Методы, формы, средства организации деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках информатики и ИКТ.
учебно-методический материал

Сафронова Лариса Николаевна

Незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. При выборе методов, форм, средств учитываются характер и структура дефекта, возраст, в котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического развития, разнообразные осложняющие развитие ребенка нарушения функций. Коррекционная направленность методов обучения определяется набором специальных (коррекционных) приемов и сочетанием их с общедидактическими приемами обучения учащихся.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_forma_sredstvo_obucheniya.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках информатики и ИКТ.

Из опыта работы учителя Сафроновой Л.Н.

В нашей школе  обучаются  дети с нарушением зрения. К ним относятся слабовидящие, тотально слепые, незрячие со светоощущением, незрячие с остаточным зрением. Слепые и слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Так, учащийся со светоощущением имеет зрительные ощущения    с неправильной проекцией (не может правильно определять направление света), это не дает ему возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве. У незрячих учащихся снижены скорость и точность восприятия, недостаточно сформированы полнота и целостность образов, возникают трудности в формировании и оперировании понятиями, трудности в концентрации внимания. У данной подгруппы в качестве ведущей учебно-познавательной ориентировочной деятельности выступает осязательное и слуховое восприятие. Выбор  форм, методов и средств обучения слепых и слабовидящих детей напрямую зависят от глубины зрительного дефекта. Существуют разные определения метода обучения. По основному содержанию, метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования с учетом состояния здоровья.

В современной дидактике существуют различные точки зрения на классификацию методов обучения: 1) по источникам, из которых дети получают знания (словесные, наглядные, практические); 2) по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы приобретения новых знаний, закрепления знаний, формирования умений и навыков, проверки и оценки знаний); 3) по характеру преобладающей деятельности учителя и учащихся (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся) и др.

Методы обучения информатики детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Классификация по Ю.К.Бабанскому рассматривает в единстве методов обучения– это словесные, наглядные и практические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные, коррекционные и другие методы обучения, которые традиционно вошли в мою практику. Кратко охарактеризую методы обучения и специфику их применения.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, видеоуроки, «говорящие» книги», школьные лекции.

Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Слежу за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией, усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, с целью проверить усвоение учебного материала и поисковые. Например, метод беседы использую при изучении такого важного понятия, как информация.

Рассказ – это последовательное изложение учебного материала описательного характера. Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяю при изучении многих тем. Например,  история создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п. Такой метод предусматривает правильный подбор фактического материала, изложение, его в строгой логической последовательности с четким разделением на части. В рассказе приводятся строго достоверные факты, предусматривается идейная направленность, используются последние достижения науки, их связь с жизнью. Большое внимание уделяю работе с учебником, печатными текстами и иллюстрациями.

Наглядным методам обучения слепых и слабовидящих уделяю особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные.предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).

В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слепых и слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления.

Учащиеся вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слепых и слабовидящих широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения.

Объяснение – это изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяю при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, объясняю устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.

Объяснительноиллюстративные, или информационнорецептивные методы обучения, состоят в передаче учебной информации в готовом виде и восприятии ее учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует ее восприятие.
Репродуктивные методы отличаются от объяснительноиллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.
При 
эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод еще называют частичнопоисковым.
Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе ее решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской        деятельности. Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления слепых и слабовидящих детей. Проблема возникает лишь тогда, когда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему. Если противоречие не возникает, то тогда это не проблема, а просто задача. Если учитель на учебных занятиях будет показывать, создавать противоречия, то он будет применять метод проблемного обучения.
Дидактическая игра – это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Ее цель – стимулирование познавательного интереса и активности. Игра готовит ребенка к социализации в жизни. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Методы обучения органически связаны и взаимно обусловлены формами организации учебной деятельности учащихся на уроке или любой другой формой обучения.

Использую различные формы обучения, которые  включают обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют: на фронтальные, групповые и индивидуальные.

