Методическое пособие по использованию дидактических игр в процессе изучения общественных дисциплин (или игра как фактор познавательной активности на уроках истории и обществознания)
методическая разработка

Федоренкова Анна Юрьевна

 

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_ispolzovaniyu.docx62.04 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 имени Н. Зайцевой»

Методическое пособие по использованию

дидактических игр в процессе изучения

общественных дисциплин

(или игра как фактор познавательной активности на уроках истории и обществознания)

Подготовила :

учитель истории и обществознания

Шикина Анна Юрьевна

Содержание

  1. Введение.

  2. Социально-психологические основы технологии игровых форм обучения.
  1. Философия игры.
  2. Классификация игр.
  3. Концептуальные положения игры и задачи игровых приемов в процессе обучения.
  4. Особенности отбора содержания учебного материала и средства обучения.
  5. Способы мотивации.
  6. Способы организации и управления учебно-познавательной деятельностью в процессе игры.
  7. Организационные формы проведения игр.
  1. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
  2. Заключение.
  3. Литература.

Введение

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что нам необходимо образование, которое готовит молодое поколение не только гибко приспосабливаться к стремительным изменениям в мире, но и активно влиять на происходящие социальные перемены. И столь же очевидно, что это по силам лишь людям активным, критически мыслящим и творческим, самостоятельным и ответственным, а также способным к пониманию других людей и сотрудничеству.

Поэтому в последние годы столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными. Главной отличительной чертой таких методов является инициативность самих учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. В этом смысле такие методы - это  интерактивные методы обучения. Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование интерактивных методов позволяет развивать у учащихся способность самостоятельного  решения проблем, что означает:

• способность к анализу информации,

• умение находить возможности для решения проблемы,

• умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,

• способность к дискуссии и переговорам

           Условием, а также и результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.

    Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В системе образования особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую,  к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра.

II. Социально-психологические основы технологии игровых форм обучения.

  1. Философия игры.

          Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин называет игру «арифметикой социальных отношений», считая игру одной из ведущих форм развития  психических функций и способов познания мира. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации». Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. Каково значение игры в жизни человека?

-  Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
-  Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
-  Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
-  Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
-  Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

-  Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
-  Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
-  Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
-  Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
-  Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.

-   Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива,
поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

-  Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
-  Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании  необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
-  Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
-  Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
-  Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
-  Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций.

-  Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
-  Игра дает радость общения с единомышленниками.
-  Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку, в своем вымышленном мире.

- Игра дает психологическую устойчивость понижает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и ценность в выполнении поставленной цели.

Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  2. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  3. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  4. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  5. Игра – главная сфера общения; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

2. Классификация игр.

     Термин «дидактическая  игра» правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

    Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?» и т.д.– могут быть  важной составной частью  внеучебной  работы познавательного характера.

 Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Например, игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются учащимися в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.

Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.

Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности. Это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Все группы  игр способствуют развитию познавательной активности, а значит, могут быть обобщены в общую группу дидактических игр. Дидактическая игра - одна из самых эффективных форм работы, способствующих активизации и мотивации обучения. Особое значение она приобретает в процессе изучения дисциплин, нацеленных на социально-психологическое развитие личности, то есть -  курсах обществознания, истории и философии.

     Например, в педагогической практике преподавания общественных дисциплин, таких как история и обществознание могут использоваться следующие виды дидактических игр:

1. Имитационные и ролевые игры.

Например, «Путешествие в историю», «Съезд русских князей: быть ли Руси единой?», «Конгресс инопланетян: особенности цивилизации землян», «Суд над эпохой Екатерины II», «Заседание Госдумы: российская многопартийность в начале ХХ века», «Создание программы партии» и другие. Эти игры, как правило, проводятся на обобщающих и зачетных уроках и требуют предварительной самостоятельной подготовки учащихся.

2. Игры-прогнозы.

