Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"
статья

Кукла Светлана Александровна

Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема: «Формирование коммуникативной  и регулятивной составляющих профессиональной компетентности педагога»

Самым важным явлением в школе,

 самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А.Дистервег

Цель: создание условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, его коммуникативной и регулятивной составляющих через  освоение способов и приемов эффективного и бесконфликтного общения.

Повестка дня:

  1. Определение составляющих профессиональной компетентности педагогов и перечня основных его составляющих (Кукла С.А.)
  2. Коммуникативная компетентность педагога. Развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях. Эмоциональная компетентность, как фактор развития коммуникативной культуры педагога (работа в группах)
  3. Разное

Ход педсовета.

1.Организационная часть.

Все участники педсовета размещаются за столами по группам: 6 групп по 10-12 человек для выполнения последующих практических заданий.

2.Основная часть.

Новый профессиональный стандарт педагога гласит, что учитель - это: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а дотягиваем  ли мы до идеального образа?

Педагогу нужно стать современным и конкурентоспособным.

Почему? Как?  Насколько?  

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе на сегодняшнем  педсовете.  

Научить получать знания, то есть учить учиться;

научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда;

научить жить, это учение – для бытия;

научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни

 – вот основные приоритеты современного образования во всём мире. 

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности педагога.

Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат?

Для осуществления успешной деятельности, реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.


УПРАЖНЕНИЕ 1. На каждую букву слова КОМПЕТЕНТНОСТЬ написать качества, которыми должен обладать компетентный педагог (время 2 минуты).

Итог- перечень качеств группируем в 4 блока, делаем вывод о том, что

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

  1. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

  1. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

  1. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Таким образом, профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Первая сторона профессионализма педагога - компетентность в педагогической деятельности — включает в себя:

— знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.
— педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи; умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др.), состояние обученности и воспитанности учащихся, прогнозировать их зону ближайшего развития; умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий); умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и др.;

— профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор и др.

— профессионально важные качества личности:

— педагогическая эрудиция и осведомленность;

— педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся);
— педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа);
— педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения);

— педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);

— педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности);

— педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).


Вторая сторона профессионализма педагога — компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) содержит:

— знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике;
— педагогические умения: умения ставить широкий спектр общенческих задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.;

— профессиональные педагогические позиции: гуманист, "психотерапевт", актер, участник и субъект педагогического сотрудничества;

— профессионально важные качества личности:

— педагогическая эмпатия, сопереживание;

— педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения);

— педагогическая чувствительность;

— эмоциональная саморегуляция и др.


Третья сторона профессионализма педагога — личностно-индивидуальную компетентность образуют:

— знания о психологии личности;

— педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.

— профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность;
— профессионально важные качества:

— педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);
— педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание;

— педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).

УПРАЖНЕНИЕ 2.        Назвать от группы одну ассоциацию со словом «совершенство» (Участники называют: идеал, пример, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и т.д.).

Из словаря Ожегова, совершенство — это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть не совершенные, но ярко выраженные положительные качества. Пожалуйста, пусть каждый по очереди назовёт положительную черту своего характера, которая, по его мнению, помогает в работе.

УПРАЖНЕНИЕ 3. 1-3 группы. После группового обсуждения из представленного перечня выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время работы – 10  минут.

Профессиональные качества педагога

  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие,  честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога.

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

УПРАЖНЕНИЕ 3. 4-6  группы. «Личность педагога». Задание для группы: вам необходимо составить портрет идеального педагога – т.е. придумать и записать качества, которыми должен обладать педагог».

ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

Выделим умения, составляющие коммуникативную и регулятивную сторону компетентности.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища.

Автор «Маленького принца» Антуан де СентЭкзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.

Нам очень повезло, что мы умеем общаться, но от того как мы это делаем иногда может зависеть многое: и сейчас я предлагаю Вам прослушать историю:

Предание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решил проверить находчивость Эзопа и потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему!», воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

о чем эта мудрость – к какому выводу она нас наталкивает

Вывод: Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить.

УПРАЖНЕНИЕ 4.  «Эмоциональная подготовка класса».

Информация: для того, чтобы начать урок, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность».

А какие действия педагога целесообразны на этом этапе?

Что происходит с учащимися, когда они слышат следующее? (Эти высказывания можно обсудить с группой).

«Я сегодня волнуюсь, волнуетесь и вы…»

«Не бойтесь, эти люди здесь не для того, чтобы нас оценивать…»

«На уроке не будет ничего страшного…»

А как лучше сказать?

(Участники конструируют вводные фразы учителя на уроке.

Можно выделить уроки разного характера: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, нового материала и т.п.)

 «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали  сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Это значит, что прежде чем отреагировать или просто подумать над чем-то, вы должны осознавать, какая ваша часть в данный момент руководит вами или подсказывает вам ответную реакцию.  

Так как же правильно реагировать на неприятности? 

Мудрые люди знают, что к любым моментам в жизни надо относиться осознано, а не автоматически. Вот простая формула, как это работает:  

Событие - Реакция - Отклик - Действие = Результат

 Одни люди, прежде чем реагировать на событие  или “раздражитель”, подумают, а какой результат они хотят получить?

Другие, наоборот – сначала автоматически реагируют, нагнетают вторичную эмоциональную волну и, получив не тот результат, на который рассчитывали, постоянно жалуются и обвиняют кого-то.  

Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

УПРАЖНЕНИЕ 5.  Группы 1-2 Переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего).

Негатив

Позитив

Не наваливайтесь на стол

Не могу проводить открытые уроки

Не хочу участвовать в мероприятии

Не могу успеть выполнить все в срок

Не путайся под ногами, не мешай

Группы 3-4

Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в позитивные утверждения.

Негатив

Позитив

На работе меня никто не ценит

Многие из моих коллег меня раздражают

Я боюсь, что у меня не получится

Не могу смотреть на себя в зеркало

Я разочарован (а) в жизни

На работе меня любят

Меня окружают только позитивные и веселые люди

У меня всё получается просто великолепно

Мне нравится, как я выгляжу

Я люблю жизнь!

Группы 5-6

Отвечать на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

  • Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

  • Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

  • Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Итог, каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам.

Все, что вам необходимо контролировать – это свои реакции на события. 

В этом – суть эмоциональной компетентности.  

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

УПРАЖНЕНИЕ 6.  Группы 1-3

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

УПРАЖНЕНИЕ 6.  Группы 4-6

Пример
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят. Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. "СТОП" Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?"
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности. "ПОЧЕМУ?" Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. "ЧТО?" и "КАК?" "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использования

  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти "ДЕЙСТВУЮ" Успех практического действия учителя зависит от того, насколько смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем. "АНАЛИЗ" Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учет и, если это необходимо, ЧТО-ТО меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации

Рефлексия.

Инструкция: составить небольшую памятку коллегам, которые не присутствовали на педагогическом совете. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе, а также приобретенные знания, которые они посчитали наиболее полезными.

Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.

А закончить заседание педагогического совета хотелось бы словами В.А.Сухомлинского «Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок»

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».

В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Устный счет как способ формирования математической компетентности учащихся"

Математическая   компетентность  - это способность учащегося адекватно применять полученные знания по математике для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Овладев на высоком...

Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....

Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...