Доклад «Нормативная, специальная и организационно-методическая документация учителя-дефектолога»
материал

Корнетова Татьяна Викторовна

В докладе представлен перечень необходимой документации учителя-дефектолога образовательной организации, подробно продемонстрированы образцы документов, формы, структура и содержание коррекционно-развивающих дефектологических программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Нормативная, специальная и организационно-методическая документация учителя-дефектолога»

Руководитель районного методического объединения

учителей-дефектологов Идринского района

Фоменко Татьяна Викторовна

Ведение документации учителя-дефектолога строится на основании положения  о ведении документации специалиста образовательной организации. Положение о ведении документации учителя-дефектолога должно быть разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Международные: 

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные: 

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты:

Локальные нормативные акты:

  • Устав МКОУ Центральной ООШ;
  • Положение о режиме занятий обучающихся МКОУ Центральной ООШ;
  • Положение о рабочей программе МКОУ Центральной ООШ;
  • Положение об индивидуальном обучении больных детей на дому МКОУ Центральной ООШ;
  • Положение об АОП в МКОУ Центральной ООШ;
  • Положение о ведении личных дел обучающихся с ОВЗ;
  • Положение о ППК МКОУ Центральной ООШ;
  • Должностная инструкция учителя-дефектолога.

  1. Организационно-методическая документация
  1. Годовой план работы, утвержденный директором образовательного учреждения.
  2. График работы.
  3. Циклограмма работы учителя-дефектолога, утверждённая директором.
  4. Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором.
  5. Журнал учета работы учителя-дефектолога.
  6. Коррекционно-развивающие программы индивидуальных  и групповых занятий, принимаемые на методическом совете и утверждаемые директором школы.
  7. Согласие родителей (законных представителей) на дефектологическое сопровождение обучающихся.
  8. Тетради коррекционных занятий с ребенком.
  9. Анализ работы учителя-дефектолога за учебный год.
  1. Специальная документация
  1. Карта динамического развития ребенка:
  • Протокол дефектологического обследования ребенка.
  • Дефектологическое представление на учащегося.
  • Лист наблюдений за учащимся.

Карты динамического развития детей являются закрытым видом документации, которая хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

  1. Формы документации

Организационно-методическая документация

  1. Годовой план работы

Основные направления

Содержание

Сроки

                                         Работа с обучающимися

I.Диагностическое направление

II.Коррекционно-развивающее направление

                                    Работа с педагогами

III.Консультативно-просветительское направление

                                    Работа с родителями

III.Консультативно- просветительское направление

IV. Методическое

  1. График работы

День недели

Время

  1. Циклограмма работы

День недели

Время

Содержание работы

  1. Расписание коррекционных занятий

День недели

Время занятий

Учащийся, класс

Форма занятия

  1. Журнал учета работы учителя-дефектолога

Список детей, охваченных индивидуальной работой

п/п

Фамилия, имя, отчество обучающегося

Дата рождения

Класс

Направление работы

Список детей, охваченных групповой и подгрупповой работой

п/п

Фамилия, имя, отчество обучающегося

Дата рождения

Класс

Направление работы

Учет диагностической работы

п/п

Дата

Фамилия, имя, отчество обучающегося

Класс/

программа

Вид диагностики (первичная, промежуточная итоговая, внешний запрос)

Рекомендации по дальнейшей работе (зачислить в группу, продолжить работу, сменить программу сопровождения, выпустить и т.д)

Учет индивидуальной работы

Фамилия, имя обучающегося ______________________________________ класс ____

п/п

Дата

Тема

Примечание

Учет групповой и подгрупповой работы

Состав группы: _____________________________________________________

Дата

Тема

Примечание

Учет консультативной работы

п/п

Дата

ФИО к*

ФИ ученика / класс

Кем приходится ученику обратившийся** (Р, У, О, Д)

Тема консультации***

(О,П,М,Р,Ч,Др)

Решение

Условные обозначения:

* к – консультируемый.

**Р - родитель, У - ученик, О – сам обучающийся, Д – другой ученик школы.

*** О – обучение, П – поведение, М – математика, Р – русский язык, Ч – чтение, Др – другие проблемы.

  1. Коррекционно-развивающие программы индивидуальных  и групповых занятий

Примерная структура программы представлена по рекомендациям КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» Минусинского филиала:

  • Название программы
  • Цель  и задачи программы
  • Планируемые результаты работы
  • Содержание программы
  • Календарно-тематическое планирование
  • Список литературы
  1. Согласие родителей (законных представителей) на дефектологическое сопровождение обучающихся заполняется по форме, рассмотренной на РМО дефектологов.
  2. Тетради коррекционных занятий с ребенком, заводится ученическая тетрадь в клетку в начале учебного года.
  3. Анализ работы учителя-дефектолога за учебный год оформляется по направлениям годового плана работы.

Специальная документация

  1. Карта динамического развития ребенка:
  • Протокол дефектологического обследования ребенка составляются, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
  • Дефектологическое представление на учащегося заполняются по форме, рассмотренной на РМО дефектологов.
  • Лист наблюдений за учащимся. Отражает этапы и результативность коррекционной работы, динамику занятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Организационно-методические вопросы физического воспитания в специальной медицинской группе

Леонтьева О. С.  Л 47  Организационно-методические вопросы физического воспитания в специальной медицинской группе : учебно-методическое пособие. – М. : МГЭИ, 2014. – 86 с.Данная работ...

организационно-методическая документация

организационно-методическая документация...

Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога.

Нормативно-правовые основы  деятельности учителя-дефектолога...

Примерные виды оформления документации УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (методические рекомендации)

Примерные виды оформления документацииУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА(методические рекомендации)...

Перечень документации учителя-дефектолога

Перечень документации учителя-дефектолога...

Документация учителя-дефектолога

Приказ о ППК, должностная инструкция учителя-дефектолога? приказ о категории...