Доклад по теме «Формирование личностных УУД во внеклассной работе: гражданственность, патриотизм на примерах классных часов»
материал

Кострикова Ольга Васильевна

В данном докладе можно ознакомиться что такое личностные  УУД и что к ним относится. Также рассмотрена гражданская идентичность, патриотизм  как один из личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД»

Доклад

«Формирование личностных УУД во внеклассной работе: гражданственность, патриотизм на примерах классных часов»

(к педсовету по теме «Развитие личностных универсальных учебных действий обучающихся в воспитательном процессе школы»)

Выполнил: воспитатель  Кострикова О.В.

Улан-Удэ, 2019

Личностное развитие учащихся подразумевает, прежде всего, становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности.

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения

К личностным УУД относятся:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

 -осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

-стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы является российская гражданская идентичность.    В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание направлено на формирование у школьников идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в средней школе.

        Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

         В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей.

Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Критерий гражданственности – целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.

Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет  взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.

  Прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности. Поэтому вопросы патриотического воспитания постоянно находятся в центре внимания.

Гражданственность, патриотизм начинается с любви к своей  Родине, к своему родному краю. А развить эти чувства можно, узнавая культуру, самобытность своего народа, его корни, связь истории своей семьи с историей Отечества. 

Остановимся подробнее на воспитании патриотизма на примерах классных часов. В 7 классе мною проведен классный час  «Жемчужины народных промыслов», цель которого создать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных промыслов  на территории России.

Русские народные промыслы -  форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад, и которые не утратили своей значимости и сегодня. Данное мероприятие было направлено на развитие познавательных способностей детей, на формирование патриотического сознания обучающихся, на воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, к истории и культуре нашей родины, её истокам, воспитание чувства патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев.

Ребята познакомились с некоторыми видами народных промыслов (гжель, хохломская роспись, матрешка, дымковская игрушка, павловопасадские платки), из чего изготовляют, как наносятся узоры, какие краски и цвета мастера используют в своих работах. Кроме того, теперь учащиеся имеют представление о том, насколько работа мастеров является трудной. И только талантливые, одаренные, обладающие  хорошим воображением, и в тоже время терпеливые, упорные и настойчивые   могут создать своими руками сказочную красоту. Здесь формируется у учащихся уважительное отношение к труду и развитие эстетического сознания. На мероприятия была представлена небольшая  выставка изделий народных промыслов, ребята лично могли посмотреть, какая тонкая работа. Две ученицы из класса попробовали расписать две доски: одна гжелью, другая - городецкой росписью ( любят рисовать, имеют способности, участвуют в конкурсах; они этим загорелись, стало интересно , но когда закончили работу, сказали , что все таки трудно). Теперь , увидев своими глазами, познакомившись с промыслами, ребята лучше представляют, насколько богата наша русская земля и что нужно бережно относиться к русской культуре, нашим традициям.

Классный час « 7 чудес России». Цель познакомить учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России. Данный час общения был направлен на воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, расширение кругозора, осознание богатства культурного наследия; развитие чувства принадлежности к мировой культуре; привлечение внимания к проблемам культурного наследия и сохранения памятников для будущих поколений. Ребята познакомились  с историческими, культурными и природными чудесами современной России ( Храм Василия Блаженного в Москве, долина гейзеров на Камчатке, озеро Байкал, гора Эльбрус  на  Кавказе , Мамаев Курган в Волгограде, Петергоф, столбы выветривания в Коми). Учащиеся познакомились с  историей этих памятников, как они появились, и узнали,  насколько богата, удивительна и прекрасна наша страна. И мы должны любить  ценить то, что у нас имеется.

Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты видны не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка, не только  на уроках, но и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей деятельности – любовь и уважение личности каждого ребенка! И помощь ребенку в обретении себя как личности, патриота, гражданина!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример классного часа. Видео.

Видеофильм о классном часе "Сила нашего слова"Класснный час - Видео...

Эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности (на примере классного часа-притчи)

В современных условиях поиск и применение инновационных форм в рамках реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, ор...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Реализация и презентация воспитательных проектов (на примере классных часов)

В данной статье рассматривается реализация такого воспитательного проекта, как классный час. Автор знакомит читателя с этапами подготовки классных часов и делится своим опытом привлечения учеников к у...

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...