Самообразование как самостоятельное формирование профессиональных компетенций педагога
статья

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагога стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа» Егорлыкского района

ДОКЛАД

«Самообразование как самостоятельное формирование профессиональных компетенций педагога».

        подготовила

тренер-преподаватель, инструктор-методист

МБОУДО «ДЮСШ» ЕР

Назаренко Ирина Сергеевна

ст. Егорлыкская

2022 г.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагога стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Если процесс образования:

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Самообразование - это одна из добровольных форм повышения компетентности педагога. Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс.

Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста педагога. В одной из таких классификаций выделяется три стадии:

стадия «выживания» - на первом году работы в учреждении;

стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;

стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присущи специфические интересы педагога. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием педагога к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.

Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность педагога.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, мероприятию, выставке, конкурсу и и др. у педагога  возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же учебному графику, выполнять в одной и той же технике одну и ту же поделку, писать одну и ту же картину. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ педагога,  как «несовременного человека».

Формы и источники самообразования:

специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности) - высшее учебное заведение;

повышение квалификации:

  • в рамках курсовой подготовки - учреждения дополнительного профессионального образования;
  • с использованием дистанционных технологий - интернет.

групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение независимых мониторингов, проведение открытых занятий, мастер-классов, выступление на МО, посещение и анализ занятий коллег, городских методических объединений с последующим самоанализом)

индивидуальная самообразовательная работа (чтение методической литературы, посещение семинаров и конференций, просмотр вебинаров, участие в разнообразных конкурсах, выставках, разработка и размещение технологических карт, занятий, общеобразовательных программ  в печатных изданиях и в сети Интернет  и т.д.)

Каждый педагог сам выбирает, какие из источников для него приоритетные, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (педагога) возможности, какие мотивы и цели.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога:

  • повышение качества работы;
  • разработанные и/или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала;
  • разработка и проведение открытых мероприятий, занятий и видео занятий  по собственным технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Для одних педагогов, самообразование – процесс самопроизвольный, неуправляемый, возникающий силой внутренних причин, без внешнего воздействия, поэтому абсолютно естественный и не планируемый. Для других педагогов, самообразование является самопроектируемым процессом. Эти педагоги не любят спонтанность, им импонирует четкость, проективность работы над собой, письменная фиксация ДЛЯ СЕБЯ своих намерений.

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У творчески работающего педагога возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Завершить свое выступление хотелось бы высказыванием В.Г. Белинского:

"Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование".

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/12/23/samoobrazovanie-kak-neobhodimoe-uslovie-povysheniya#:~:text=Самообразование%20–%20одна%20из%20форм,учителя%20–%20новатора%2C%20учителя-мастера%2C%20учителя-наставника 
  2. https://infourok.ru/vystuplenie-na-temu-samoobrazovanie-kak-samostoyatelnoe-formirovanie-professionalnyh-kompetencij-pedagoga-5724000.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях Энгельсского политехникума

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Лат.: prpfessio - официально указанное занятие, профессия; competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педа...

Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования.

выступление на педагогическом совете по теме "Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования"...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...