Тема урока: «Моделирование биологических процессов».
план-конспект урока (11 класс) на тему

Смирнова Елена Александровна

Открытый урок  в рамках РМО  учителей физики, химии и информатики     

пос. Новобурейский     Бурейского района

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_11_klass_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок  в рамках РМО  учителей физики, химии и информатики      

пос. Новобурейский     Бурейского района

Информатика и  ИКТ                                                                   11 класс

Тема урока: «Моделирование биологических процессов».

 Цель урока: сформировать и развивать исследовательские навыки учащихся, посредством освоения  технологии  моделирования в среде табличного процессора MS Excel .

Задачи:

  • Образовательные:

- подробно объяснить этапы моделирования в среде табличного процессора на примере биологических ритмов.

  • Развивающие:

- развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.

  • Воспитательные:

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

- мотивирование к грамотной заботе о своем здоровье и формирование  культуры здоровья учащихся.

Место урока в учебном плане: пятый урок в разделе «Моделирование в электронных таблицах».

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Место проведения: компьютерный класс. 

Средства обучения:

- Технические средства: компьютер, проектор, колонки.

- Раздаточный материал: карточки для гимнастики, опорный конспект.

Опорные понятия:

- модель;

- моделирование;

- этапы моделирования;

- основные технологические приемы работы в среде табличного процессора.

Информатика и  ИКТ                                                                   11 класс

План урока

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 2 мин.
  3. Изучение нового материала –10 мин.
  4. Закрепление материала, работа на компьютере – 15 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Самостоятельная работа – 5 мин.
  7. Обобщение знаний – 5 мин.
  8. Домашнее задание – 3 мин.
  9. Итоги урока – 2 мин.

Здоровьесберегающие технологии урока.

В ходе урока используются следующие здоровьесберегающие технологии:

 организационно-педагогические технологии (ОПТ) – урок проходит в соответствии с СанПиН (соблюдается температурный режим, класс проветрен, рабочие места оборудованы в соответствии с возрастом учащихся, проводятся динамические паузы и физкультминутки, время работы за компьютером четко регламентировано СанПиН), что способствует предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

 психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников (после звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, при проведении динамических пауз, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика, для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет). Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.


Информатика и  ИКТ                                                                   11 класс

Ход урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

 Слайд 1-3. Объявляется тема урока. Перед учащимися ставится задача: продолжая знакомство с программой электронных таблиц, продемонстрировать её применение в нестандартной ситуации.

  1. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

Слайд 4. Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

- Что такое модель?

- Что такое моделирование?

- Какие этапы моделирования вы уже знаете?

- Какие виды моделей Вы изучали на уроках химии, физики, географии, биологии?

- Какие прикладные среды для моделирования Вы знаете?

- Как запустить программу Microsoft Excel?

- Какие группы задач по моделированию, решаются с использованием электронных таблиц?

  1. Изучение нового материала – 10 мин.

В курсе информатики 10 и 11 класса, мы решали с вами задачи на расчет геометрических параметров объекта, моделирование ситуаций, обработку массивов данных. Сегодня мы с Вами познакомимся с еще одной группой задач по моделированию – моделирование биологических процессов.

Слайд 5. Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.

Информатика и  ИКТ                                                                   11 класс

Вам предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.

У каждого на столах разложены папки с  опорными конспектами

 Необходимо ознакомиться с теорией биоритмов, информационной и математической моделями физического, эмоционального и интеллектуального цикла человека. Слайд 6.

  1. Закрепление материала, работа на компьютере – 15 мин.

Слайд 7. Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и компьютерная модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  • Исходные данные;
  • Расчетные данные (результаты).

Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в таблицу исходные данные, расчетные формулы. Проведите тестирование модели.

  1. Физкультминутка – 2 мин. Слайд
  1. Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение (слайд 8).
  2. Посмотрите вглубь леса на экране (слайд 9).
  3. Комплекс упражнений «Танцуйте сидя» (слайд 10 , приложение 3).
  4. Игра «Попробуй, повтори!» (слайд 11)
  1. вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;
  2. горизонтальные “вправо – влево”;
  3. вращение глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
  4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

  1. Самостоятельная работа – 5 мин.

Слайд 12. Введите в ячейки  построенной компьютерной модели  дату рождения конкретного человека. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.

Информатика и  ИКТ                                                                   11 класс

Исходя из построенной модели, выберите дни благоприятные для участия в различных общественных мероприятиях: эстафете, концерте и др.

  1. Обобщение знаний – 5 мин.

Слайд 13. Анализ результатов моделирования проведем  в форме поиска ответов на вопросы:

- Как Вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма?

- Приведите примеры профессий, в которых учет биоритмов играет важную роль.

- Как Вы можете применить данную модель для планирования своего индивидуального распорядка дня, недели, месяца?

  1. Домашнее задание – 3 мин. (слайд 14)
  1. Составить отчет по практической работе в тетради.
  2. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.
  1. Итоги урока – 2 мин. (слайд 15)
  • С какой группой задач по моделированию Вы познакомились?
  • Какая прикладная среда помогает решать задачи данной группы?
  • Какие две области содержит модель биологических процессов?
  • Приведите примеры биологических процессов.
  • Как помогает знание своих биоритмов человеку?

Смирнова Елена Александровна – учитель информатики и математики

2012-2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"

Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...

Урок по информатике "Моделирование биологических процессов"

Тема: «Моделирование биологических процессов» (9 класс)  Цель урока: смоделировать биоритмы человека, анализируя которые прогнозировать неблагоприятные дни и выбирать благоприятные для разн...

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...

Разработка урока по информатике в 11 классе по теме "Моделирование биологических процессов"

В работе представлены: 1) план-конспект урока информатики 11 класса "Моделирование биологических процессов" (УК Н.В.Макарова)(MS Word 2007); 2) мультимедийное сопровождение всех этапов урока (MS Power...

Конспект урока по информатике «Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц»

Разработка и исследование биологической модели «Биоритмы человека»;повторение и закрепление практических навыков работы в электронных таблицах...

Конспект урока по информатике "Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц"

Конспект урока по информатике "Моделирование биологических процессов с использованием электронных таблиц"...