Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"
презентация к уроку по теме

Федорова Светлана Юрьевна

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики Доклад по теме подготовила Федорова С.Ю., учитель информатики МОУ «ООШ №57»

Слайд 2

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Слайд 3

Как определить критическое мышление? Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

Слайд 4

Как определить критическое мышление? В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

Слайд 5

Как определить критическое мышление? В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Слайд 6

Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Слайд 7

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Слайд 8

ИНСЕРТ ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Прием осуществляется в несколько этапов.

Слайд 9

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования: преимущественно тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. V + - ?

Слайд 10

2. Корзина 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний.

Слайд 12

3. Кластеры Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Слайд 14

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 15

4. Синквейн Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Синквейны могут быть полезны в качестве: инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразителности.

Слайд 16

Цикл Сложный, разный Повторяется, работает, зацикливается Без цикла нельзя начистить картошку Важно

Слайд 17

5. 5-минутное эссе Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Слайд 18

6. Ключевые термины Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. Вариант «в»: найти информацию в тексте и сформулировать своими словами.

Слайд 19

7. Перепутанные логические цепочки Учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка

Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Приёмы развитие критического мышления на уроках математики

Открытие начинается там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика                                ...

Эффективные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка

Синквейн, кластер, фишбон, инсерт, таблица тонких и толстых вопросов, ассоциации и другие приемы Техологии развития критического мышления...