Выступление на педсовете
презентация к уроку

Никулина Наталья Александровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet_24.01.19_g.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

«Организация мониторинга   в отделе   интеллектуального развития и гражданско-патриотического воспитания»  

                                 (выступление на педсовете)

 

                                                                                                                 Подготовила Никулина Н А.,

                                                                            педагог

                                             г.Нефтекамск, 2019г.

«Организация мониторинга   в отделе   интеллектуального развития и гражданско-патриотического воспитания»  

Сегодня к дополнительному образованию, не смотря на его особенности, предъявляются те же требования, что и к любой педагогической деятельности. Одним из главных требований является результативность. Важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей. Поэтому неотъемлемой частью педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования является мониторинг.

Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней, к этим документам относится федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 года и концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Мониторинг системы образования утвержден постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 662. Слово “мониторинг” происходит от латинского monitor — напоминающий, надзирающий, и в современном языке обозначает “наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека”. 

Что такое мониторинг?  Мониторинг – сбор, системный учет, обработка, анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

Мониторинг – это одна из самых эффективных технологий управления качеством образования. Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение определённых задач управления и высокой технологичности, мониторинг идёт дальше традиционной диагностики.

Целью педагогического мониторинга является получение информации о ходе образовательного процесса, повышение эффективности и качества этого процесса на основе периодически получаемой информации. Использование педагогического мониторинга педагогами дополнительного образования позволяет им определить успешность и результативность образовательного процесса, провести самоанализ и самооценку своей деятельности, осуществлять целесообразное управление качеством образовательного процесса, прогнозировать результаты и средства, используемые для их достижения.

 С помощью педагогического мониторинга выявляются изменения в развитии, воспитании, уровне обученности детей и подростков, определяется эффективность педагогической деятельности, что позволяет увидеть какую корректировку нужно вносить в организацию образовательного процесса. Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения и постоянного сбора информации с целью выявления динамики изменений.

Выделяют следующие виды педагогического мониторинга:

- стартовый (вводный ) контроль /обзор первичной информации/, - прогнозирование /описание ожидаемых результатов/,

- промежуточная аттестация, - коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/,

- итоговая аттестация, - оценка результатов.

Стартовый (вводный)  контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Проводится с целью выявления информированности и начальных навыков в определенной сфере деятельности, способностей, задатков и личностных качеств обучающихся. Предполагает коррекцию практической и теоретической работы со стороны педагога дополнительного образования.

Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного  периода (этапа, года обучения). Она необходима для выявления уровня освоения разделов образовательной программы, динамики развития личностных качеств учащихся, выявления недочетов в программе и работе педагога. Предполагает корректировку плана учебно-воспитательной работы.

Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы, выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательной программы. Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы и внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности. Оценка целей и задач программы, внесение корректив. 

Основные критерии оценки результативности итоговой аттестации: Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, широта кругозора в данной образовательной области, свобода восприятия теоретической информации, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,

свобода владения специальным оборудованием и оснащением,

качество выполнения практического задания,

технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня воспитанности обучающихся: культура поведения, культура межличностных отношений, культура организации практической деятельности. Критерии оценки уровня развития обучающихся: творческое отношение к выполнению практического задания, развитие специальных способностей (исследовательских, рационализаторских, изобретательских, др.)

 Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням: Высокий - высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России.

 Средний - полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки.

 Низкий - не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Желательно выбирать ту форму аттестации, которая бы была интересной и увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, викторина и т.п. Можно, например, на итоговом занятии провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Устный журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.

 

В дополнительном образовании нет единых требований для проведения мониторинга, поэтому все педагоги находятся в поиске, создавая свою систему проверки качества знаний в объединениях.

Хочу показать на примере педагогов отдела организацию мониторинга в объединениях.  Весь диагностический материал оформлен в отдельную папку.

Стартовый (вводный) контроль проводится в сентябре, Содержит вопросы или практические задания, которые позволяют установить начальный, исходный уровень знаний, умений, навыков обучающихся в начале образовательного процесса.

В объединениях «Английский язык» стартовый контроль проводится в форме опроса.

Промежуточная аттестация – проводится в декабре и в мае. ….

Итоговая аттестация –проводится в завершение обучения по дополнительной образовательной программе. Содержит теоретические и практические задания всего курса обучения.

Все результаты заносятся в карту контроля уровня обученности. В нашем учреждении разработана единая форма для всех объединений.

На что следует обратить внимание при разработке диагностических материалов?  Все теоретические вопросы и практические задания должны соответствовать содержанию программы.

Диагностические материалы являются неотъемлемой составляющей ДОП, внося изменения в программу,  в них также могут вноситься изменения в начале учебного года.

Педагогический мониторинг проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень обученности и развития воспитанников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства. Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и мотивирующих методов контроля. Мониторинг позволяет выявить, на каком уровне идет работа, что следует изменить в ней, чтобы к концу года подойти к успешным результатам. Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дополнительного образования не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние  резервы и полнее раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. Таким образом, мониторинг позволит увидеть и точно оценить, что сделано для развития каждого конкретного ребенка. Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дополнительного образования не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифференцировать и индивидуализировать творческий рост каждого воспитанника. Сущность мониторинга качества образования в деятельности преподавателя заключается в систематическом сборе и обобщении информации о детях, отслеживанием динамики их развития с формулированием педагогических выводов. 

Мониторинг результатов обучения 
по дополнительной образовательной программе

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» [1].

Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка,
- практическая подготовка,
- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.

В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Мониторинг – систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированных в нормативных документах, системе требований к качеству образования. Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, последовательно, сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по определенным показателям.

Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это новое современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по-другому взглянуть на весь образовательный процесс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...