"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)
статья на тему

Кноп Татьяна Анатольевна

В п   В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. На базе отдельных школ действуют экспериментальные программы, позволяющие детям обучаться дистанционно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plyusy_i_min.d.obuch_.zip93.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»

629645

Ямало-Ненецкий автономный округ,

Шурышкарский район,

с. Лопхари, ул. Советская, д. 42,

тел. 8(34994)65290,

факс 65228

E-mail: lopkhari@mail.ru, taknop@mail.ru 

Тема выступления:

«Плюсы и минусы дистанционного обучения»

Автор:

учитель иностранного языка

Кноп Татьяна Анатольевна

с.Лопхари, 2014 год

Нужно много учиться, чтобы немногое знать.

Монтескье

     В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. На базе отдельных школ действуют экспериментальные программы, позволяющие детям обучаться дистанционно.

Главным плюсом дистанционного обучения является отсутствие привязки к определенной территории, что немаловажно в условиях, когда все больше школ, особенно небольших, «укрупняют», а попросту – закрывают и ставят детей и их родителей в сложные условия. Дистанционное образование в перспективе могло бы стать хорошим вариантом для детей из небольших поселков, желающих получить качественное образование на уровне лицеев и гимназий.

Большое значение имеет не только свобода от конкретного помещения, но и прогрессивность дистанционного обучения. Материалы, применяемые при обучении, отвечают самым последним веяниям, опираются на современные разработки, обновленные теории и т.д. Они дают ту гибкость, которой так иногда не хватает традиционной школе.

Колоссальны возможности интернет-обучения и в вопросе профильного обучения старшеклассников. Далеко не каждая школа может позволить себе пригласить ведущих специалистов для чтения лекций и профильного тестирования выпускников, в то время как интернет вполне способен решить эту проблему.

Плюсы и минусы. Первые выводы.

Итак, главный плюс дистанционного обучения – возможность пренебречь расстоянием между учителем и учеником. Благодаря этому есть возможность реализации практически любых по сложности программ обучения.

Особенно перспективным направлением остается изучение иностранных языков, которые нередко не преподаются на достойном уровне в районных и сельских школах.

В то же время, по собственному наблюдению знаю, нельзя отрицать тот факт, что занятия дома требуют высокой ответственности от ребенка, на которую он не всегда способен. Родители должны будут постоянно контролировать школьника, если он недостаточно мотивирован обучаться. Более того, далеко не все родители способны к рациональной организации рабочего времени своего ребенка-школьника и процесса его обучения.

Дистанционное образование дает возможность получить хороший уровень знаний без финансовых затрат. Что ж, отчасти это правда – действительно, не все родители могли бы позволить себе обучать ребенка в частной школе-пансионате или оплачивать его проживание во время обучения в лицее, гимназии или профильной школе в областном центре.

Но не все так просто – дистанционное обучение все-таки требует определенных вложений. Это и приобретение компьютера, и оплата интернета, и покупка сканера, принтера для печати дополнительных материалов, обслуживание этой техники.

В то же время школьникам часто бывает сложно обучаться за компьютером, не отвлекаясь на интернет, игры и прочее.

Использование в учебном процессе системы дистанционного образования  считается одним из перспективных направлений в школе. Под ним мы понимаем способ организации процесса обучения, основанный на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, позволяющий обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учеником и предусматривающий существенное увеличение доли самостоятельной работы обучающегося. Это новая специфичная форма, предполагающая использование своеобразных средств, методов, способов обучения, взаимодействия учителя и учащихся между собой.

По сравнению с классическим способом обучения дистанционное образование имеет ряд значительных преимуществ. Это:

- гибкость – возможность обучающихся заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и удобном темпе;

-  дальнодействие – расстояние от местонахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;

- асинхронность – в процессе обучения преподаватель и обучающийся работают по удобному для каждого расписанию;

- массовость – количество обучающихся не является критичным параметром;

- модульность и вариативность – возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

- экономичность – эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств;

- технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий;

- социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

- стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели.

Для реализации программы дистанционного обучения необходима система открытого образования, основанная на накопленном опыте, методическом, кадровом, информационных ресурсах, опыте обучения и имеющихся телекоммуникационных средствах. Дистанционное обучение должно быть направлено на повышение качества и доступности образования.

   С какими проблемами столкнулась я  в освоении электронного дистанционного образования? Главная проблема – недостаточное понимание того, что переход к дистанционному обучению не является только технологической задачей, хотя технические вопросы весьма важны. Преподавателю необходимо, во-первых, методически адекватно перевести все содержание курса в электронную форму, во-вторых, освоить технологии общения посредством Internet - коммуникаций, и, наконец, в-третьих, быть готовыми к тому, что все свободное время придется читать вопросы учащихся, разъяснять, комментировать в доступной форме то, что не усвоил ученик, и по электронной почте отвечать на них. Много времени занимает проверка выполненных работ учащихся. Задания передаются тьютером ученику в распечатанном виде, ребята выполняют практические задания, тьютер сканирует работу и только потом отправляет преподавателю на проверку, такой же процесс приходится выполнять и преподавателю только уже по проверке работы (распечатать, проверить, написать комментарии к работе, отсканировать, затем отправить). Только немногий процент учащихся выполняет работу, непосредственно впечатывая ответы, без сканирования, это намного облегчает труд преподавателя. Со стороны преподавателя это трудоёмкая работа, которая требует затраты времени и средств, но низко оплачиваемая. В нашей школе за дистанционное обучение мне платили 5баллов (530 р.) из ФНД, это при группе 25 человек.

   Еще одна проблема, о которой хочу сказать в связи с дистанционным обучением – это возможность фальсификации учебного процесса со стороны недобросовестных учеников (всегда можно попросить товарища или взрослого помочь выполнить задания).

В полном объеме дистанционное образование – это сложный дорогостоящий процесс, который требует длительной подготовки и должен внедряться поэтапно. Разработка программы дистанционного обучения занимает немало времени у преподавателя. Она строится на базовых учебниках, содержащих основную учебную информацию, причем эти учебники не ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, основные знания предмета. Дополнительно к учебникам используются профессионально ориентированные методические разработки соответствующих курсов, аудиоматериалы, электронная почта.

     По прошествии одного года работы очевидны плюсы и минусы дистанционного обучения. К безусловным плюсам относится экономия времени и средств на «доставку» преподавателей в образовательные учреждения. Обучающийся имеет весь необходимый для изучения материал: учебное пособие, учебно-методическую литературу, рекомендации к написанию контрольных работ, примерные тестовые задания. Работая самостоятельно, ученик может по электронной почте связаться с преподавателем для выяснения возникающих в процессе подготовки вопросов. Как будто все направлено на то, чтобы учащийся смог сориентироваться в потоке информации. Обучающийся имеет возможность освежить и обобщить знания в выбранной области.

Однако, полный отход от традиционного образования чреват неглубокими, поверхностными знаниями учащегося. Изучая дисциплину только дистанционно, ученик тем самым лишается возможности контакта со специалистом. Переход к тестам также ведет к обеднению обучения, т.к. обучающийся получает очень узкое представление о предмете.

Таким образом, можно сформулировать основные недостатки дистанционного образования по сравнению с классическим обучением:

  • отсутствие живого контакта между преподавателем и обучающимся;
  • отсутствие живого общения между обучаемыми;
  • высокая трудозатратность на этапе создания курсов дистанционного обучения;
  • ученики должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения (как минимум, компьютер, модем, электронная почта и доступ в Интернет);
  • невозможность контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.

Выход из сложного положения видится в сочетании традиционного образования и дистанционного обучения. Обязателен личный контакт преподавателя с учеником, т.к. на преподавателя возлагается задача по руководству работой обучающегося, оказанию ему помощи в самостоятельном изучении материала, ориентации в учебной литературе, пояснению сложных вопросов. Большим плюсом в этой работе являются каникулярные школы, проводимые ЦВиДОД. Во время таких школ ребята обмениваются впечатлениями, говорят о том, чего им удалось достичь, имеют возможность очно познакомиться с преподавателем, задать ему назревшие вопросы. Преподаватель во время этих встреч выносит на встречу свои суждения по ключевым и наиболее сложным вопросам. Только во взаимосвязи с такими встречами дистанционное обучение приведет к желаемым результатам, позволит эффективно распорядиться временем, отпущенным на занятия. Без контакта с преподавателем дистанционное обучение потеряет свою эффективность, а роль преподавателя сведется к работе простого методиста, фиксирующего ответы ученика, а не обучающего его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"

В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...

Статья. Плюсы и минусы дистанционного обучения английскому языку.

Данная статья посвящена плюсам и минусам дистанционного обучения иностранным языкам. Насколько целесообразно использовать этот метод в школьном формате обучения....

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Плюсы и минусы дистанционного обучения...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

плюсы и минусы дистанционного обучения...

Доклад на тему «Плюсы и минусы дистанционного обучения»

Дистанционное обучение, введённое во всём мире из-за пандемии, выявило ряд проблем в организации и качестве учебного процесса....

Плюсы и минусы дистанционного обучения

В связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционное обучение. Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурс...

Доклад " Плюсы и минусы дистанционного обучения"(2020год)

Современное образование не стоит на месте и ежегодно появляются новые технологии, методы и средства обучения.  Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновен...