ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Номоконова Полина Олеговна

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nomokonova_polina_olegovna_statya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Номоконова Полина Олеговна, учитель начальных классов

ГО «Посёлок Агинское» Забайкальского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

На заседаниях методического объединения начальных классов мы изучали вопросы, связанные с внедрением ФГОС второго поколения. Все учителя нашего МО прошли курсовую подготовку в ИПК посёлка Агинское, где познакомились с различными теоретическими вопросами внедрения ФГОС второго поколения.

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Мы предлагаем схему построения индивидуального образовательного маршрута: диагностика – уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей; определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута; определение времени, которое должен затратить обучающийся на освоение базовой и специальной программ; определение роли родителя обучающегося в реализации маршрута; разработка и определение содержания учебно-тематического плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов; интеграция с другими специалистами; определение способов оценки успехов обучающегося.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное; спортивно-оздоровительное. На основании направлений учителями были созданы программы: «Интеллектика», «Занимательная грамматика», «Я – школьник»,  «Наш край родной», «Мир цветов», «Юные экологи», «Азбука здоровья», «Шахматы», «Театр», «Вокал», «Вязание». Работа ведется поэтапно и планомерно. На первом этапе проводится родительское собрание, на котором представляют презентации всех программ по внеурочной деятельности. На втором этапе школьный психолог проводит тестирование первоклассников по определению психолого – педагогической готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения по методике Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. На третьем этапе проводятся психологические консультации родителей по итогам диагностики обучающихся. На четвёртом - родители выбирают программы для своего ребёнка. Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне школы. Очень важно о них знать учителю, чтобы ребёнок не был перегружен. У учителя есть электронный вариант маршрутных листов, который можно корректировать в зависимости от текущих изменений. Каждый ребёнок получил свой маршрутный лист, по которому он и родители точно знают, где ученик занят каждый день. Анализ запроса родителей и опроса детей показывает востребованность программ и удовлетворённость организацией внеурочной деятельности в школе. Участие детей во внеурочной деятельности помогает развивать основные учебные навыки умения учиться, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, умения ставить перед собой цели и следовать им в учебной и иной деятельности, заботиться о своём здоровье.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Литература

  1. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
  2. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4
  3. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1
  4. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4
  5. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»

Докладна педагогическом советепо теме:«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»...

Методика воспитания и развития личности младшего школьника

        Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...

Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника

Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника...

Роль эколого - биологической направленности образовательного процесса в развитии личности младшего школьника

В истории нашей планеты непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли.С появлением могущественного фактора – человеческого разума &ndash...

Конспект лекций "Развитие личности младшего школьника"

Оглавление:1. Развитие личности_ - 3 -2. Эмоциональная и мотивационная сфера_ - 4 -2.1. Общая характеристика эмоциональной сферы_ - 4 -2.2. Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявле...