Выступление на РМО социальных педагогов и педагогов-психологов «Взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми»
методическая разработка на тему

Тараканова Анна Васильевна

Профилактика употребления психоактивных веществ школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа

 имени В.И. Казакова

Выступление на РМО социальных педагогов и педагогов-психологов

Тема: «Взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми»

C:\Users\1\Desktop\img4.jpg

  Автор:

Тараканова Анна Васильевна,

социальный педагог

р. п. Бутурлино

2018 год

Цель: профилактика употребления психоактивных веществ школьниками.

Задачи:

- формирование знаний, отношений и установок через предоставление информации о взаимодействии семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми;

- создать благоприятный психологический климат в ходе выступления, способствующего свободному выражению мыслей его участников.

Участники: социальные педагоги и педагоги-психологи Бутурлинского муниципального района.

Ход выступления

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления посвящена важной теме «Взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми».

Мое выступление по данной тематике обусловленос тем, что с каждым годом все больше людей, употребляют психоактивные вещества (наркотики, алкоголь, табак, токсические вещества), расширяется список веществ, употребляемых для наркотического опьянения, все моложе становится возраст, с которого дети, подростки начинают употреблять эти страшные вещества и попадают в зависимость от них. Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества.  

Успешное решение проблемы правового, против алкогольного и против табачного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при условии постоянного целенаправленного и многопланового взаимодействия семьи и школы, родителей и детей.

«Ученик – учитель – родители» - это три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе.

Школа, педагоги, родители, должны стоять на единых позициях, столкнувшись с проблемой употребления ПАВ ребенком. В профилактической деятельности вредных и пагубных привычек, следует учитывать и специфику подросткового возраста (переход от детства к взрослости). Зачастую, педагогам, родителям в силу физиологических, психологических возрастных изменений, происходящими с подростком, нелегко найти «общий язык», правильный подход в общении. Но учитывая психолого-педагогические и социально-педагогические условия развития, пути решения найти, всё же, можно. В этот важный период взросления, необходимо трепетно относится к состоянию ребенка. Важно создать благоприятную, дружественную, тёплую, психологическую атмосферу. Важно донести до подростка, что вы его любите таким, какой он есть несмотря ни на что, что вы всегда поймете и поддержите его, проявляйте свою любовь, обнимайте, целуйте своего ребенка, интересуйтесь его увлечениями, организуйте совместную деятельность с подростком, либо насыщенный и увлекательный отдых, учите ребенка решать проблемы, а не избегать и «прятаться» от них. Родителям, не следует забывать и о том, что ребёнок, как зеркало, отражает всё то, что видит. Поэтому им следует задуматься и о своем поведении, которое может оставить негативный отпечаток, и даже способствовать употреблению ПАВ.

Следует отметить, что родители, довольно часто столкнувшись с проблемой употребления ПАВ ребенком, проявляют внешне-рефлекторную реакцию: «Не смей курить!», проводят разъяснительные беседы с детьми, ругают их, и считают, что хорошо, если подросток ещё только курит, нежели балуется наркотиками. К сожалению, такое отношение родителей неприемлемо с точки зрения родительского воспитания. Родителям, следует понимать, что риск приобщения ребенка к сигаретам, в десятки раз больше, чем к наркотикам и алкоголю, чего они так опасаются и боятся. Важно не быть безразличными к подобному состоянию существующей проблемы. 
Поведение в подростковом возрасте также формируется под влиянием друзей, товарищей
. Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа.

В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свое свободное время, конфликтная обстановка в семье.

Важную роль в профилактике ПАВ играет организация досуга и отдыха учащихся, их занятости во внеурочное время. Родителям следует осознанно подходить к организации свободного от учёбы времени своего ребёнка. Записывать его в разнообразные секции, кружки, где он может раскрыть свои творческие способности, заняться любимым делом, по интересам и увлечениям. Все это ведет к полезной занятости детей в свободное время и меньшему риску употребления ПАВ.

От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей.

Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы не просто терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.

Родители с раннего возраста должны научить ребенка говорить  слово «нет». Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было, помня о родительской ответственности.

Родителям рекомендовано, прежде всего, поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.

Наш совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности". Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.

Давайте рассмотрим признаки употребления ПАВ детьми:

  • бледность кожи;
  • замедленная или бессвязная речь;
  • следы уколов на руках и ногах;
  • плохая координация движений;
  • изменение аппетита;
  • сильные колебания настроения;
  • хронический кашель;
  • изменение глаз – покраснение, блеск, расширение зрачка, светобоязнь;
  • безразличие ко всему;
  • ухудшение памяти;
  • бессонница;
  • потребность в денежных средствах;
  • уходы из дома, отсутствие в школе;
  • пропажа ценностей, вещей;
  • ложь;
  • капли крови на одежде;
  • закопченные ложечки;
  • жестяные банки, капсулы, ватные тампоны;
  • папиросы в пачках из – под сигарет.

Рекомендации для родителей по профилактике употребления ПАВ детьми «КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?»

  • Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.
  • Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.
  •  Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.
  •  Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.
  •  Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.
  • Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.
  • Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.
  •  Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

Я очень надеюсь, что вы продолжите наш разговор с родителями.  А мне хочется пожелать вам успехов и напомнить, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.

В конце своего выступления мне хотелось бы прочитать вам, дорогие коллеги,стихотворение, которое называется «Берегите своих детей!»

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите –
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите!
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!

Спасибо за сотрудничество!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков

Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет пом...

Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"

Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...

Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.

Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявл...

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.

Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...

взаимодействие социального педагога и педагога-психолога в рамках работы ШКПП

Роль взаимодействия  социального педагога и педагога-психолога в рамках работы ШКПП  довольно велика и при правильном выстраивании взаимодействия в социально- педагогическом и психологическо...