 При фронтальном обучении я, как учитель, управляю учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Однако фронтальная работа не всегда рассчитана на учёт зрительных и интеллектуальных различий детей.

 При используемых групповых формах обучения, управляю учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. К групповым относят также парную работу учащихся.

Индивидуальное обучение - это самостоятельное выполнение заданий на уровне и в темпе доступном для ребёнка, учитывающей его личностные особенности.  Индивидуальное обучение в нашей школе позволяет ученикам осваивать программный материал в комфортных для них условиях.

Средства обучения информатике классифицируются мною по следующим группам: технические средства обучения (ТСО), программное обеспечение, информационные средства (печатные и электронные), материальные средства. Компьютер следует рассматривать как компонент системы средств обучения курсу информатики, ориентированной на использование средств новых информационных технологий (СНИТ). Помимо средств обучения, ориентированных на использование СНИТ, в систему средств обучения курсу информатики и вычислительной техники следует включать так называемые традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку преподавания того или иного учебного предмета.  По И.В. Роберту состав системы средств обучения курсу информатики включает:

  • программно-методическое обеспечение процесса преподавания;
  •  объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;
  • учебное, демонстрационное оборудование;
  • учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;

К техническим средствам обучения относятся компьютер, как основное и универсальное техническое средство обучения информатике. К компьютеру могут быть подключены различные виды оборудования: телевизор, проекционное оборудование (интерактивная доска и др.), а также дополнительное оборудование (учебные роботы, электронные конструкторы, датчики и т.д.). В состав материальных средств обучения входят макеты, муляжи, модели, приборы и оборудование. Программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования кабинета информатики. В нашей школе  в настоящий момент программой невизуального доступа является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific, которую можно перевести как "доступ к рабочему столу без визуального контроля". Данные программы не «разговаривают», они лишь отыскивают на экране и передают текстовую информацию на синтезатор речи или брайлевский дисплей, являются основным инструментом для незрячих пользователей компьютерной техники. Использование программы невизуального доступа с брайлевским дисплеем позволяет получить тактильный доступ к текстовой информации, выводимой на экран компьютера. Информационные средства обучения информатике. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий совокупность информационных средств кабинета информатики представлена как в печатном, так и в электронном виде и включает разнообразные средства:

  •  учебные пособия;
  •  рабочие тетради;
  •   наглядные средства;
  •  задачники, практикумы и т.п.;
  •   дополнительная литература по предмету 

Электронный учебник – это учебник, существующий в форме электронного документа, то есть в виде документа, который хранится в памяти ЭВМ, может быть прочитан только на экране специального устройства отображения информации (монитора) и не может быть обработан иначе как с помощью ЭВМ.

Интернет для учителей:

  • система учительской подготовки и переподготовки;
  • совершенствование научной деятельности.

Интернет для учащихся:

  • использование учебных материалов по изучаемым предметам: учебников, педагогических программных средств;
  • знакомство с тематикой учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся других школ.

Известные тифлопедагоги В.З.Денискина, Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева отмечают, что правильная дифференцированная работа с использованием специальных методов, форм, и средств обучения, создаёт комфортные условия обучения, способствует формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся, помогает детям с нарушением зрения преодолеть все трудности и адаптироваться в обществе.

Список литературы:

  1. Соколов В.В. Программа для старшей школы по курсу «Информатика и информационные технологии» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III и IV видов // Дефектология. – 2011.
  2. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
  3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. А. Г. Литвака.—Л., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.

В данном разделе описаны методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках бурятского языка. которые использую в своей педагогической деятельности....

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.

Обмен опытом на ШМО учителей гуманитарного цикла об организации деятельности учащихся на уроках....

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

Математическое образование это  неотъемлемая часть гуманитарного образования в широком понимании этого слова, один из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования гово...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.

В современных условиях в образовательной деятельности важна  ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследова...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.

Методы, формы, средства организации деятельности учащихсяна уроках математикиМатематика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ...