Лето»

«У солнышка»

5

«Лес»

«Маша и медведь»

6

«Овощи. Фрукты»

«Репка»

7

«Моя семья»

«Три медведя»

8

«Мой дом»

«Теремок»

9

«Зима»

«Заюшкина избушка»

Мониторинг

Проведение начальной и заключительной диагностики проводится по параметрам, указанным в карте дефектологического обследования несовершеннолетнего.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

     -  занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю;

- продолжительность занятия составляет 30 минут;

- на каждую сказку отводится 2-3 занятия в зависимости от индивидуальных способностей и развития ребёнка.

                                         5

III. Организационный раздел

3.1.  Планируемые результаты освоения Проекта

Ожидаемые результаты:

  •  Развитие умения знавать героя и название сказки по иллюстрации (картинке), по отрывку к произведению
  • Развитие наглядно-действенного мышления
  • Развитие устойчивости и концентрации зрительного и слухового внимания
  • Овладение эталонами цвета, формы и величины предметов
  • Активизация речевой деятельности, расширение активного и пассивного словарь
  • Расширение представлений о себе и окружающем мире
  • Развитие мелкой моторики приближено к возрастной норме

3.2.  Методическое обеспечение проекта

-методическое:

 Учебно-наглядные пособия: иллюстрации, картинки по сказкам, видеоматериалы, печатные раздаточные листы

 Пособия – персонажи-игрушки, магнитные игровые наборы по русским народным сказкам, матрёшки по мотивам русских народных сказок

Материально-техническое:

 Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;

 Компьютер

                                                   6

3.3   Список используемой литературы

  1. Жукова О. «Игры со сказками 1-3 года» С.-Петербург «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
  2. Жукова О., Лазарева Е. «Упражнения и игры со сказками для развития речи и мышления»

     3 Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.   

     4     Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.

     5    Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.

      

 



Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Московской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»

Рассмотрено на заседании

Методического совета

«_____»____________2021г.

Утверждаю

Директор ГКУ СО МО
«Каширский ССРЦН «Семья»

_________________О.Е. Вишнякова

«______»_____________2021 г.

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

«Сказочная академия»

https://tolstayavorona.ru/wp-content/uploads/2020/06/repka.jpg

Составитель:

учитель-дефектолог

Мусихина Татьяна Валерьевна

Кашира, 2021 год

Содержание

I. Целевой раздел

1.1   Введение

1.2.  Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта

II. Содержательный раздел

2.1.  Коррекционно-развивающая работа.

2.2.  Календарно-тематическое планирование развивающих занятий.

III. Организационный раздел

3.1.  Планируемые результаты освоения Проекта

3.2.  Методическое обеспечение проекта

3.3.  Список литературы

2

I. Целевой раздел

1.2.  Актуальность проекта

 Известно, что игра – это важнейшая сфера деятельности ребенка. В игре малыш познает окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если превратить занятие в занимательную игру.

  В работе с детьми, имеющими отставание в развитии, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности развивающим и коррекционным средством является сказка.

  Сказка – это тоже игра, но более увлекательная, поскольку она погружает детей в удивительный мир волшебных превращений и приключений. Сказка активизирует творческое воображение, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения. Простота, бесхитростность и незатейливость сказочного сюжета привлекает детей. Им нравятся повторы сюжетных ходов, возможность предугадать действия героев, ритмичность языка, наличие речевых повторов и устойчивых оборотов (например, «тянут-потянут, вытянуть не могут», «терем-теремок, кто в тереме живет?»). Все это облегчает понимание сказки, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений. 

  Яркие, красочные иллюстрации народных сказок и игровые задания помогут ребёнку развить восприятие, мышление, отличать предметы по размеру, цвету, форме, научиться думать и рассуждать.

  Основные возможности сказки заключаются в доступном обучении, коррекции в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в развитии нравственных качеств, творческих способностей, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром.

                                                           3

1.2 Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта 

Цель проекта: формирование познавательной и речевой активности детей посредством русских народных сказок

Основные задачи:

  • Формировать умение узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев)
  • Развивать у детей мышление, внимание, память, зрительное, слуховое и сенсорное восприятие
  • Стимулировать речевую деятельность детей, расширять активный и пассивный словарь
  • Расширять представления об окружающем мире
  • Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности

Участники проекта: воспитанники ОРНОУФВ 3 группы (3-5 лет)

Время реализации проекта: 12 месяцев

II. Содержательный раздел

2.1.  Коррекционно-развивающая работа

Для достижения оптимальных результатов занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

 1. Организационный момент

 2. Знакомство со сказкой (чтение или рассказывание русской народной сказки/просмотр мультфильма по произведению)

3. Беседа по сказке с опорой на иллюстрации

                                                  4

 4. Коррекционно-развивающие задания и упражнения на основе сказочного произведения 

 5. Динамическая пауза

 6. Повторение пройденного материала в процессе проведения дидактических игр, продуктивной деятельности

 7. Подведение итогов

                       Календарно-тематическое планирование

   №

Лексическая тема

 Русская народная сказка

1

«Домашние животные»

«Волк и козлята»

2

«Дикие животные»

«Колобок»

3

«Домашние птицы»

«Курочка Ряба»

4

«Лето»

«У солнышка»

5

«Лес»

«Маша и медведь»

6

«Овощи. Фрукты»

«Репка»

7

«Моя семья»

«Три медведя»

8

«Мой дом»

«Теремок»

9

«Зима»

«Заюшкина избушка»

Мониторинг

Проведение начальной и заключительной диагностики проводится по параметрам, указанным в карте дефектологического обследования несовершеннолетнего.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

     -  занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю;

- продолжительность занятия составляет 30 минут;

- на каждую сказку отводится 2-3 занятия в зависимости от индивидуальных способностей и развития ребёнка.

                                         5

III. Организационный раздел

3.1.  Планируемые результаты освоения Проекта

Ожидаемые результаты:

  •  Развитие умения знавать героя и название сказки по иллюстрации (картинке), по отрывку к произведению
  • Развитие наглядно-действенного мышления
  • Развитие устойчивости и концентрации зрительного и слухового внимания
  • Овладение эталонами цвета, формы и величины предметов
  • Активизация речевой деятельности, расширение активного и пассивного словарь
  • Расширение представлений о себе и окружающем мире
  • Развитие мелкой моторики приближено к возрастной норме

3.2.  Методическое обеспечение проекта

-методическое:

 Учебно-наглядные пособия: иллюстрации, картинки по сказкам, видеоматериалы, печатные раздаточные листы

 Пособия – персонажи-игрушки, магнитные игровые наборы по русским народным сказкам, матрёшки по мотивам русских народных сказок

Материально-техническое:

 Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;

 Компьютер

                                                   6

3.3   Список используемой литературы

  1. Жукова О. «Игры со сказками 1-3 года» С.-Петербург «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
  2. Жукова О., Лазарева Е. «Упражнения и игры со сказками для развития речи и мышления»

     3 Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.   

     4     Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.

     5    Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.

      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

!Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, ...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

"Игры для развития речи и мышления дошкольников"

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям           Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...

Презентация "Развитие речи дошкольника на примере русских народных сказок".

Презентация Развитие речи дошкольника на примере русских народных сказок"....

«Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Р...