"Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе"
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_obrazovaniya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

cело Чкаловское Приморского края

Аннотация: автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения.

Ключевые слова: проблемы обучения русскому языку и литературе, современный учитель, работа с текстом, культура мысли, культура слова, словарный запас.

Ситуация со школьным русским на современном этапе очень сложная. Деградация была многолетней и непрерывной, и сейчас, в эпоху ЕГЭ, она, кажется, достигла максимума.

Проблем много, попробую выделить то, что, с моей точки зрения, хуже всего.  Основная проблема: часто даже сами учителя не понимают, что русский язык и литература — главный школьный предмет, с огромным отрывом от всех остальных по своей важности и ценности для школьников. И причина проста: это единственный предмет, который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого.  В школе преподается система орфографии и пунктуации, которая называется «русский язык», но это лишь способ отражения языка на письме. Школьники не умеют читать тексты, не понимают. Родители не говорят с детьми о важном, прочитанном, содержательном, а дети не понимают тексты. Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке.

На современном этапе развития школьного лингвистического образования текст становится центром внимания при обучении родному языку, фактически текстовая деятельность - это сегодня цель школьного лингвистического образования. В тексте фокусируются практически все вопросы курса русского языка, приобретая большую глубину и насыщенность.  Если раньше язык художественного произведения рассматривался только при изучении литературы, то   сегодня   всё   больше   заданий   подобного типа включается в учебники русского языка. Это один из самых интересных и самых трудных аспектов работы с текстом, так как требует внимательного отношения к слову.

 Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования, так как в основе многих заданий всех частей лежит умение работать с научным или публицистическим текстом, вычитывать из него необходимую информацию. 

Культура мысли и культура слова взаимосвязаны. Человек, владеющий словом, способен выразить мысль. Одна из проблем преподавания русского языка связана с превращением его в предмет утилитарный. Русский язык как язык высокой национальной культуры становится в школе невостребованным. Требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, отвечают запросам времени, но ориентированы не на носителя высокой культуры. Поэтому особенную актуальность приобретают упражнения, направленные на пополнение словарного запаса школьника, который катастрофически снижается. Работа с толковым словарём и словарём иностранных слов должна включатся в каждый урок.

 На протяжении десятилетий само собой разумелось, что устная речь должна сформироваться у учащегося сама собой и учить этому не обязательно. Назрела необходимость говорить о риторике как обязательном компоненте школьного образования, если стратегия его развития требует от выпускника, обладающего критическим и творческим мышлением, умения владеть богатым словарным запасом.

У языка есть история, как у любого явления, предмета или состояния. Язык — это предмет, который сам программирует учителей и учеников, и задача учителя — помочь ученику осознать это. Усвоение норм письма и норм устной речи в рамках кодифицированной нормы современного русского литературного языка – это необходимость, но чаще происходит однобокое заучивание без понимания происходящих или уже завершённых процессов.  

Современная жизнь требует переориентации содержания преподавания русского языка, практического претворения в учебных планах и программах провозглашённых принципов гуманизации и гуманитаризации образования, профильной дифференциации, а учебники должны базироваться на серьёзных исследованиях словарного запаса школьников разного возраста и данных о частотности слов в современном языке. 

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний, осуществлять свою педагогическую деятельность так, чтобы процесс обучения стал важен для каждого, чтобы обучающийся был мотивирован к изучению всех школьных предметов и к русскому языку и литературе в частности — вот задача учителя.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы. Думаю, что немаловажную роль в повышении мотивации обучения играет творческая личность педагога. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно самому быть творческой личностью. Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е. уважения к личности ребёнка. Учитель — друг по отношению к детям, советник и союзник.

 В отличие от всех остальных предметников, учитель языка и литературы имеет выдающуюся привилегию: он всё время узнает новое о мире и о себе от своих учеников. Чем старше хороший учитель языка, тем больше он ко второй половине своей жизни и на склоне лет учится у своих учеников, узнаёт от них о мире. Учитель, который понимает и ценит это — новую встречу с неведомым поколением носителей живого языка, — довольно редко, к сожалению, встречается. 

И в целом было бы замечательно, если бы на уроках русского языка создавалось представление о том, что язык — постоянно меняющаяся, но одновременно очень устойчивая система. Хотелось бы, чтобы к школьникам относились не как к неграмотным людям, постоянно делающим ошибки и «портящим настоящий русский язык», а как к равноправным носителям языка, которым предстоит, с одной стороны, сохранять наиболее существенные черты языка предшествующих поколений, необходимые для понимания важных для культуры текстов, а с другой стороны, уметь общаться на русском языке во всех его многообразных стилистических разновидностях, выбирать уместный для каждой коммуникативной ситуации регистр, ясно говорить, писать и понимать — не только друг друга, но и всех носителей родного языка.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011 – 159 с.

  1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972 – 375 с.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

Проблемы преподавания русского языка в современной школе.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.По мнению п...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...