Например, «Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?», «Если бы в Учредительном собрании победили эсеры…», «Если бы Владимир принял ислам?..» и т.п. Это игры-исследования, когда особенно развивается воображение. Они основаны на допущениях, исторических параллелях, поэтому, как правило, применяются во время лекции или дискуссии.

3. Игры интенсивной работы с текстом.

Предполагают групповую работу по методике «мозгового штурма». Например, при изучении темы: «Выбор религии: цивилизационная альтернатива», где объем материала учебника достаточно большой (30 страниц), учащиеся получают задание по подгруппам выбрать из текста главные характеристики ислама, иудаизма и христианства, затем делают сообщения и задают друг другу вопросы. Этот способ работы позволяет всего за одно занятие овладеть большим объемом информации, дает навыки выделения из текста главных мыслей,   способствует систематизации и запоминанию. Этому способствует соревновательные правила игры. Применяются на уроках получения новых знаний.

 4. Игры по усвоению и оперированию терминами и понятиями.

Например, «Переводчик» (предположительное значение понятия), «Составь словарь» и т.д. Применение этих игр целесообразно как промежуточный контроль знаний и при подготовке к зачетам и экзаменам.

5. Игры-практикумы.

Например, экономический тренинг «Расчет прожиточного минимума», социальные тренинги: «Установи контакт», «Человек в конфликте», «Мои социальные роли» и т.д. Специфика тренинговых игр в том, что принимать в них участие ученики могут не только во время урока. Допустим, дается задание: «в течение перемены познакомиться с наибольшим количеством людей». Затем ребята делятся полученным социальным опытом. Таким образом, в этих играх моделируется реальность, что имеет особенно важное значение для подготовки к будущей взрослой жизни. (См. приложения)

     Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]

  1. Концептуальные положения игры и задачи  игровых приемов в процессе обучения.

     Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно сложная задача: он должен не только вооружить своих учеников знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали мыслить, рассуждать. Ведь в современной реальности играет роль не столько количество накопленных знаний, сколько навыки и умения применять их на практике. Большое значение для решения этой задачи имеет применение таких интерактивных методов работы на уроке как игра.

                В  соответствии  с  требованиями  современной гуманистической и личностно-ориентированной концепции образования,  воспитательный и образовательный процесс направлен:

                           -  на создание условий успешной  социализации личности в российском обществе;

                          -  на адаптацию учащихся в будущей взрослой жизни  на производстве и в семье;

-  на формирование  мировоззрения, соответствующего гуманистическим ценностям;

-  на освоение основ нравственной, социальной, экономической и политической культуры;

-  на воспитание гражданской позиции, патриотизма, приверженности  к общечеловеческим демократическим ценностям;

-  на формирование адекватной  Я-концепции.

      Знания об обществе и человеке, полученные на уроках обществознания, истории и философии играют важную роль в подготовке специалистов. Применение игровых технологий  нацелено на формирование знаний и интеллектуальных умений, необходимых для осознания личных возможностей и их реализации в социуме, что позволит учащимся  занять достойное место  в структуре  российского общества. Расширение кругозора, систематизация ранее полученных знаний, умение ориентироваться в информационном   пространстве, знание  социальных норм  поведения в типичных жизненных ситуациях, развитие  навыков культуры речевой  деятельности, навыки самопознания  позволят учащимся успешно осуществлять в будущем профессиональную деятельность.  

  В процессе организации игровой деятельности должна быть разработана система. В организационном плане эта система предполагает следующее:

- включение каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и уровня подготовленности;

-  переход от простых знаний, умений и навыков к более сложным;

- создание такого  микроклимата на уроке, чтобы учащиеся могли в процессе игры овладеть умениями активного применения знаний.             

Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

   Можно выделить концептуальные положения игры: [2]

  1. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

  2. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

  3. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

  1. Образовательные:

  1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

  2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

  1. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся творческое мышление.

  2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

  1. Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

  2. Вырабатывать историческое и общественное самосознание – осознанную сопричастность к прошлым и настоящим событиям.

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.[3]

4.Особенности отбора содержания учебного материала и средства обучения.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Например, известно, что образное знание истории является живым и полноценным. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, людей-участников и творцов, исторического процесса, то ими  усваиваются  лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений. В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

- Работа с учебником;

- Использование аппарата учебника;

- Иллюстрации учебного пособия;

- Исторические карты;

- Учебные исторические картины;

- Учебные фильмы, диапозитивы, художественные альбомы;

- Тексты художественных произведений;

- Творческие работы самих учащихся – рисунки, эссе, исторические миниатюры;

-  Эвристические беседы;

-  Тренинги, логические задачи;

-  Составление сравнительных таблиц и логических схем;.

-  Диспуты и дискуссии;

- Словари терминов и персоналий.

     Источниками знаний при организации игры являются исторические документы, статистические данные, справочная и  научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации. Потребность общества выработать у подрастающего поколения самостоятельность мышления, активную гражданскую позицию, приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям предполагает главным источником знаний на уроке использование объективной  информации. Это позволяет не только познакомиться с фактами, узнать точки зрения на них разных ученых, но и выработать свой взгляд на мир. Поэтому роль учебников, где предлагаются интерпретации событий и фактов, на мой взгляд, становится менее значительной. Вместе с тем возрастает роль личного влияния педагога.

5. Способы мотивации.

Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В.П.Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как потребность, побуждение, влечение… При этом отмечает, важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.

Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.[4]

Виды мотивации:

  1. Познавательные:

  1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).

  2.  Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

  1. Социальные:

  1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).

  2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

  3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения»,[5] где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Младший школьный возраст.

  1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

  2. Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.

  3. Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.

  4. Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.

  5. Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.

Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.

Средний возраст.

  1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

  2. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

  3. Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

  4. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

Старший школьный возраст.

  1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

  2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

  3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Перед учителем стоят задачи:

  1. Опираться на достижения предыдущего возраста.

  2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.

  3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

 Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

  1. Мотивы общения:

  1. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

  2. В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

  3. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

  1. Моральные мотивы:

  1. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

  1. Познавательные мотивы:

  1. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

  2. В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

  3. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

  4. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

  5. Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.

  6.  В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

  7. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

6.Способы организации и управления учебно-познавательной деятельностью в процессе игры.

 Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания учащихся. К педагогическим подходам организации игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ученик, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, конструкторы и др.);«продуктов» художественного творчества (афоризмов, стихов, эссе и т.д.); получении новых знаний и умений и др. В игре подмена мотивов естественна; учасники действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Предложение игры обучающимся. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир игры в квартире, во дворе, в учебном заведении требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в дидактических играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение ролей в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

  1. Назначение на роль непосредственно взрослым.

  2. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

  3. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

  4. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

  5. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

  2. Принципы развития игровой динамики.

  3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).

  4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность дидактических игр зависит от участия в них педагога и его  умения организовать и вовлечь в этот процесс учащихся.

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

  1. Использование игровых элементов на уроке.

  2. Урок – игра.

 При введении в урок игровых элементов ставится цель:   через разнообразие игровых ролей и игровых положений дать  возможность учащимся для  самоактуализации, проявления  самоконтроля, самоорганизации.

     При использовании игровых элементов ставятся задачи:

  1. Эмоциональный настрой на получение знаний.

  2. Умение строить диалог.

  3. Получение конкретных знаний через личное ощущение.

4. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.

5.Умение и навык работы с учебной литературой и первоисточниками.

  1. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

  2. Участвовать в дискуссии, вести диалог.

  3. Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

  4. Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

  1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

  2. Обязательные атрибуты игры (оформление, соответствующая перестановка мебели, костюмы, видеосюжеты и т.д.) Это создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

  3. Обязательна констатация результата игры.

  4.  Компетентное жюри.

  5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

III.Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

  1. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся могут быть предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. При подобном анкетировании выяснилось, что игровые приемы и методы учащиеся  оценивают позитивно:

 Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении общественных дисциплин  дали 86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках и об интересе к этом предметам для большинства учащихся. Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.

Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке. Среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует игра – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет игре (96%). Показательно и то, что ребятам нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.

  1. Диагностика результатов обучения показывает, что в группах, где регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Результаты показали, что ребята  значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры. (Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже). При диагностике было выяснено, что учащиеся:

  • Пишут интересные сочинения и эссе, в которых используются приобретенные знания.

  • Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.

  • Овладевают культурой речевой деятельности и учатся  отстаивать свои взгляды, убеждения.

  • Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса, формируются мировоззренческие позиции.

  • Творчески подходят к решению той или иной проблемы.

  1. Диагностика результатов развития учащихся демонстрирует:

  1. В процессе  игровой деятельности учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.

  • Учащиеся стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.

  • Научились объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.

  • Умение вести диалог.

  • Умение слушать оппонента.

  • Давать рецензию на ответ.

  • Творческие работы учащихся.

  1. В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся:

  • Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.

  • Научаются подключать весь свой жизненный опыт.

  • Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

  • Научаются постигать особенности данного периода (отечественной) истории и осмысляют процессы, происходящие в современном обществе.

IV Заключение

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.   У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, и, основываясь на этом, можно разработать большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Игровые технологии универсальны. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Своя игра» может быть перенесена в учебный класс. Игровые методы проведения занятий - это форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

   Путь непрерывного  духовного и личностного  роста учителя – основа гуманизации и модернизации образования. Психолог Г.Лэнгрет  так сформулировал принципы гуманистических взаимоотношений с детьми:

«Я научился всему, что я знаю на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать свой опыт.

 Я  делаю ошибки, они свидетельствуют о том, каков я – человечный и склонный ошибаться, поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

 Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы, поэтому мне понадобиться много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.

 Я хочу больше принимать в себе ребенка, поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать свой мир».

Наша профессия  дарит  радость становления человека, а это главный стимул личностного  и профессионального роста.

Размышляя о значении великой профессии – учитель, вспоминается притча:

Странник увидел трех работников, которые толкали тачки, нагруженные камнями. Он спросил у них, что они делают.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй: «Зарабатываю на пропитание для своей семьи».

А третий гордо сказал: «Я строю прекрасный храм!»

     Наверное, одна из главных задач гуманистической педагогики – добиться того, чтобы  учитель и ученики  чувствовали себя «строящими прекрасный храм».   Учитель    -    это    не    только    высокая    требовательность,    принципиальность, совершенное  знание  и  любовь  к  своему предмету,  но,  прежде всего, личность,  которая  может быть лидером, повести  за собой,  увлечь,  убедить  в необходимости получения знаний и образования. Широкие перспективы для этого открывают интерактивные методы обучения, в частности, дидактические игры.

Литература.

  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

  2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.

  3. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.

  4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

  5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.

  6. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3

  7. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.

  8.  В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.

  9. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.

  10. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

  11. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.

  12. Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 1991-1992г.


[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117.

[2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.

[3] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-12.

[4] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9

[5] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная активность на уроках истории.

Данная тема опыта конечно не нова, но может быть кто-то возмёт что-нибудь на вооружение....

Использование межпредметных связей в процессе преподавания общественных дисциплин.

Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив; все изучаемые предметы, так или иначе направлены на его познание. Для формирования системных знаний необходимо установления межпредметных связей.В своем...

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...

Использование планшетных технологий в процессе изучения общеобразовательных дисциплин

Планшетные технологии – актуальное решение для организации учебного процесса в виде смешанного обучения  как аудиторно, так и дистанционно, а также для результативной самостоятельной внеауд...

Рецензии на методическую разработку "Применение активных методов познавательной деятельность на уроках истории и обществознания"

          ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ПРЕПОДАВАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ, ИМЕЮЩЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ АПРОБАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ...