Диагностика одарённости детей и система работы с ними
методическая разработка (5 класс) на тему

Марченко Лилия Александровна

Методическое объединение учителей естественно-математического цикла.

Тема: "Диагностика одарённости детей и система работы с ними"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы разобраться в том, что такое «одаренность» и каких детей называют одарёнными, рассмотрим различные трактовки данного понятия.

Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

В толковом словаре под редакцией Алабугиной одарённый определяется как талантливый. Талантливый – человек с выдающимися природными способностями

В словаре Даля трактовки понятия одаренность не приводится, однако автор приводит определение таланта. Здесь: талантливый – даровитый, с природными способностями

В Большом психологическом словаре под редакцией Мещерякова талант трактуется как высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности.

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение таланта: «Талант, выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области»

Помимо определения одаренности, предлагаемых в словарях, рассмотрим несколько трактовок данного понятия различными авторами.

«Одаренный ...человек, которому не надо учиться: он и так проложит себе дорогу ...»

«Одаренность ... есть интеллигентность. Интеллигентность есть способность мышления и суждения».

«Одаренность – результат длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуального ментального опыта»,

Сравнивая приведенные выше определения одаренности заметим, что основными признаками одаренности служит наличие у человека выдающихся (высокого уровня) способностей; а также развитый интеллект, опережающее развитие познания, психологическое развитие, повышенный уровень умственного развития, творческий подход, возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности.

Методы выявления и диагностики одаренности

В настоящее время существуют два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Второй – на системе комплексной оценки.

Все тесты можно разделить на два больших класса:

I. Тесты достижений.

II. Психологические тесты:

1. Интеллектуальные тесты; 2. Тесты способностей; 3. Социально-психологические тесты; 4. Личностные тесты.

Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему

Примеры задач на слайдах:(см.Презентация)

  • Примеры задач, приведенных выше, целесообразно использовать на уроках математики для развития одаренных учащихся. Представленные задачи можно включать в различные этапы урока. Во-первых, на этапе постановки целей учебной деятельности, где задача создает проблемную ситуацию, пробуждает познавательный интерес к изучению математики, стимулирует активность детей. Во-вторых, на этапе закрепления и применения изученного, где задачи служат целям формирования умений и навыков математического характера и достижению развивающих целей. В-третьих, для контроля и оценки усвоения, где задачи используются для диагностики усвоения и развития учащихся. Задачи развивающего характера решаются как устно, так и письменно, во время фронтальной, групповой и индивидуальной самостоятельной работы (как в классе, так и дома), служат средством углубления знаний учащихся, развития творческих и исследовательских подходов к решению различных проблем средствами математики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

толковый словарь под редакцией Алабугиной одарённый определяется как талантливый. Талантливый – человек с выдающимися природными способностями

Слайд 2

словарь Даля трактовки понятия одаренность не приводится, однако автор приводит определение таланта. Здесь: талантливый – даровитый, с природными способностями

Слайд 3

Большой психологический словарь под редакцией Мещерякова талант трактуется как высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности

Слайд 4

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение таланта: «Талант, выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области»

Слайд 5

Авторские понятия: «Одаренный ...человек, которому не надо учиться: он и так проложит себе дорогу ...» «Одаренность ... есть интеллигентность. Интеллигентность есть способность мышления и суждения». «Одаренность – результат длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуального ментального опыта»

Слайд 6

Задачи на развитие внимания Тип задачи: Умение выделять существенное

Слайд 7

3а 40 секунд запомните 20 чисел и их порядковые номера: 1) 13; 2) 12; 3)10; 4) 23; 5) 22; 6) 20; 7) 33; 8) 32; 9) 30; 10)43; 11) 42; 12) 40; 13)53; 14) 52; 15)50; 16) 63; 17) 62; 18) 60; 19) 73; 20)72.

Слайд 8

Вася записывает последовательность чисел. Определите правило, по которому он записывает каждое следующее число и запишите несколько следующих: 12, 31, 24, 12, 51… (Поставив запятую после каждой третье цифры, ответ становится очевиден).

Слайд 9

Тип задачи: Задачи на выделение геометрических элементов и фигур из общего фона

Слайд 10

Разрежьте фигуру (см. рис.) на 5 частей одинаковой формы и одинакового размера так, чтобы в каждую часть попало ровно по одному серому квадратику.

Слайд 11

Какой фигуры нет на этом рисунке? A) круга; B) треугольника; C) квадрата D) прямоугольника; E) все перечисленные фигуры есть.

Слайд 12

Тип задачи: «Поиск информации»

Слайд 13

Подсчитать, сколько раз встречается каждое из чисел от 0 до 9 (сколько раз встречается тот или иной знак, фигура, цвет и т.п.).

Слайд 14

Тип задачи: Задачи на метод «проб и ошибок»

Слайд 15

Между некоторыми цифрами 1, 2, 3, 4, 5 поставить знаки действий и скобки так, чтобы значение выражения было равно 40.

Слайд 16

Ученик переписал числовое выражение 9664 : 32 – 2 · 195 – 37 · 5, значение которого равно 3000. Где в этом выражении должны стоять скобки?

Слайд 17

Тип задачи: «Запомни сразу»

Слайд 18

а) комод, балда, букет, кладь, бритва, ковер; б) 246, 758, 371, 623, 782, 735; в) Боря, Даша, Нина, Алик, Вика, Женя

Слайд 19

Тип задачи: Комбинаторные задачи

Слайд 20

Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5? (Ответ: 25 чисел).

Слайд 21

Мальчик собрал в коробку пауков и жуков – всего 8 штук. Если пересчитать, сколько всех ног в коробке, то окажется 54 ноги. Сколько же в коробке пауков и сколько жуков? (У жука 6 ног, у паука 8 ног). Ответ: 5 жуков, 3 паука.

Слайд 22

Тип задачи: Задачи с несколькими решениями

Слайд 23

Решите анаграммы, дающие два решения, одно из которых – математический термин: КТЕОВР, ОУНСК, РТСКЕО.

Слайд 24

Тип задачи: Поиск закономерностей

Слайд 25

Продолжите числовой ряд: 18, 20, 24, 32,.…

Слайд 26

Вставьте пропущенное число: а)42/47/5 31/?/8; б)36/25/11 48/?/12; в) 6/66/11 5/?/12; г) 48/4/12 100/?/5.

Слайд 27

Сравнение Тип задачи: Задачи на выделение существенного

Слайд 28

Найдите общие признаки у чисел: а) 25 и 52; б) 25 и 35; в) 3333 и 444; г) 7 и 19; д) 8 и 192; е) 3 и 711; ж) 201 и 20101.

Слайд 29

Найдите принцип «устройства» ряда и продолжи этот ряд: а) 1, 1, 2, 3, 5, ... ; б) д, ж, з, к, ....

Слайд 30

Тип задачи: Логические задачи

Слайд 31

В лесу проводился кросс. Одна белка сказала: «Первое место занял заяц, а второй была лиса». Вторая белка сказала: «Заяц занял второе место, а лось был первым». На что филин заметил, что в высказывании каждой белки одна часть верная, а вторая – нет. Кто был первым и кто вторым в кроссе?

Слайд 32

В кафе встретились три друга: Желтов, Буров и Краснов. «Как замечательно, что один из нас одет в желтую, другой в бурую, а третий в красную рубашку, но ни у одного из нас цвет рубашки не соответствует нашей фамилии», - заметил человек в красной рубахе. Какого цвета рубашка у Желтова?

Слайд 33

Примеры задач, приведенных выше, целесообразно использовать на уроках математики для развития одаренных учащихся. Представленные задачи можно включать в различные этапы урока. Во-первых, на этапе постановки целей учебной деятельности, где задача создает проблемную ситуацию, пробуждает познавательный интерес к изучению математики стимулирует активность детей. Во-вторых, на этапе закрепления и применения изученного, где задачи служат целям формирования умений и навыков математического характера и достижению развивающих целей. В-третьих, для контроля и оценки усвоения, где задачи используются для диагностики усвоения и развития учащихся. Задачи развивающего характера решаются как устно, так и письменно, во время фронтальной, групповой и индивидуальной самостоятельной работы (как в классе, так и дома), служат средством углубления знаний учащихся, развития творческих и исследовательских подходов к решению различных проблем средствами математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"

Раскрывается работа с одаренными детьми...

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....

Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы

Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умст­венной одаренности, как постоянное возникновение у че­ловека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...

Выявление одарённых детей и особенности работы с ними

В условиях  быстро  развивающемся   информационном  мире,  развитии  новых  технологий,  резко  ставится  вопрос  о  талантливых...

Методическое пособие «Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности»

Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...