Диагностика в системе сопровождения одаренного ребенка в школе.
презентация к уроку

Медведева Наталья Александровна

Презентация выступления психолога на конференции, посвященной теме "Одаренный ребенок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика в системе сопровождения

 одаренного ребенка в школе.

«Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».

Г.В. Плеханов

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.

Так что же такое одарённость? Как относиться к одарённым детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одарённость по – прежнему остаётся загадкой для большинства учителей, детей и родителей. Каковы же основные особенности одарённых детей?

В нашей школе мы ориентируемся на эти понятия:

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   Сопровождение одаренности  рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных учащихся;  как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера.

За основы в своей работы мы взяли концепцию одаренности Дж. Рензулли.

Одаренность, в  понимании Дж. Рензулли — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Z:\Для Снапир\Рисунок1.jpg

Авторы «Рабочей концепции одаренности» выделяют два фактора одаренности, являющиеся основными: «инструментальный» и «мотивационный». «Инструментальный компонент» включает в себя следующие разделы: развитие интеллектуальной одаренности; академическая одаренность; творческие способности; специальные способности, художественная одаренность. Развитие мотивационной сферы связано с расширением возможностей для ребенка «попробовать» свои силы в разных видах деятельности, проявить себя, осознанно сделать выбор профиля обучения (дополнительное образование, система внеурочной деятельности, тьюторство).

Одарённых детей школьного возраста (8-17 лет) отличает потребность к коллекционированию, классификации. Коллекционирование – это их любимое увлечение. Одарённого ребёнка отличает и повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости. Живое воображение, включение элементов игры в выполнении задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сёстры) весьма характерны для одарённых детей. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

По мнению большинства психологов, предрассудок, связанный с представлениями о том, что одарённый ребёнок может развиваться сам, без специальной работы с ним, остался в прошлом. Сегодня создаются специальные программы по работе с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

Каковы же особенности работы с одаренными детьми в нашей школе?

Методом и идеологией работы школьного психолога с одаренными детьми является сопровождение.

Цель сопровождени: создать условия для максимального личностного развития и обучения.

Задачи психологического сопровождения:

- Определение концепции одаренности;

-Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития детской одаренности в условиях школы, по средствам: разработки диагностических процедур, диагностики одаренности учащихся, выявление потенциально одаренных учащихся,создание банка данных одаренных учащихся;

-Психологическое сопровождение, которое включает в себя: развитие одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности, психологическое сопровождение родителей и педагогов, оказание им психологической и методической помощи;

- Определение организационных условий развития одаренности учащихся, разработка программно-методической документации.

По итогам предыдущего года мной выделены следующие  видами одаренности:

Интеллектуальная одаренность (ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, легко учится)  15%

Академическая одаренность (наиболее развиты отдельные склонности – к языку, к математике, к литературе, к естествознанию) 10%

Творческая одаренность (ребенок отличается независимостью, изобретательностью, не признает стереотипов, способен продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения) 38%

Организаторская одаренность (ребенок отличается высокими организаторскими способностями, их обычно выбирают на главные роли в играх, занятиях, они  уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых) 4%

Художественная одаренность (с ранних лет проявляет склонность к рисованию и музыке, такие дети отличаются высокой ранимостью)23%

Спортивная одаренность (проявляется развитием двигательных навыков – бег, лазание, прыжки; ловкостью, физической силой)31%

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной сфере, а в нескольких.

Работа с одаренными детьми проводится в три этапа.

Первый  этап можно обозначить как диагностический.

Этапы диагностической работы с  учащимися:

  • Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в сборе предварительной информации о ребенке. Информация стекается из четырех основных источников: психологи, педагоги, родители и сами дети. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом ребенке. Для этого мы используем методикуСавеков А.И. «Палитра интересов».Цель: оценить системы выраженности различных видов одаренности.

Результаты за два года среди 5-х классов

  • Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Проведение занятий по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка.

Модель диагностики детской одаренности

Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:

  • выявление уровня психосоциального развития ребенка,
  • диагностика интеллектуального уровня  
  • диагностика уровня креативности.

Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей. (показать на экране)

  • Этап самостоятельной оценки. Сам ребенок участвует в оценке собственной одаренности. При этом возможно добровольное посещение занятий детьми, не показавшими высоких уровней развития на предыдущих этапах.

Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров:

Мотивация.Мотив – побуждение к деятельности.

При всем многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько групп.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом:

  • "мотивация содержанием" – мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений) – мы осуществляем через школьный этап олимпиад
  • "мотивация процессом" – мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.) – через дополнительные занятия во внеурочное время на каждой параллели:

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:

  • "Широкие социальные мотивы"

а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.); развиваем через технологию «дебаты», социальные акции.

б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования. – осуществляем через психологические тренинги, например «Я могу, я смогу, я умею!» ,«Умей владеть собой»  и индивидуальную работу психолога и педагогов с данной категорией детей.

"Мотивы избегания неприятностей" – учение на основе принуждения, страха быть "наказанным" и т. п.осуществляем через психологические тренинги«Учимся справляться со своими проблемами»и индивидуальную работу психолога и педагогов с данной категорией детей, а так же с их родителями.  

Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.).

Таким образом, наличие мотивации «на содержание» (предмета) есть признак одарённости.

  • Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на данных результативности деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития.

Для того чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, проводится диагностика продвижения учащихся в отдельных направлениях. Результаты диагностики заносятся в портфолио ученика с тем, чтобы на разных возрастных этапах выстраивать индивидуальную работу, конструировать учебный план на базе интересов учащихся. (смотрим карту)

Второй этап можно обозначить как развивающий.

Содержание развивающей работы педагога-психолога с одаренными детьми

1. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.

Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.

Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.

Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

Проводить уроки творчества для одаренных детей.

2. Развитие одаренных подростков.

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации.

«Я могу, я смогу, я умею!»  Тренинг.

«Учимся справляться со своими проблемами».   Тренинг социальных навыков.

«Развитие вербальных способностей».   Тренинг.

«Развитие мыслительных операций: нахождение разных логических отношений между понятиями».  Тренинг.

«Развитие мыслительных операций: метафорические выражения».                    Тренинг.

«Развитие мыслительных операций: обобщающие и ограничивающие понятия».  Тренинг.

«Умей владеть собой».    Тренинг социальных навыков.

Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.

Психологическое консультирование учащихся.

Психологическое сопровождение педагогов

Принципы работы:

1. Каждый ребенок уникален и нуждается в педагогической поддержке, развитии способностей.

2. Успешность работы по развитию одаренности зависит от уровня координации деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей, интеграции усилий для самореализации ребенка.

3. Развитие творческих способностей зависит от общения с творческими, талантливыми взрослыми, расширение сферы деятельности с которыми – задача педагогического коллектива.

4. Для реализации программы необходимо обучение педагогов работе с одаренными детьми, знакомство с программами для одаренных детей, с новыми методиками продуктивного обучения.

5. Обучать и воспитывать одаренных детей не менее сложно, чем слабоуспевающих, необходимо знать психолого-социальные, личностные, поведенческие характеристики этой группы детей, видеть проблемы учащихся, помогать их преодолевать.

Направления работы:

  • Привнесение в образовательную среду школы психологического содержания, а также психологических технологий и средств.
  • Методическая поддержка педагогов. Обучение психологическим технологиям, обеспечивающим успешное обучение и развитие одаренности при оптимальной психической нагрузке.

«Роль педагога при организации работы с одаренными детьми».    Педагогический лекторий.

«Методики работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий.

«Особенности работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий.

  • Психологическое консультирование педагогов. Информирование об особенностях психики конкретных детей, обсуждение влияния этих особенностей на обучение
  • Психологическая поддержка педагогов. Создание условий для творческого роста, само принятия, профессионального и личностного саморазвития.

