Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.
учебно-методический материал на тему

Филиппова Ирина Викторовна

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности.   

   В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или  характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

    Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Что особенно важно на уроках математики при решении разнообразных задач, в том числе практического направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_izm.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных приемов  для  развития смыслового чтения на уроках математики.

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности.    

   В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или  характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

    Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Что особенно важно на уроках математики при решении разнообразных задач, в том числе практического направления.

    Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Мои ученики всегда любили математику: неплохо считали, решали уравнения, составляли выражения и т.д. Сложнее обстояли дела с решением задач. Есть дети, которым трудно справиться с этим видом заданий, несмотря на мои усилия как учителя. Общаясь с коллегами в рамках методического объединения учителей математики, я также увидела проблему в решении практических задач.

Поэтому особенно важным, на мой взгляд, становится обучение школьников смысловому чтению на уроках математики, например, при решении разнообразных задач, в том числе практического направления. Учащиеся должны научиться извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Анализируя приёмы смыслового чтения, я смогла систематизировать свою работу по этому вопросу, выделить основные методы и приёмы, которые помогают моим ученикам справиться с решением математических задач. 

Основываясь на концепцию универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), я в своей практике широко использую разные приемы для  формирования  смыслового чтения на уроках математики. Успеха в обучении мне помогают достичь следующие приемы:

  • Приём «Составление краткой  записи  задачи».

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

 

  • Приём  «Составление вопросов к задаче».

Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

  • Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный мною текст или часть текста.

2. Затем  объединяю  учащихся в пары и даю  четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса;  респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Далее привлекаю всех учащихся к обсуждению.

  • Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.  

    Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание:

- составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Данный прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы предлагаю  учащимся сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто…? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

  • Прием «Кластер» - заполнение таблицы «Знаю - Хочу узнать – Узнал».

   Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

  • Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов».

    Шесть ступенек – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно,  данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни  могли наблюдать симметрию?».

  • Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.

   Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащихся  изначально  знакомлю  с рядом маркировочных знаков и предлагаю  им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

 Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы.

Данный прием требует от  школьника не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения  или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

  • Прием  «Синквейн»- составление  стихотворения  из пяти строк и другие.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным;  вторая  – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными; третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая  – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.  Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

геометрия

тема

прямые

описание темы в двух словах

Пересекающиеся, параллельные.

описание действия тремя словами

Строим, переносим, совмещаем.

отношение автора к данной теме

Нет ни начала, ни конца…

синоним к первому

Бесконечность!

Кроме того, я использую различные типы заданий, которые, на мой взгляд, позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся.  Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Формируя универсальные учебные действия учащихся, я даю учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учу правильно организовать усвоение материала, т.е. умению учиться.

         Считаю, что эффективность процесса обучения зависит от  умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки  уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того,  при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке:  Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

3. Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления», сборник «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.

4. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.

5. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией  А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...

Мастер-класс по теме "Методы смыслового чтения на уроках математики"

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Ответственность за э...

Выступление "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности"

В данном выступление приведены приемы смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельноти....

Приемы смыслового чтения на уроках математики

Презентация по математике по теме "Приемы смыслового чтения на уроках математики"...