Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе
статья (9 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

     Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

     В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.            Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения,  так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко  составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

     В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

     В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

      В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

      Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

      Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.    

      Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

      Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
  • умение соблюдать этику и этикет общения
  • умение анализировать внешние сигналы
  • ассертивность (уверенность)
  • владение навыками активного слушания
  • владение ораторским искусством
  • актерские способности
  • умение строить высказывание и вести диалог
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего)

     В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и   говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

     В штатный режим планируется ввести устную часть в 2018 году как допуск к ОГЭ.

     Экзамен планируется проводить в трех форматах на выбор учащегося: беседа с учителем, беседа с одноклассником и диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.

      Независимо от выбранного формата учащийся получает 3 задания:

  1. выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена)
  2. состоит из двух частей: 1) описание фотографии (монологическая речь) и 2) диалог с другом или учителем (или условный диалог с компьютером)
  3. монологическая речь: описание фотографии и размышление на конкретную тему.

     

      Структура модели «Беседа с учителем» выглядит следующим образом:

  1. Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена.
  2. Чтение текста
  •  подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин.
  •  чтение текста вслух – 3 мин.

3.     Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа.

  1. Монолог
  • подготовка к ответу – 1,5 мин.
  • ответ – 2 мин.
  1. Беседа с экзаменуемым
  • ответы на вопросы – 3 мин.

После чтения текста учитель предлагает экзаменуемому выбрать вариант беседы. Например:

  1. Мой любимый музей (на основе описания фотографии).
  2. Школьный праздник, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Нужна ли школьная форма? (рассуждение по поставленному вопросу).

Таким образом, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка следует уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

      По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, я провожу словесную разминку на уроках русского языка, начиная с 6 класса. Использовать для говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке. Я хочу привести пример использования физкультминутки для развития речевой деятельности учащихся.    

Работа состоит из следующих этапов:

  1. Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
  2.  Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала (ученик собирает на доске нарисованных персонажей по сюжету физкультминутки, сопровождая собственным рассказом) (устная речь – повествование).
  3. Составление текстов (письменная речь – повествование) (дается в качестве домашнего задания). Вот некоторые из них:
  1. Туча наползла незаметно и заплакала крупными прохладными каплями. Они словно закружились в хороводе, образовав лужу. Стали появляться пышные цветы, похожие на девушек в платьях. Туча незаметно унеслась вдаль, пропала, уступив место солнцу. Оно словно проснулось и, будто потянувшись, расправило свои лучики. Лужа пригрелась и… растаяла, высохла. Запорхали, словно вырезанные из перламутровой ткани бабочки, перелетая с цветка на цветок, как будто танцуя. Какая красота!
  2. Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукавами – и полился дождь частый. Появились цветы – то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась довольная тучка. И пришло красно – солнышко, и согрело оно землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.

      Шестиклассникам очень нравится выполнять задания устной части ОГЭ: говорить, рассуждать, описывать фотографии. Временные параметры подготовки к ответу и самого ответа не только не пугают учащихся  в этом возрасте, а наоборот, придают элемент игры, не исключая при этом понимание важности и ответственности выполнения задания (младшие школьники ни в чем не хотят отставать от старшеклассников).

      Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробации (презентация Т.Н. Малышевой на сайте ФИПИ). В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

       В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

      Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы  в процессе учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеом...

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котор...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, вы...

Методические рекомендации «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»

В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы...