Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними, 2014 год.
методическая разработка на тему

Пестрякова Надежда Ивановна

В своей работе уделяю большое внимание развитию у детей способностей к сольному и хоровому пению. Специальное наблюдение за детьми на уроках и внеурочной деятельности, педагогическая диагностика позволяют выявить и спланировать работу с музыкально-одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на ГМО26.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки

и методы работы с ними.


    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность - это системное,  развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный » В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с  учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они « намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

     Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка. Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

     Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают.

     Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Лонгитюдным (англ. longitude - долгота) называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии - людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и с перерывами. К примеру, занимаясь с учащимися в школе вокально-хоровой работой, я обратила внимание на девочку, которая очень активно участвовала во всех видах деятельности на уроке. После занятия я пригласила её на беседу, где провела диагностику её музыкальных способностей. Оказалось, что она не совсем чисто интонировала мелодию. Однако, пока я с ней работала, то обратила внимание на то, что она выполняет мои задания очень увлечённо, в её глазах сиял такой огонёк радости во время пения, что я решила пригласить ребенка заниматься в ансамбле. Вскоре я убедилась, что девочка  действительно обладает определенными  музыкальными способностями, которые впоследствии у неё проявились в умении держать строй всей партии хора. Не обладая первоначально не только ярким тембром голоса, но и ярко выраженными способностями к пению, девочка сумела реализовать себя в хоровом исполнении, где постепенно развивала свои музыкальные задатки. На данный момент она является солисткой, поет на всех школьных концертах.
    На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми?
    Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной  деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. Детям в начальной школе очень нравиться слушать произведения Э.Грига из сюиты « Пер Гюнт». Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а/cappela),и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшее в воображении, образы героев.)  
    Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. « Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться».
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.

Основные музыкальные способности,  которые необходимо развивать у детей:

- эмоциональный отклик на музыку,- способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

- способность к переживанию в форме музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух,- способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство,- способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма, - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
    Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность. Выявляя музыкальные способности детей с помощью различного вида их творческой деятельности, мы стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей.
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

- метод наблюдения за музыкой;

- метод сопереживания;

- метод моделирования художественного творческого процесса;

- метод интонационно стилевого постижения музыки.

 
    В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

Для выявления музыкально одаренных детей использовала технологию педагогического наблюдения. Педагогическое наблюдение проводилось

по следующим параметрам:·

Выраженное стремление к музыкальной деятельности:

- проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;

- выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;

      - в произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы

         музыкального творчества.

 Характер общения и поведения при проведении непосредственной образовательной деятельности:

             - заинтересованность

 - инициативность

 - активность

       - творчество·

Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики):

      - высокий

- средний

      - низкий·

Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики):

- высокий

- средний

 - низкий

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Ребенок имеет артистический талант, если он:

  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен, открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

 В заключении хотелось бы отметить, что в современном образовании мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одаренных. Скорее нам педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определенные способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребенок одаренный может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.


Используемые источники:

1.М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова «Методика музыкального воспитания школьников». Москва-2001г.

2. Н.В.Савин. Педагогика // уч.пособие для пед.уч-щ. – М.: Просвещение

3. П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? И как вообще выявить одаренного ребенка из целого класса?...

Методика выявления музыкально одаренных детей.

В течение нескольких лет применяю собственную технологию по выявлению и работе с музыкально одаренными учащимися. Надеюсь, данная методика будет  полезна многим....

Хоровое пение на уроках музыки, как средство стимулирования и выявления музыкальной одаренности подростков.

В статьеподнимается вопрос о роли художественного образования и нравственном развитии учащихся, о значении пения в воспитании подростков. Цель работы: нахождение баланса информационного и исполнительс...

выявление музыкально одаренных детей

Особенности работы с одаренными детьми на уроках музыки...

Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки.

Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки....

Выявление музыкально одаренных детей и методы работы с ними.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме выявления музыкально одаренных детей....