Удовлетворение потребности ребенка в развитии через научение общению.
материал

Граб Анна Александровна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Удовлетворение потребности ребенка в развитии через научение общению.

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях: как спорить, не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться по телефону, знакомиться и т.д.

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами как приветливость, добросердечие, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения у подростков, проживающих в условиях детского дома, это поможет их быстрейшей социальной адаптации. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им положительный личный пример. Подражая взрослым, ребенок освоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы ребенка, формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с ребенком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь, так или иначе, на его обращение к ним? Какие чувства появляются у него, когда он видит их дела и поступки? Все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности: явлений природы, социальных событий, групп людей и т.д. Привыкнет ли он быть собранным, настойчивым, целеустремленным, решительным, смелым, или у него будут преобладать противоположные качества. Все это в большей мере определяется тем, на - сколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.

Коммуникативность - способность к общению, к установке связей, контактов, это талант искренности общения. У воспитанников детских домов, как правило, по этому вопросу, масса проблем.

Отсутствие навыков общения – одна из тех особенностей воспитанников детского дома, которые мешают им стать полноценными членами общества и с которыми ребятам крайне сложно справиться самостоятельно.

Именно поэтому воспитатель стремится:

  • создать условия для сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности.
  • совершенствовать умения понимать людей и общаться с ними.
  • развивать коммуникативные навыки в процессе жизнедеятельности.

Отношения с другими людьми зарождаются в детстве и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Зачастую дети к нам поступают из семей, где используется ненормативная лексика, наблюдается асоциальное поведение, неуважительное отношение людей друг к другу и детям. Словарный запас детей очень беден, коммуникативные способности детей вызывают серьезную тревогу.

В детстве общение является, как известно, ведущей потребностью. Эту потребность ребенок может реализовать в игре. К сожалению, чаще для современного ребёнка лучшим другом является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультиков или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь каждого человека, раскрашивает яркими красками сферу его ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю. Порой это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшим воспитанникам трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой воспитанник.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлен от других. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

У воспитанников детского дома отмечается своеобразие в развитии общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Частая сменяемость взрослых, несовпадение их программ поведения, снижение интенсивности и доверительных связей взрослого с ребенком, уплощенный эмоциональный фон общения, преобладание групповой отнесенности, направленность общения с ребенком, в основном в сторону регламентации поведения, - все это ведет к нарушению межличностного общения.

Психологически подготовленный к общению человек - это тот, кто хорошо усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние. Что касается средств общения у воспитанников детского дома, то они не соответствуют мотивам и потребностям. Экспрессивно-мимические средства общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство - речь. Однако речь их отличается весьма бедным содержанием и лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме выражены слабее, чем в семье.

Одно из направлений нашей работы сфокусировано на расширении словарного запаса, кругозора, формировании коммуникативных навыков. С этой целью проводятся экскурсии в библиотеки. Где дети узнают много нового о биографии различных писателей, вспоминают давно знакомых им героев сказок, а некоторые только знакомятся с ними, учавствуют в веселых конкурсах, весело и с пользой проводят время. Некоторые из детей стали постоянными читателями библиотеки.

Мы считаем, что посещение учреждений различных сфер деятельности (социально-культурной, производственной и др.) эффективно влияет на процесс социализации воспитанников. Дети всесторонне развиваются как личности, приобретают навыки общения с людьми, не работающими в детском доме, что способствует социальной адаптации детей к окружающей среде. Это также расширяет круг общения воспитанников, обогащает их эмоционально, позволяет раскрыться в различных ситуациях, примерить на себя разные роли. Чем больше групп, с которыми ребенок контактирует, тем лучше формируются коммуникативные навыки.

Исходя из этого, мы организуем взаимодействие с различными учреждениями нашего города:

  • Спортивный зал «Орлан»;
  • Дом ветеранов;
  • Секции, располагающиеся на базе учебных заведений: футбол, баскетбол, теннис;
  • Кванториум;
  • Бассейн, музей, библиотека;
  • Батутный центр «Джампинг»;
  • Экскурсии: памятники культуры, магазины, почта, поликлиника, военная часть, полиция, пожарная часть, теплоэлектростанция, различные выставки;
  • ПАО «ДОСААФ».

Посещение дом ветеранов, поздравление участника ВОВ с днем победы, живое общение с ветеранами помогает детям осознать, что человек достоин уважения за хорошие поступки, героизм и мужество.

Очень радует сотрудничество с автошколой ДОСААФ, на базе которой располагаются различные клубы: стрелковый клуб, клуб служебного собаководства, клуб древних единоборств, спортивные автогонки. Т.к. коллектив детского дома, школ, которые посещают дети, состоит в основном из женщин, у детей практически нет общения со взрослыми мужчинами, нет примера достойного мужского поведения, который особенно необходим мальчишкам. Посещая эти клубы, воспитанники имеют возможность пообщаться с достойными мужчинами, которые там работают, поучаствовать в совместных с ними делах.

В ходе взаимодействия с комсомольской ТЭЦ 3 у ребят появилась возможность побывать в автопарке, более детально познакомиться с такими профессиями как: крановщик, бульдозерист, машинист тепловоза, автомеханик; пообщаться с представителями этих профессий; задать интересующие ребят вопросы. Данное взаимодействие также положительно влияет на социализацию воспитанников.

  • Так же мы сотрудничаем с компанией МТС, сотрудники которой приглашают детей для участия в познавательных мероприятиях. Одно из них. "Дорога жизни". Дети узнали, что такое резюме, дрескод, познакомились с правилами его составления, вспомнили правила этикета, правила соблюдения личной гигиены подростков. Мероприятие оказалось очень интересным и полезным с точки зрения коммуникативного общения, социализации и профориентации.

Помимо мероприятий, проводимых на базе различных организаций, мы проводим свои мероприятия, в ходе которых дети учатся общаться как между собой, так и со взрослыми.

  • День именинника (Учим поздравлять)
  • Совестное приготовление пищи
  • Отдых на природе
  • Развлечения
  • Походы (поход по реке Амур на остров «Серой цапли».)
  • Тренинги: На занятии № 1 «Мир добрых слов», воспитанники учились доброжелательно общаться друг с другом в различных жизненных ситуациях, используя вербальные и невербальные способы коммуникации.

На занятии № 2 «Ежели вы вежливы» они поупражнялись в аналитическом разборе поведения литературных героев и в употреблении вежливых слов. Рома Карпов познакомил детей с происхождением слов «Здравствуйте», «Спасибо» и «Пожалуйста».

Занятие № 3 «Копилка волшебных слов» продолжало учить младших воспитанников расширять диапазон вербальных и невербальных средств общения, обращать внимание на индивидуальные особенности товарища, с которым выполняешь задания в паре.

  • Экологические мероприятия «Всемирный день посадки леса». Совместный труд ребят и взрослых не в первый раз проходит в нашем учреждении, оказывая незаметное воспитательное воздействие на детей.
  • Участие в творческих мероприятиях

Использование представленных методов повышения уровня социальной адаптации способствует развитию коммуникабельности детей, их личностному росту, помогает реализовывать собственные способности каждого ребенка, формирует дополнительные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при нарушении удовлетворении потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены".

Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение. Методическая разработка практического занятия по предмету "Основы сестринского дела" предназначена для помощи препод...

Значение стиля общения с ребенком для развития его личности

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали...

Консультация для родителей «Удовлетворение потребностей ребенка — важное условие его развития»

Особую роль в формировании личности ребенка играет то, насколько удовлетворены его основные потребности — физиологические, потребности любви, безопасности и признания. Если эти потребности удовл...

Презентация на тему: "Кредит - жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей

Презентация знакомит с сущностью кредита. Помогает разобрать виды потребительских кредитов; выяснить, порядок их получения...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...