Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики
материал на тему

Саранская Ольга Васильевна

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_problemy_izmeneniya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы Изменения, происходящие сегодня в России, активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий для развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.

Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.   

Условия возникновения опыта. В процессе своей преподавательской деятельности я столкнулась с такой проблемой: у учащихся высок интерес к практической части информатики, то есть к информационным технологиям, и низок интерес к изучению теории, которая составляет половину всего материала курса информатики и довольно трудна для понимания детей. Особенно это актуально, если учитывать, что преподавание информатики и ИКТ ведется на базовом уровне всего один час в неделю.

 Встают вопросы: как повысить интерес к предмету, как уплотнить урок, как заставить детей заниматься более активно, как выстраивать линию индивидуального обучения, то есть повысить познавательную активность учащихся.

Появление компьютера на уроке вдохновляет учеников принять участие в учебном процессе и дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку. Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, а значит, их действия утрачивают рутинный характер, становятся разнообразными, приобретают элементы творчества.

Таким образом,  применение компьютерных технологий на уроках  усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. А именно:

  • с помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл;
  • интерес создаётся разнообразием и красочностью информации;
  • появляется возможность устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех. Ученик получает возможность довести решение любой задачи до конца,  опираясь на необходимую помощь;
  • раскрывается практическая значимость изучаемого материала, предоставляется возможность испробовать умственные силы;
  • программное обеспечение в целом создаёт общий игровой фон общения человека с машиной;
  • особое достоинство компьютера – «выдержка», «спокойствие»           и «дружелюбность»;
  • повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Использование информационных технологий.

На своих уроках уже в течение нескольких лет веду работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю шесть вариантов применения НИТ:

  1. Использование интерактивной доски.
  2. Использование программ – тренажеров.
  3. Использование программ – тестов.
  4. Использование видеоуроков и электронных учебников
  5. Использование Интернет – ресурсов
  6. Использование системы голосования

Первое направление- использование интерактивной доски.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока, Интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Второе направление- применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Третье направление- применение программ – тестов и систем голосования. Совсем недавно у меня появилась возможность при проведении тестирования на уроке информатики  использовать современное оборудование - систему интерактивного тестирования и голосования ActivExpression2. Сколько было положительных  эмоций  при первом тестировании! Как детям хотелось скорее взять пульт в руку и прикоснуться к его кнопкам  при выборе правильного ответа! С того момента все учащиеся, независимо от успеваемости, с нетерпением ждут следующего тестирования. На уроках стали  проявлять  большую активность, радоваться успехами одноклассников и гордиться своими. 

Четвертое  направление – применение видеоуроков. Давно замечено, что дети лучше воспринимают информацию с помощью телевидения, компьютера и др. технических средств. И если объяснения учителя очень часто  игнорируются, то видеоуроки очень хорошо воспринимаются учениками. Я уверена, что видеоуроки - это шаг вперед в педагогической технологии, т.к. 10 минутный видеоролик  позволяет дать материал в полном объеме, не выкладываясь при этом и не теряя голос. Позволяет рассказать и показать все, что требует программа, не нарушая основной принцип обучения — принцип наглядности. Этап объяснения нового материала сопровождается демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание обучающихся на самые важные моменты теоретического материала, помогает обучающимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса, содержит подробные инструкции. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.  В работе использую интернет - ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru).

 

Пятое направление - использование интернет – ресурсов.

    Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов  позволяет пользоваться огромным банком различных программ на уроках информатики. Так при изучении темы «Алгоритмизация» пользуется программа «Конструктор Алгоритмов». Это программа - тренажер для развития алгоритмического мышления и формирования умений составления управляющих алгоритмов. Программа призвана обучить ученика простому алгоритмическому языку на основе блок-схем, предназначена для изучения основ программирования.

Возможность тиражирования.  В целях обмена опытом с коллегами, я посещаю и провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, участвую на заседаниях методического объединения учителей математики, физики и информатики школы и района. Так в 2014-2015 году был проведен открытый урок с применением НИТ, на котором присутствовали гости из соседнего района.

Использование интернет – технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов, позволяет обмениваться опытом, найти единомышленников, участвовать в различных семинарах.

     

Вывод: Анализируя вышеизложенные доводы, можно сделать вывод, что включение новых информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. На этом пути есть свои трудности. Но главное резко повышается интерес учащихся и их активность, готовность к творчеству и потребность в получении новых знаний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»

  Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ...

Формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимым, увлекательным? Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитие...

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации учащихся

Остро чувствуется необходимость в правильной организации домашней работы, так как непродуманный характер заданий отрицательно влияет на активность и интерес школьников к обучению. При правильном подхо...