Выступление «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»
материал

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.semeynye_tsennosti.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление социального педагога МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Арсениной М.Н. «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы».

Школа – один из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, она способна внести свою лепту в формирование семейных ценностей.

Семья – колыбель духовного рождения человека.

Для школы чрезвычайно важным является укрепление института семьи, т.к семья играет приоритетную роль в развитии и воспитании детей.

Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве так как - это важный и сложноорганизованный процесс, целью которого является воспитание у ребенка позитивных установок на семью.

Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется в рамках программы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия «Всему начало – отчий дом», направленной на гуманизацию семейных отношений, укрепление психологического здоровья семьи.

Программа ориентирована на всех учащихся с 1-го по11-й  класс и их родителей.

Она составлена с опорой на традиции, присущие нашей школе, на сотрудничество с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия и пропаганду положительного опыта семейного воспитания.

 

Цель программы: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу в школе, обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Задачи:

  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, традиций;
  • создать условия для формирования у обучающихся понятия ценности семьи, толерантного отношения и уважения к семьям одноклассников, воспитания чувства любви и гордости за свою семью;
  • сплотить учащихся и родителей, через привлечение к участию в детско-родительских мероприятиях;
  • помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей;
  • знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, находить пути преодоления трудностей;
  • формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей;
  • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.

Для реализации поставленных задач одним из важнейших моментов работы является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей.

Это решается средствами учебных предметов, среди которых в начальной школе, например, особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, и решает задачи формирования нравственных ценностей. (Т.е.идет формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.)

На уроках обществознания, ОБЖ, биологии обучающиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи.

На уроках технологии дети учатся ведению домашнего хозяйства.

Духовное просвещение помогает осуществлять один из родителей нашей школы – отец Алексий.

Он частый гость на уроках православной культуры, классных часах, родительских собраниях, школьных праздниках. Отец Алексий оказывает помощь учителям, родителям, консультируя их по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

        Большую роль в формировании у обучающихся семейных ценностей играют, классные часы, в ходе которых дети знакомятся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, у них формируются представления о семейных ценностях, семейных ролях, уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.

Реализация программы предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов в учебно-воспитательном процессе.

Родители обучающихся принимают самое активное участие в жизни школы

        За последние годы такое сотрудничество между школой и семьей осуществляется через ряд внеклассных мероприятий: познавательных, творческих, трудовых, спортивных

Это концерты для родителей, совместные чаепития, участие родителей в социальных проектах. Подготовка, организация - всё это требует сотрудничества, более тесного общения, также сближает учителя, детей и родителей.

Традиционными для школы являются спортивные мероприятия  «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – дружная семья», «Спортивные забавы », совместные походы в лес на День здоровья.

В спортивных мероприятиях: соревнованиях, семейных праздниках активное участие принимают как дети, так и родители и учатся вместе преодолевать все трудности и испытания.

Заинтересованность родителей  в совместной деятельности показало проведение общешкольных родительских собраний, пропагандирующих положительный опыт семейного воспитания.  Это собрание - концерт «От всей души» 2007-08, «Родительская гостиная», «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя …мать», «Школа и семья – созвездие талантов», «Традиции храня и умножая», «Счастливая семья – реальность, а не сон».

И я хотела бы несколько слов сказать о нетрадиционном собрании – конкурсе «Семья. Семейные ценности», посвященном Дню матери, в ходе которого на суд зрителей и жюри были представлены 4 семьи. Им предстояло пройти через несколько конкурсов. Дать интервью, ответить на вопросы в конкурсе «Знатоки сказок», поучаствовать в спортивном конкурсе.

Самые яркие впечатления оставили конкурсы:

 «Визитная карточка семьи», где каждая семья должна была связать себя с любимой детской сказкой. Наши семьи ассоциировали себя со следующими сказками:

Есть знаменитая сказка Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница». Мечта героини этой сказки было – путешествие. Мечта нашей семьи покорить весь мир. Поэтому в отпуске мы  не сидим на месте, а едем в неизвестные нам места. (презентация)

«Лягушка – путешественница» в отпуске мы  не сидим на месте, а едем в неизвестные нам места. (презентация).

Каждая семья- это сплоченный , дружный коллектив. Как говорится «Один за всех и все за одного…». Вот нашу семью можно сравнить с  любимой народной сказкой

«Репка». У нас все хорошо получается только тогда, когда за дело берется вся семья!

Золушка. Мы никогда не сидим без дела и всегда находим себе занятие по душе.

Радуга. Как у радуги цвета, мы не разлучны никогда!

«Хорошо ли вы знаете друг друга». В этом конкурсе была поставлена задача – узнать насколько хорошо мамы знают своих детей, а дети мам.

Мамам были заданы вопросы:

  1. Любимое блюдо вашего ребенка?
  2. В каком классе учится ваш ребенок?
  3. Назовите любимую сказку вашего ребенка?
  4. Назовите любимое занятие вашего ребенка?

Вопросы для детей:

  1. Любимое занятие мамы?
  2. Когда родилась ваша мама?
  3. Профессия вашей мамы?
  4. Сколько детей в вашей семье?

Дети справились с заданиями намного лучше, чем мамы.

Благодаря этому конкурсу некоторые мамы узнали любимые блюда своих детей.

 «Звездный час». Это домашнее задание, где, дети и мамы показывали свои увлечения: кулинария (испекли пирог), творчество (нарисовали картину), театрализованная постановка (сценка из жизни матери и дочки), рукоделие (забавные поделки своими руками).

 Ни одно общешкольное родительское собрание не обходится без музыкальных подарков от детей и теплых пожеланий в адрес родителей.

Каждое родительское собрание неповторимо и незабываемо. Такое общение позволяет ближе познакомиться с семьями обучающихся, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству).

Созданную и реализуемую систему работы по формированию семейных ценностей  можно считать эффективной, т. к. довольно успешно проходит  взаимодействие  семьи и школы в воспитании и развитии ребенка как личности.

И закончить свое выступление я хочу словами Макаренко «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы, любите и цените свою семью!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника

Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....

Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...