Психологическое сопровождение родителей

В семье такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, а не редко реакция родителей на активные познавательные способности детей бывают негативными. Установка, характерная для бытового сознания – видеть ребенка таким, как все. Поэтому мы проводим родительские собрания, индивидуальные консультации родителей, которые помогают обеспечить психологическую подготовку родителей, необходимую для стимулирования  и развития способностей ребёнка.

«Психологические особенности одаренных детей».   Родительский лекторий.

«У Вас растет одаренный ребенок!» Родительский лекторий.

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности.         Индивидуальные консультации, рекомендации.

А в заключении я бы хотела привести высказывание, которое, по-моему, мнению характеризует одаренность и одаренных детей:

«Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»

Приложение 1

Банк методик диагностики:

  1. Анкеты для родителей учащихся:
  • «Способности моего ребенка»
  • «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова)
  1. Диагностика для классных руководителей
  • «Характеристика ученика»
  • «Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули),  определение познавательных, мотивационных, лидерских и других качеств личности одаренного ребенка.
  • Метод включенного наблюдения за одаренными детьми, используемый для определения выраженности способностей детей
  • Метод анализа продуктов деятельности одаренных учеников, применяемый с целью подготовки индивидуальных программ для учеников.
  •  «Карта индивидуального ведения» ученика

3. Психологическая диагностика учащихся:

  • Методика оценки общей одаренности
  • Диагностика «Палитра интересов» (А.И. Савенков)
  • Методика «Карта одаренности»  
  • Методика Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей) 5-11 классы
  • Методика Торренса (уровень креативности) 5-11 классы
  • «Ваш творческий потенциал»
  • Определение творческих способностей Х.Зиверта
  • «Интеллектуальный портрет» (А.И. Савенков)
  • Методика АСТУР (К.М. Гуревич) (уровень умственного развития школьников) 5-7 классы
  • Диагностика уровня интеллектуального коэффициента (IQ) Айзенка. Ученикам разных возрастных групп предлагаются различные субтесты данной методики
  • Методика Алексеева «Стиль мышления» (8-11 классы)
  • Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (уровень психологической включенности личности в коллективную деятельность через уровень адаптированности)
  • Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл)
  • Типология мотивов учения  «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И.К. Маркова)
  • Диагностика структуры учебной мотивации школьника
  • Мотивация достижения
  • Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)
  • Направленность личности
  • Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков)
  • Портфолио личностного развития
  • Конкурентоспособность личности
  • Профессиональное самоопределение

Приложение 2

Содержание диагностики одаренности

Класс

Диагностика, опросники

Практические результаты

5 классы

Карта интересов и склонностей –

          для учащихся

Способности моего ребенка –    

                    для родителей

Поведенческие особенности учащихся -                   для учителей

Мотивация учебной деятельности

Успешность учебы,

занятий различными

видами деятельности (спортивной,

творческой,

технической)

6 классы

Социализация личности

7 классы

Мотивация достижения

8 классы

Направленность личности, эмоциональный интеллект

Результативность учебной, творческой, спортивной, общественной деятельности; успешность участия в предметных, творческих, исследовательских конкурсах

Реализация лидерства

9 классы

Профиль, тип профессии,

тип мышления

10 классы

Портфолио личностного развития

Конкурентоспособность личности

11 классы

Профессиональное самоопределение

Кроме того, для контроля и коррекции психо-эмоционального состояния учащихся и комфортности среды обучения в 5-8 классах проводится диагностика тревожности личности и микроклимата классных коллективов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение одаренных детей в школе

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете...

Программа для одаренного ребенка общеобразовательной школы "Вокально-творческое развитие школьника"

Данный курс предназначен для углубленного изучения учеником вокального искусства. Содержание программы направленно в первую очередь на то, чтобы ученик пришел к пению, как к естественному моменту в св...

Педагогическое сопровождение одаренного ребенка

Материал содержит методические рекомендации по работе с одаренными детьми и может быть полезен как учителю-предметнику, так и классному руководителю, работающему со старшеклассниками....

Карта сопровождения одаренного ребенка

Карта сопровождения одаренного ребенка - вкладыш портфолио учащихся Каменского лицея....

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...

п.3.1 Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе

п.3.1 Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе...