Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
материал по теме

Булгакова Елена Васильевна

Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_muz._rabotnika_s_pedagogami.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Консультация  музыкального руководителя с педагогами.

            ПОВЫШЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ   КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

            ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ  ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Компетенция – это:

1.Область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

2.Круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.

(Компетентность - «обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий»).

Работа требует компетентности в области музыкального воспитания, что предполагает овладение рядом профессиональных компетенций:

- готовностью к организации различных форм музыкального

воспитания.

Обладание способностями:

- выявлять цель, задачи и принципы музыкального

воспитания;

- выбирать адекватные поставленным задачам методы музыкального воспитания для достижения предметных, метапредметных (это результаты деятельности на разных учебных предметах)  и личностных результатов освоения музыкального искусства;

- реализовывать в музыкально-педагогической деятельности основные компоненты содержания музыкального воспитания;

- применять современные педагогические технологии в организации различных видов музыкальной деятельности дошкольников на  музыкальных занятиях и в условиях кружковой работы/творческих объединений;

- осуществлять педагогический контроль над музыкальным развитием дошкольников;

- готовностью к методическому обеспечению процесса музыкального воспитания.

Обладание способностями:

- использовать в работе по музыкальному воспитанию дошкольников,  аудио- и видеозаписи, компьютерные технологии;

- составлять учебно-тематические планы, рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста, а также конспекты   музыкальных занятий и в кружках/творческих объединениях, сценарии праздничных мероприятий;

- разрабатывать тезисы выступлений по вопросам музыкального воспитания детей на конференциях, педагогических советах и методических объединениях;

- готовностью к проявлению в музыкально- исполнительской, конструктивной, коммуникативно- организаторской :

- обладание музыкальными способностями, музыкальным вкусом, исполнительскими навыками и умениями (инструментальными, певческими и хормейстерскими);

- аттракции (психологическое понятие, смысл которого в"притяжении" одного человека к другому): способность к уважительному отношению к личности ребенка,признанию ребенка как самоценности;

- эмпатии: способность к душевности в отношениях с детьми;

- артистизма: умение обладать своим телом, речевой выразительностью, режиссерским видением занятия;

- креативности  (уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности): творческий характер отношения к процессу музыкального воспитания;

- толерантности: терпимость и доброжелательность к

различным мнений;

- стремления к самообразованию: способность систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области музыкального воспитания на основе изучения литературы по вопросам

музыкознания и эстетического развития дошкольников, самоанализа музыкально- педагогической деятельности и саморазвития исполнительских умений и навыков.

Основная проблема на данном этапе:

Готовность педагогов к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС  - профессиональная компетентность в организации совместной деятельности.

Под профессиональной компетентностью музыкального руководителя понимается

Интегральный - неразрывно-связанный, составляющий неотъемлемую часть целого.

-интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической

деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Результаты:

- организация развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса;

-внедрение в образовательный процесс  интеграции образовательных областей посредством современных педагогических технологий;

В педагогике музыкального образования выделяются (вывод):

-музыкальность,

-эмпатийность,

-музыкальное мышление,

- креативность

Эмпатия (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) — понимание эмоций и чувств другого человека…

Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей...

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ  ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

            В дошкольном возрасте (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению.

            В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество.

            В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

            Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках. Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

           Дети  5-6  лет  на   фоне   их  общего   развития  достигают новых   по   качеству   результатов.   Они   способны   выделять   и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между  ними связи.  Восприятие  носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений.  В   этом   возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности,   но   и   избирательно   относятся   к   различным   ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно».  Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр.  Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

           Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной). Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое   звукообразование   происходит   за   счет   натяжения краев связок, поэтому охрана  певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре   первой   октавы—до   второй).   Этот   диапазон    наиболее удобен  для   многих  детей,   но   могут  быть   и индивидуальные особенности.   В   певческом  диапазоне  детей  данного   возраста отклонения   значительны.   В   голосах   проявляется   напевность,  звонкость,   хотя  сохраняется  специфически  детское,   несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности.Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

            Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.  

            Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить подчеркнув их характерные черты. Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей. Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.) Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации по организации работы в триаде ребенок -родитель-педагог....

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»

«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...

«Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта»

"Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта"...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской деятельности

В статья говорится, о научно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению...