Комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания
статья по теме

В докладе дается краткое описание различных видов терапий, используемых при коррекции заикания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_ispolzovanie_razlichnyh_vidov_terapiy.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное использование различных видов терапий

в коррекции заикания

Мелотерапия – воздействие музыкой на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П. Чайковского, Н. Римского – Корсакова, М. глинки, с. Прокофьева и др.).

2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

3. Музыкальные упражнения для коррекции жестов («Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Хитрая лиса и волк» С. Бодренкова, «Кот и мыши» Т. Ломовой и др.)

4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус («Маятник», «Часики» - перенос тяжести тела с одной стороны на другую), «Шалтай - Болтай», «тряпичные куклы» (свободное качание обеих рук вперед – назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).

5. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни).

6. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки «Из-за леса, из-за гор», «Солнышко, солнышко!», «Под мельницей под вертельницей» и др.).

7. Пропевание песен с усложнением темпо – ритмических характеристик (текст: хорей – ямб - дактиль).

8. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей – воробей, не гоняй голубей»).

9. Дирижирование песен, музыкальных пьес.

10. Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз).

11. Упражнения для выработки мягкой атаки голоса (музыкальный руководитель показывает, как это делать в удобном для детей диапазоне).

12. Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так и низких тонов. О, У – резонирование низких тонов. И, Э – резонирование высоких тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит «У…» (низкий тон). Маленький паровозик гудит «у» (высокий тон)».

Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией – вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление.

Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Для заикающихся с невротической формой заикания при проведении занятий по ритмике основное внимание уделяется формированию точности движений, их качеству. Дети с невротической  формой заикания быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго.

При неврозоподном заикании учитывается следующее: необходимо любое движение разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их; задания усложняются в течение  занятия, используются комментарии.

Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.

Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку или без нее, способствуют нормализации общей  речевой  моторики. Эти игры и упражнения подробно представлены у Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, Е.В. Оганесяна, Н.А. Рычковой.

В нашем детском саду используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики и орального праксиса; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры – драматизации.

Арттерапия – это использование различных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы у заикающихся детей, а также снятия болезненной фиксации на дефекте. Арттерапия используется как на логопедических занятиях, так и в  самостоятельной деятельности детей. Сначала дети играют в пальчиковый, плоскостной театр, театр бибабо и т.д., а потом участвуют в драматизациях сказок и литературных произведений. Арттерапия представлена на всех  логопедических занятиях. Она проводится на каждом этапе работы (пропедевтический, период формирования ситуативной речи, контекстной речи).  С каждым этапом тексты усложняются по содержанию, усложняются диалоги, появляются монологи. Детям предлагают в игре использовать текст, который нужно передать своими словами. На этапе формирования связной контекстной  речи появляется больше возможностей для импровизации – создания образов героев через собственную речь. На этом этапе дети сами составляют рассказы и сказки с последующим их обыгрыванием в инсценировках и спектаклях, вместе с взрослыми готовят декорации, костюмы. Это дает им возможность почувствовать себя маленькими костюмерами, сценаристами, режиссерами, актерами, декораторами, придает уверенность в своих силах и способностях, развивает творческую самостоятельность.

Спектакли показывают в музыкальном зале для детей разных групп детского сада. Речевая работа проводится до спектакля: на логопедических занятиях дети знакомятся с текстом литературного произведения, обыгрывают отдельные фрагменты будущего спектакля в разных видах театра.

Например, перед показом спектакля «Морозко» детям было предложено показать фрагмент встречи Рукодельницы и Морозко с помощью настольного театра, а фрагмент встречи Ленивицы и Морозко – театра игрушки. С музыкальным руководителем на занятиях в индивидуальной работе дети искали пластическое решение образа под музыку.

В результате совместной работы логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре и ритмике стало возможным участие детей в больших спектаклях: они свободно владели диалогом и монологом, артистично и выразительно двигались, пели, танцевали, играли на детских музыкальных инструментах. Различные виды театра позволяют решать разные коррекционные задачи: формирование просодической стороны речи, фонетического строя речи, лексико – грамматической стороны речи, связной контекстной речи без заикания.

Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания. Они проводятся  ежедневно в течении часа. Распланированы по периодам формирования речи от ситуативной к контекстной.

Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка  косвенным и прямым способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов мониторинга для проверки качества знаний на уроках физики

Представленный материал показывает как различные методы и формы мониторинга позволяют корректно и  содержательно провести проверку и оценку знаний учащихся...

Использование различных видов устных упражнений на уроке математики.

Важнейшей особенностью современного этапа развития школы является идея гуманизации и гуманитаризации образования.Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебно...

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Испльзование различных видов самостоятельной работы  позволит формировать такие ключевые компетенции как: учи...